"сетра" — выигрыш от перемены

«СЕТРА» — ВЫИГРЫШ ОТ ПЕРЕМЕНЫ

]

ТЕХНИКА

Презентация

«СЕТРА» — ВЫИГРЫШ ОТ ПЕРЕМЕНЫ

Весьма трудно поверить в то, что изящное название фирмы «Сетра» (Setra) есть банальное сокращение от труднопроизносимого немецкого SElbstTRAgender — «зельбсттрагендер», что в переводе означает «самонесущий».

Анатолий ФОМИН

Название появилось в 1951 году, когда предприятие Карла Кессборера выпустило первый автобус с несущим кузовом «Сетра-S8». Любопытствующие порой хотят знать, что означает курсивное «К», соседствующее на эмблеме со словом «Сетра». Тут все просто — это монограмма Карла Кессборера. Самый первый автобус его фирма сделала еще в 1911 году, а в тридцатые годы наладила производство специальных аэродинамических кузовов для высокоскоростных автобусов — тогда они начали курсировать по немецким автобанам. Без малого 90 лет с автобусами — достаточный повод, чтобы, не стесняясь, напоминать об этом.

А ПРИ ЧЕМ «ЕВОБУС»?

Нет, это не новая модель. Компания «Евобус» пока не имеет столь славной истории. Она основана пять лет назад «Даймлер-Бенцем», объединившим трех «автобусников»: собственно «Мерседес-Бенц», «Мерседес-Бенц Турция» и «Сетру», которая до этого была самостоятельна. Теперь же «Сетра» и «Мерседес-Бенц» — близкие родственники.

Объединение пошло на пользу всем. «Мерседес-Бенц» получил доступ к кузовным технологиям «Сетры», а она, в свою очередь, к новейшим агрегатам компании. В цифрах это выражается так: в 1995 году было продано 1919 автобусов «Сетра», а в 1999-м — 2775.

НА ВОСТОКЕ ЕВРОПЫ

Если об автобусах «Мерседес-Бенц» немецкого и турецкого производства у нас в общем-то знают и продажи их исчисляются сотнями, то о марке «Сетра» известно совсем немного. В «Евобусе» считают, что по нашим дорогам бегает около 200 таких машин. Если принять во внимание, что в прошлом году Россия закупила 68 «сетр», то это близко к истине, но большинство из них машины модели 215HD, которая восходит еще к семидесятым годам. Новых моделей пока не заказываем. Дорого.

Российский рынок автобусов очень перспективен. Как-никак, третий по величине в мире после Индии и Китая — на каждую тысячу россиян приходится 3,2 автобуса, или в общей сложности 470 тысяч. Бо'льшая часть этих машин очень старые и нуждаются в замене. Но вот для импортеров, которые рвутся на наш рынок, часть условий неприемлема — 30% пошлины! Для сравнения: у бывших «соцбратьев» поляков она всего 10% и междугородные автобусные перевозки растут у них куда быстрее.

Жители восточноевропейских стран любят путешествия на запад, но вот с доходами у них туговато, и посему дорогому авиабилету или не слишком удобному поезду они предпочитают комфортный автобус, который без пересадок доставит к месту назначения. Сегодня рост пассажирских перевозок отмечается и в прибалтийских странах, откуда до России рукой подать. С учетом этого, видимо, и был задуман организованный фирмой «балтийский тур» «Сетры» с финишем в Санкт-Петербурге. Здесь и состоялось наше знакомство с новыми автобусами.

«СЕТРЫ» БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

У каждого производителя своя система классификации. «Сетра» делит все автобусы на три группы. «Мультикласс» — наиболее доступные универсальные машины для пригородного сообщения со средним или низким уровнем пола, «комфорткласс» — автобусы среднего ценового диапазона и комфорта, предназначенные для междугородных перевозок и экскурсионного обслуживания, и, наконец, «топкласс» — самые комфортабельные машины для эксплуатации на длинных маршрутах с максимальной эффективностью.

Все три семейства заметно различаются внешне. У машин «мультикласса» практически прямоугольный профиль, а «топкласс» легко узнать сбоку по широкой наклонной стойке.

Естественно, что гамма автобусов не различается только типом кузова и уровнем пола: «сетры» бывают длиной от 8,9 до 15 м (в «мультиклассе» есть и сочлененная модель длиной 18 м), причем 12-метровые могут быть двух- и трехосными, а 13,6- и 15-метровые — только трехосные. В отличие от «Мерседес-Бенца», «Сетра» более гибко подходит к комплектации машин. Даже в том, что касается «политических» моментов: автобусы «Сетра» могут быть оснащены не только двигателями «Мерседес-Бенц», но и их конкурентами: моторами МАН или «Детройтдизель». И если среди заказчиков междугородных машин доля предпочитающих «немерседесовский» дизель всего 5%, то пригородные автобусы на 35% комплектуются двигателями МАН.

ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА?

Международные пассажирские перевозки переживают сегодня очередной всплеск. С отменой границ в Европе междугородный автобус, как средство транспорта, становится все более привлекателен. Однако старой технике въезд сюда закрыт: автобусы, не соответствующие Евро I, уже не допускают в страны ЕС. На будущий год настанет очередь машин Евро I, так что к 2004-му на дорогах объединенной Европы останутся только автобусы, соответствующие Евро II и III. При этом возрастет количество длинных автобусов — теперь им позволено вырастать аж до 15 м. Практика показывает: радиус поворота 15-метровых машин (у них поворотная не только передняя, но и задняя ось) всего на метр больше, чем 12-метровых, а это не вызывает проблем даже на самых узких улочках. Ожидается и бум двухэтажных автобусов: «даблдекер» «Сетра-328DT» при 12-метровой длине берет на борт 75 пассажиров. Так что распространение «сверхбольших» автобусов дело недолгого времени, поскольку это очень выгодно.

А что в России? Новых «сетр», как уже отмечалось, здесь нет. Будут ли популярны у нас автобусные поездки в Европу? В ближайшее время вряд ли. Все-таки далековато — двое суток пути. К тому же, вопреки расхожему мнению, наши путешествующие соотечественники более состоятельны, чем хотят порой казаться, и предпочитают авиарейсы. К тому же ослабления паспортно-визового режима пока не предвидится — скорее, наоборот. Тем не менее интерес к автобусным поездкам есть. И если сработают специальные цены для российского рынка, возможно, и на наших дорогах появятся самые разные «сетры».

«Сетра„-хронология: 1883 — предприятие Карла Кессборера; 1911 — первый автобус; 1920 — начало производства комфортабельных автобусов; 1930 — автобусы с обтекаемым кузовом; 1951 — „Сетра-S8“ — первый автобус с несущим кузовом; 1961 — автобусы „Сетра-S10“ (серия 100); 1976 — автобусы серии 200; 1984 — независимая передняя подвеска и АБС серийно на автобусах „Сетра“; 1991 — автобусы серии 200; 1993 — „Сетра“ серии 300 — междугородный автобус года; 1995 — „Сетра“ в составе „Даймлер-Бенца“; 1996 — „Сетра-S315NF“ низкопольный автобус; 1997 — „Сетра-S317HDH-3“ трехосный высокопольный автобус.

Фото Анатолия ФОМИНА и компании «Евобус»

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии