100 000 км ТОМУ НАЗАД...

100 000 км ТОМУ НАЗАД...

]

ИСПЫТАНИЯ

Тест

100 000 км ТОМУ НАЗАД...

...мы купили две машины: белый VAZ 21093 и вишневую «Шкоду-Фелиция». Купив (а тому уже два года с хвостиком), пообещали рассказать, насколько отличается дешевая иномарка от отечественного аналога. Пришло время выполнить обещание.*

По своей конструкции многие «дешевые» иномарки ничем не превосходят ту же «Самару», порой даже уступают ей. Отечественную технику подводит плохая сборка и низкое качество комплектующих.

Игорь ТВЕРДУНОВ

На одометре вылезла единичка с пятью нулями. Можно вписать последние цифры в бортовой журнал — программа испытаний закончена. Пару недель на оценку, дефектовку, измерения и — до свиданья, «шкодовка»! Счастливо, «девятина»! Скоро у вас будут новые хозяева.

Пока автомобили ждут своей участи на стоянке перед редакцией, мы, поглядывая на них из окошка, подводим итоги.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Оба автомобиля приобретены в марте 1998 года у официальных дилеров. Комплектация — минимальная. Из дополнительного оборудования на обе машины установлены одинаковые сигнализации «Сикура», магнитолы «Пионер», замки на рычаг коробки передач. Дополнительная антикоррозионная обработка не проводилась. В течение гарантийного срока обслуживались на рекомендованной продавцом сервисной станции. В послегарантийный период обслуживание и мелкий ремонт проводили в техническом центре «За рулем». Всю жизнь подопытные потребляли отечественный «девяносто второй» бензин и импортное минеральное моторное масло с вязкостью SAE 10W-40. Периодичность обслуживания — 10 000 км для «Шкоды» и 15 000 — для VAZ 21093, эксплуатация — круглосуточная, всесезонная. Ежедневная езда по Москве, регулярные выезды за город, периодически — дальние рейды. Экстремальные режимы эксплуатации зависели от пристрастий редакторов-испытателей. «Девятка» регулярно поднималась к вершинам гор, где водитель с грустью убеждался: нет, катанье на горных лыжах отменяется. «Фелиция» не раз (и не без помощи тягача) пробиралась на берег очередного водоема, чтобы седоки поняли: рыба клюет не здесь и не сейчас. Пробег 100 000 км достигнут за 26 месяцев.

ОТ ПОКУПКИ ДО ПРОДАЖИ

Приступим к поагрегатной оценке. Что самое дорогое — кузов? С него и начнем.

КУЗОВ. Каких-либо заметных нарушений геометрии у обоих автомобилей не замечено. Правда, у «Фелиции», «повешенной» на подъемник, с трудом закрывались двери. Но это смолоду. Коррозии иномарка сопротивляется много лучше. Несмотря на многочисленные повреждения лакокрасочного покрытия, видимых очагов коррозии не нашли. «Самара» тоже старается противостоять рже, но все-таки сколы краски на ней превратились в рыжие пятна. Появилась коррозия и в характерных местах — например, на рамке стекла пятой двери.

ДВИГАТЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ. Оба мотора особых проблем не создавали. Двигатель «девятки» вызывал поначалу опасения тем, что «ел» масло. Однако расход его не увеличивался, и мотор по сей день демонстрирует бодрость духа, хотя прослыл жутким замарашкой: вечно в масле и грязи.

Стародавняя, восходящая к 60-м годам конструкция чешского двигателя вызывала, честно говоря, опасения за его долговечность. Однако ветеран оказался бойцом. Никаких нареканий, расход масла между заменами и по сей день нулевой, цепь привода распредвала, сколько нас ни пугали ее вытяжкой, родная. Разве что немного снизилась компрессия в третьем и четвертом цилиндрах. Основную же головную боль доставляли не сами моторы, а системы, их обеспечивающие.

Карбюратор «Солекс» на «девятке» — вещь в себе. Требует частых регулировок, которым сначала не поддается, а потом не хочет держать. Нас он тоже помучил, но, к счастью, недолго. Элементы системы зажигания надежны, а вот электропроводка... Но об этом позднее. Еще одна беда — бензонасос. Пока найдешь исправный, надо перепробовать десяток. Проще сразу купить импортный. Вал стартера раздолбил втулку, на которую он опирается, прокручивая двигатель. Пришлось изобретать оригинальный способ замены пустячной детальки. А вот стартер «Шкоды» морозным зимним утром взял и сгорел, чем «нагрел» нас на сто с лишним долларов.

Карбюратор «Фелиции» — лицензионный чешский «Пирбург» потребовал лишь замены мембраны в ускорительном насосе. С отверткой к нему не подходили по сорок тысяч километров. Коммутатор, заляпанный грязью и солью, оказался стойким — лишь единожды пришлось очистить закисшую «массу». А вот «трамблер», мягко говоря, замучил. Симптомы его неисправности: дерганье стрелки тахометра, рывки автомобиля на низких оборотах, общая вялость двигателя. Сначала грузик автомата опережения, соскочив со своей оси, прогрыз борозду в корпусе и засыпал электрический прибор алюминиевой пудрой (см. материал в разделе «Своими силами»). Потом захандрила электромагнитная катушка. Прибор ремонтопригоден, и это радует.

«Выпуск» «Самары» уже меняли, второй — на подходе. У «Фелиции» прогорела приемная труба — это, кстати, была последняя неисправность за сто тысяч.

ТРАНСМИССИЯ. И там, и тут — полная разруха. Коробку «Шкоды» заменили после того, как шестерня пятой передачи провернулась на валу, а стружка, попавшая в подшипники и шестерни, довершила разгром. Купить агрегат «б/у» оказалось дешевле, чем ремонтировать родной. Сделав так, мы не прогадали — подержанная коробка исправно отработала уже 25 тысяч. В приводе переключения передач потребовалось заменить две копеечные, но дефицитные резинки — тогда рычаг коробки перестал болтаться. У правого внутреннего ШРУСа разрушился чехол, мы этого вовремя не заметили и... купили новый шарнир.

Коробка VAZ 21093 страдала хроническим «пробоем» синхронизатора второй передачи. К восьмидесяти тысячам передачу стало выбивать. Коробку перебрали самостоятельно; теперь она подвывает и с трудом включается «первая». Прав был классик: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною...». Заменили также оба наружных ШРУСа.

Замену сцепления в сборе на обеих машинах совместили с ремонтом коробки (75 тыс. км — «Шкода», 80 тыс. км по состоянию на тот момент — ВАЗ). Оба сцепления запросто проходили бы тысяч до ста.

ПОДВЕСКА. На «Самаре» поменяли по гарантии передние стойки. Задние амортизаторы по сей день родные. Сейчас неплохо бы заменить весь комплект. На «Шкоду», стремясь увеличить дорожный просвет, поставили усиленные стойки, которые служат по сей день. А родные лежат в гараже, тоже совершенно исправные. На «девятке» работает третий комплект шаровых опор, на «Фелиции» — второй.

ТОРМОЗА. Передние тормозные диски заменили одновременно — при пробеге 85 000 км. Отечественные износились, у одного из чешских появилось биение. Передние колодки меняли трижды на VAZ 21093 и дважды — на «Фелиции». Задние, соответственно, один раз и ни разу.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Когда рейка «Шкоды» застучала впервые, заменили направляющую втулку. Второй раз источником звука стал шарнир рулевого вала: вновь замена. Потом опять загремела рейка, и мы купили новую. Вся эта эпопея случилась между 65-й и 70-й тысячами.

Аналогичный механизм «Самары» прожил дольше, но сейчас рейку уже пора менять. До того заменили только наконечники рулевых тяг.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. У «Шкоды» — одна неисправность: «отгнил» провод от вентилятора. У «Самары» — одни неисправности. Второй год длится битва с платами задних фонарей, причем платы побеждают. Из-за безобразно проложенной проводки и негерметичных разъемов регулярно «отрубалось» зажигание. С проводкой сражались долго, пока не переложили весь передний жгут, загерметизировав разъемы. Пришлось менять блок реле и предохранителей — его плата сгнила.

Качество электрооборудования характеризует и работа сигнализации. Две одинаковые «сикуры» установлены в одной мастерской. На «Шкоде» «сигналка» трудится по сей день без единого сбоя, тогда как ее сестра на «девятке» поначалу мучила ложными тревогами, а потом и вовсе померла, сердечная.

ПРОЧЕЕ

У чешской машины этот список короток. Когда нам надоело покупать стекла противотуманных фар взамен треснувших, просто закрыли фары штатными заглушками.

У «Самары» «прочего» предостаточно: сломалось водительское сиденье, развалился подрулевой переключатель, вышли из строя гидрокорректор фар и задний стеклоочиститель, «закис» трос ручника, облезли наружные зеркала, покоробило бамперы, постоянно клинило курки дверных ручек, отваливались уплотнители, дребезжал и рассыпался салон... Список можно продолжать.

«ЗА» И «ПРОТИВ»

И все-таки не будем итожить, какая машина лучше — отечественная или импортная. Слишком много сугубо личных факторов влияет на выбор автомобиля каждым конкретным покупателем. Мы просто порассуждаем на тему «девятка» против «Шкоды» или даже более широко: российское изделие в сравнении с иностранным.

Вывод первый: «За Россию обидно!». Ведь «девятка», если посмотреть с точки зрения технаря, ничем не хуже «Фелиции», «Нексии» или " Renault 19" — наиболее дешевых импортных машин такого класса на нашем рынке. Они создавались в одно время, в них применены очень близкие технические решения. А по некоторым позициям (двигатель, например) отечественная машина куда современнее той же "Фелиции". Придумать придумали, а сделать толком не можем. Масса мелких, противных и совершенно глупых дефектов характеризует отношение отечественного производителя к своей продукции. Ведь "по-крупному" чешско-германское изделие ломалось ничуть не меньше российского.

Вывод второй: «дешевая» иномарка — это не страшно! Она не рассыпется на первой кочке, не потребует суперзатрат, не умрет от нашего бензина. Нормальный автомобиль со своими достоинствами и недостатками. Да, с недостатками. И не стоит бросаться в другую крайность, считая, что, купив импортный автомобиль за 6–9 тысяч долларов, получите совершенно беспроблемный аппарат. Это наверняка будет ровесник нашей «Самары», да к тому же произведенный вдалеке от центров автомобильной моды. Можно, однако, рассчитывать на более высокую культуру производства — когда с первых километров не надо «подбирать сопли», а потом год «доводить до ума». Можно надеяться на меньший процент заводского брака: стойки не вытекут на первых тысячах, новый ШРУС не разберется на ходу, размерные группы поршней и цилиндров будут соответствовать друг другу. Общий же ресурс узлов и агрегатов дешевой иномарки вряд ли будет выше, чем у отечественной машины... которую владелец, правда, «довел до ума».

Вывод третий: деньги решают все! Иномарка, даже самая дешевая, дороже российского автомобиля. Дороже ее обслуживание и ремонт. Именно это — основная преграда на пути импорта. Отечественные машины покупают не потому, что они такие хорошие, а потому, что дешевые. Не верите? Тогда попытайтесь представить себе обеспеченного россиянина, который по доброй воле продает свой... нет, не «Мерседес», он не так богат, а, скажем, «Ниссан-Алмера», и покупает VAZ 2106. Слабо верится. Теперь, уважаемый читатель, представьте себя обеспеченным человеком. Устроились, например, на хорошую работу (ограбили банк, открыли свое дело, получили наследство). Бытовые проблемы решили, садоводство на даче забросили, дети учатся в хорошей школе, жена отдыхает на теплом море, кошка ест «Вискас», а вы... ремонтируете в гараже престарелый «Жигуль»? Вот то-то.

Вывод последний: выше головы не прыгнешь! Посчитайте денежки. Купить — полдела, потом придется содержать. Заранее поинтересуйтесь ценами на ремонт и запчасти и не надейтесь, что со всеми проблемами справитесь сами или руками гаражного «дяди Васи». Наверняка придется иметь дело с фирменным сервисом или более квалифицированным (и дорогим) «дядей». Вас это не пугает — тогда вперед! Есть сомнения? Тогда перед вами все разнообразие отечественной техники, не слишком изысканной, но куда более дешевой. Главное — делать покупку по расчету, а не по любви.

" Шкода Фелиция": коробка передач (9975 руб.); сцепление (2700 руб.); рулевая рейка (3000 руб.); ШРУС (1360 руб.); стартер (3200 руб.); приемная труба (1482 руб.); тормозные диски (960 руб.).

VAZ 21093: ремонт коробки передач (570 руб.); сцепление (740 руб.); два ШРУСа (1600 руб.); блок предохранителей (560 руб.); сиденье водителя (1900 руб.); глушитель (400 руб.); тормозные диски (600 руб.).

Последствия ремонта на фирменной СТО.

VAZ 21093, она же «девятка», она же «девятина». Родилась в конце 1997 года. Не иначе, предновогодние настроения «родителей» сказались на наследственности «ребенка». Переболела всеми известными в ее роду болезнями. Смолоду отличалась склонностью к мелким пакостям, которые подкидывала в самое неподходящее время. Постоянно требовала ухода и пусть недорогого, но регулярного лечения. Многие заболевания стали хроническими. С возрастом характер окончательно испортился: выходки стали грубыми и бестактными. Склонность к брюзжанию панелей обивки стала патологической. Сохранила здоровое сердце и способность передвигаться, но уже близка к маразму. Выглядит старше своего возраста. Проживет еще долго, но требует серьезного лечения. В противном случае замучает непредсказуемым поведением.

" Шкода Фелиция", она же "шкодовка", она же "филимойша". Родилась весной 1998 года. Отпрыск знатного, но обедневшего рода. Отец — истинный ариец. Несмотря на субтильную внешность и тонкие ножки, в молодости отличалась завидным здоровьем. Характер ровный, покладистый. Со временем на здоровье подопечной начала сказываться среда обитания. Болела не часто, но серьезно. Требовала дорогостоящего лечения. Хроническими болезнями не страдает. Внешне выглядит на свой возраст. При хорошем уходе будет жить еще довольно долго до полного одряхления организма.

Фото Игоря ТВЕРДУНОВА и Александра ПОЛУНИНА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии