Под боком у гиганта

ПОД БОКОМ У ГИГАНТА

]

ЭКОНОМИКА

Сделано в России

ПОД БОКОМ У ГИГАНТА

Трудно ли начать свое производство?

Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ

КОЛОДКА

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДЕШЕВОЙ

Ребята-технари из города Волжского в эпоху кооперативов клепали успокоители цепи для «жигулей» и сбывали их на местном рынке. Вскоре этот бизнес пришел в упадок, тогда предприниматели стали перепродавать заводские автозапчасти. Однако и расцвет посредничества закончился — нужно было искать новую нишу. Ни гаражная делянка, ни оптовая фирма не были для компаньонов пределом мечтаний. Им показалась привлекательной идея создать свою торговую марку — «Сонатекс», абсолютно новую, независимую. И производить под этой маркой ни много ни мало тормозные колодки.

Сперва бизнесмены заявились на солидное местное предприятие, где предложили открыть цех колодок для иномарок (с новым торговым знаком, в красочной упаковке). «А у нас и так все раскупают...» — последовал лаконичный ответ. Дальнейшие поиски привели к хозяину небольшого завода. Чем только на нем не занимались: ремонтировали бытовую технику, мастерили сверла для бормашин, штамповали сальники для «жигулей»... Новое предложение пришлось здесь по душе. Дело закрутилось.

Правда, сначала партнерам пришлось помозговать: какие, собственно, колодки делать? Под боком — ВАТИ, крупнейший российский завод. Конкурировать с ним по цене — прогоришь, ведь дешевле не сделаешь. Можно, конечно, постараться, но это будут уже не колодки... Выбрали совсем другую нишу — дорогого «фирменного» товара. Тем более, что примеры для подражания уже были — «Дафми», СТС, «Маркон», ВВВ...

НАЙДИ

СВОЕГО ПОСТАВЩИКА

Для тех, кто решил начать дело с нуля, в России почти нет необходимых условий. Оборудование? В его поисках технари из Волжского объездили чуть не всю страну — пришлось заказывать по крохам в разных городах. Документацию на колодки получили на автомобильных заводах — естественно, не бесплатно. Патенты на состав смеси — в различных исследовательских институтах. Сложнее всего оказалось достать компоненты смеси. Пришлось обегать просторы СНГ — некоторые составляющие оказались в России в большом дефиците.

Инфраструктура поставок (конструкторской и технологической документации, оборудования, сырья) для производства автомобильных компонентов в России абсолютно не развита. Где, например, купить небольшую партию металла или глинозема? Если берешь меньше пяти вагонов, ты клиент второго сорта — отсюда соответствующее отношение и завышенные цены.

НАЧИНАТЬ НАДО С МОСКВЫ

Но вот проблема поставок решена, оборудование готово к работе. Что дальше? В самом Волжском, как и в Волгограде, на дорогих колодках не заработаешь. Потребителя на них нет — местный рынок забит запчастями, пусть не лучшего качества, зато дешевыми. Здесь несколько десятков легальных и полулегальных цехов. Вывод неожиданный — начинать надо с Москвы. И вот в прошлом году в столице был выброшен десант торговых агентов: бегают, закрепляя достижения и расширяя сеть торговых партнеров, и по сей день.

Ставка на Москву оказалась верной. Через полгода фирма продавала здесь уже больше 1000 комплектов в месяц. Правда, в разгар успешной работы в Волжском грянула облава на подпольные цеха (за месяц их закрыли около 20!). Неожиданно проверка явилась и в «Сонатекс». Инспекторы Госстандарта искали... штампы ВАТИ! Они были уверены, что здесь клепают «самопал» под известный завод. Увы, малые предприятия в России все еще держат за подпольщиков и кустарей. Не спасают ни сертификат НАМИ, ни официально зарегистрированная торговая марка. Однако проверяющие убедились: фирма работает в соответствии с законом.

К концу лета «Сонатекс» надеется продавать только в столице не меньше 10 тысяч колодок в месяц. Автомобилисты начинают понимать: импортное — не значит лучшее. «Фирменная» коробочка нередко содержит фальшивку. И чем именитее производитель, тем больше соблазн у поддельщиков. Потому все больше людей выбирают отечественное. Осенью фирма открывает в Волжском новый цех — в два раза мощнее старого. Удастся ли следующий бросок «Сонатекса» на рынок? Ответ ясен: будет качество — придет и успех.

«СТАРТОВАЯ ЦЕНА» ПРЕДПРИЯТИЯ

НА 50 ТЫСЯЧ КОЛОДОК В МЕСЯЦ

1. Технологическая и конструкторская документация (на пресс-формы и штампы, проектировку здания и оборудования, сети и коммуникации, состав смеси) — 52 тыс. долл.

2. Здание 600 кв. м и оборудование (различные прессы — 11 шт., смесеприготовительный комплекс — 1 шт., гальванический цех, окрасочная камера, станки с ЧПУ и автоматы продольного точения — 5 шт., автотранспорт — 2 ед.) — 148 тыс. долл.

3. Оснастка (пресс-формы, вырубные штампы на 40 различных видов колодок) — 35 тыс. долл.

Реклама, маркетинг, упаковка (в расчете на год) — 50 тыс. долл.

(Окупаемость — 5 лет, норма прибыли — 30%.)

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии