Наш подход к дизелю

НАШ ПОДХОД К ДИЗЕЛЮ

]

ТЕХНИКА

Новинки

Материалы рубрики подготовили Денис БОРОВИЦКИЙ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

НАШ ПОДХОД К ДИЗЕЛЮ

Ярославский завод топливной аппаратуры (ЯЗТА) осваивает аппаратуру для питания дизелей, отвечающих нормам Евро II и Евро III.

Скептики утверждают: между отечественным и западным автопромом пропасть глубиной с Марианскую впадину. Однако это не мешает минским грузовикам бороздить просторы Европы, на которых действуют нормы ЕЭК ООН Евро II, а КамАЗам — выигрывать престижную гонку «Дакар-2000». А знаете ли вы, что моторы ЯМЗ этих автомобилей оснащены топливными насосами высокого давления «Компакт-40», позволившими в 1997 году сертифицировать восемь перспективных дизелей ЯМЗ на соответствие стандартам ЕЭК ООН Евро II?

От своих предков насосы унаследовали блочную (европейская школа) конструкцию. В едином корпусе разместились насосные секции с тремя отсечными отверстиями, хитрой геометрией отсечных кромок спиральной канавки, увеличенным диаметром, ходом и скоростью плунжера. Значительно улучшились гидравлические характеристики плунжерной пары, давление впрыска возросло до необходимых 1250 атм.

А вот управление насосом, как ни странно, осталось прежним — механический регулятор, хоть и претерпевший изменения. По западным меркам, древность, зато для российских перевозчиков, не избалованных грамотным сервисом, — то, что надо. Простота конструкции, дешевые запчасти, великолепная ремонтопригодность, Евро II.

Сегодня на заводе выпускают два базовых ТНВД-175.1111 005 и 135.1111 005, открывающие моторам ЯМЗ-7511; 7601 второе евро-дыхание.

Чтобы выйти на Евро III, от блочной конструкции насоса пришлось отказаться, отдав предпочтение индивидуальным насосам, способным развить 1600 атм. Кстати, похожими насос-форсунками оснащались созданные на базе американского двухтактного дизеля «Дженерал моторс» моторы ЯАЗ-204, 206. Эти «столбиковые» насосы, монтируемые, как и их обрусевшие предки, в непосредственной близости от цилиндра, связаны с форсункой короткой трубкой, практически не влияющей на работу системы. Доработанная форсунка получила усовершенствованный распылитель с легкой иглой диаметром 4,5 мм.

Управление топливоподачей поручено электронной системе, четко, в отличие от своего близорукого механического коллеги, отслеживающей все изменения в работе мотора и оперативно корректирующей параметры впрыска. Кстати, один из первых электронных регуляторов совместной разработки ЯЗТА и НПО «Автоэлектроника» (Москва) в начале 90-х годов прошел испытания на автомобиле МАЗ с двигателем ЯМЗ-238. Однако несмотря на положительный результат, проект свернули — экономили средства. Российский потребитель остался верен традиционной механике. Что ж, придется возобновить исследования, тем более что адаптация новых насосов к дизелям ЯМЗ-650 и 530 завершается.

Как быстро заводчане найдут средства и доведут опытные образцы до товарного вида, покажет время. Сегодня, чтобы загрузить основное производство, завод осваивает смежную продукцию. К примеру, на оборудовании прецизионного цеха делают гидронатяжители цепи (ремня) и гидрокомпенсаторы для заволжских (ЗМЗ-406.10; 514.10) и тольяттинских (VAZ 21214; 2123; 1119; 2112) силовых агрегатов, а также ремонт топливных насосов иномарок. Не за горами монтаж и пуск линии по производству свечей зажигания французской фирмы «Сажем».

Топливный насос «Компакт-40».

Гидроопоры (слева) и натяжитель цепи (ремня) вазовских и заволжских моторов.

Секция и форсунка насосов Евро II.

Столбиковый ТНВД — шаг к Евро III.

Доводка насоса — дело тонкое.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии