Храните ваши денежки...

ХРАНИТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ...

]

ЭКОНОМИКА

Фондовый рынок

ХРАНИТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ...

В начале года редакция сформировала инвестиционный портфель из акций крупнейших автомобильных компаний.

Ценные бумаги автозаводов — вполне надежное вложение средств.

Елена ВАРШАВСКАЯ

Игра на бирже... Акции, взлеты и падения котировок... «Финансист», «Титан», «Стоик»... Америка, небоскребы, миллионеры... Чужой, чуждый мир, такой далекий и притягательный.

Теперь оказалось, что любой из россиян может приобщиться к этой «не нашей» жизни: приобрести акции, стать настоящим капиталистом. Причем совладеть не какими-то непонятными отечественными заводами, а «Фордом», «Дженерал моторс». И ничего здесь нет особенного. Открой счет в иностранном банке — реклама на каждом шагу, а потом через Интернет (великая вещь — Всемирная сеть!) купи сколько надо ценных бумаг каких угодно компаний. Были бы деньги!

Вот надо бы еще «Даймлер-Крайслер», «Фольксваген», «Тойоту» и...

«Пожалуйста, покупайте! Это интересно — быть совладельцем автомобильных фирм, следить за котировкой их акций, — сказал главный редактор. — Только денег я вам не дам. Сначала разберитесь, что к чему на фондовом рынке». Привычный подход: сначала научитесь плавать...

Впрочем, современный фондовый рынок, в отличие от бассейна, вполне позволяет научиться «плавать» без воды. Достаточно сформировать виртуальный портфель ценных бумаг и хоть каждый день наблюдать за изменением их цены.

В начале января такой портфель был в редакции создан. Как? Очень просто. В известной поисковой системе Yahoo! есть финансовый раздел (http://finance.yahoo.com), где можно зарегистрироваться в качестве пользователя. Это даст возможность изучить кучу графиков и таблиц, показывающих, акции каких предприятий и почем продаются на бирже, как меняется их стоимость. Тут же можно прочитать все, что пишут об интересующих вас предприятиях разные газеты и агентства. А потом сформировать собственный портфель: столько-то акций этого завода, столько — другого... И всякий раз, набирая свой пароль, видеть, что происходит именно с этими ценными бумагами.

Гулять так гулять — деньги ведь не настоящие, а виртуальные! Поэтому «покупку» сделали с размахом — акции «Даймлер-Крайслера», «Форда», «Дженерал моторс», «Ниссана» и «Тойоты» — почти на 50 тысяч долларов! И хоть сделка была чисто теоретической, без риска для кармана, чуть не каждое утро после этого начиналось с волнений и проверки: каковы котировки? Упала цена акций со вчерашнего дня или поднялась? Захватывающее, оказывается, дело — быть капиталистом, пусть виртуальным.

Пришлось привыкать к тому, что стоимость ценных бумаг на фондовой бирже меняется ежедневно. И если первые пару месяцев сердечных приступов не было («сегодня — падение, потери — $800!», «а сегодня — сумасшедший рост, выигрыш — $1500!»), то только потому, что в реальности перемены на рынке нас не касались. Потом стало ясно: надо обращать внимание не на ежедневные колебания, а на тенденцию.

Тут наступила весна, и рухнули акции компьютерных фирм, которые до этого росли, как на дрожжах. А ценные бумаги автомобильных компаний продолжали жить своей жизнью — одни подросли в цене, другие (увы, большинство) подешевели, но не так стремительно, как интернетовских компаний.

С августа прошлого года постепенно снижается стоимость «Даймлер-Крайслера» (может, стоит «продать»?). «Дженерал моторс» потихонечку дорожал до нынешнего мая, а потом довольно резко пошел вниз (кстати, в это время его акции наиболее активно продавали и покупали — все предвидели новый подъем). «Форд» колеблется, оставаясь в среднем почти неизменным, «японцы» в последние месяцы идут в рост. А вообще со времени покупки акций редакция потеряла (на конец июля) $6408! Эх, как в воду глядел главный редактор, помедлив дать денег на покупку акций!

Опытные люди относятся к подобным потерям стоически. Более того, считают, что вложения в акции автомобильных заводов наиболее стабильны. Ведь в среднем за год-два их цена, как правило, возрастает. Например, доход на акцию «Дженерал моторс» в прошлом году составил чуть меньше девяти долларов — недурно! А колебания стоимости акции «Джи-Эм» в нынешнем году — чуть больше 37 долларов (от 57 1/4 до 94 5/8 доллара за акцию). Что это значит?

Сравним с ценными бумагами интернетовских фирм, вокруг которых в последнее время столько шума. Они, как правило, убыточны. Но их покупают из-за высоких ожиданий, что очень сильно отражается на стоимости (далеко не всегда чем-то подкрепленной). Например, акции «Ариба», одной из самых известных компаний «новой экономики», подскочили на $28 (со $116 до 134) за один день при новости о том, что в предыдущем квартале они... потеряли не восемь центов на акцию, а всего пять! Колебания стоимости таких акций — сотни, тысячи процентов за весьма короткий срок. Да, риск вложений тут несравнимо выше — как и возможность заработать на купле-продаже! Поэтому биржевой игрок скорее приобретет такие ценные бумаги, а тот, кто просто хочет надежно вложить деньги (чтобы сумма не намного, но стабильно вырастала), вероятнее всего, купит акции солидных, устойчивых компаний — тех же автомобильных заводов.

Кстати, не стоит забывать и о дивидендах, которые они выплачивают акционерам. Многие собственники ценных бумаг живут на эти выплаты. Скажем, компании из нашего портфеля платят в год от 50 центов до $2,4 на акцию — очень неплохо.

Правда, специалисты говорят, что автомобильный рынок цикличный и после нескольких лет рекордных прибылей (их получают последние пару лет) непременно последует спад. Но они же успокаивают: резких перемен к худшему ожидать не приходится. Автомобильный бизнес, заводы, стоимость которых — десятки миллиардов долларов, в одночасье не пропадут. А значит, вкладывая средства в их ценные бумаги, акционеры не подвергают свое состояние опасности.

Впрочем, для российского человека вложение денег в акции и игра на фондовой бирже — дела по-прежнему экзотические. Кажется, лучше и надежнее хранить их в банке. Трехлитровой. А уж если пускать в рост, то в какой-нибудь финансовой пирамиде: процентов эдак под двести в месяц. Главное — успеть вовремя забрать.

ВОТ ОН, НАШ ПОРТФЕЛЬ

Компания Цена 1 акции на Количество ак- Цена порт- Цена 1 акции на мо- Изменение стоимости

конец июля, долл. ций в портфеле феля, долл. мент покупки, долл. портфеля, долл.

«Даймлер-Крайслер» 55 130 7150 77,75 —2957,5 

«Форд» 47 190 8930 53 —1140 

«Дженерал моторс» 60 130 7800 75,5 —2015 

«Ниссан» 10 1025 10 250 9,75 256,25 

«Тойота» 83 110 9130 89,06 —666,6 

Всего 43 260 —6522,85 

НЕКОТОРЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Компания Цена 1 акции на конец Цена всех акций Доход на 1 акцию Max и min стоимость 1 

июля 2000 г., долл. комп., млрд. долл. в 1999 г., долл. акции в 2000 г., долл.

«Даймлер-Крайслер» 55 55,242 6,25 51 13/16 — 85 3/4 

«Форд» 47 57,100 5,58 40 1/4 — 57 1/4 

«Дженерал моторс» 60 37,271 8,94 57 1/4 — 94 5/8 

«Ниссан» 10 12,644 — 6 5/8 — 13 3/8 

«Тойота» 83 158,3 — 60 3/4 — 108 1/4 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии