"сто третья" готовится к зиме

«СТО ТРЕТЬЯ» ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ

]

РЫНОК

Экспертиза

«СТО ТРЕТЬЯ» ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ

Появление шестнадцатиклапанного мотора в «десятом» семействе сопровождалось переходом на четырнадцатидюймовые шины и колеса.

В холодное время года зимние шины жизненно необходимы. Отрадно, что теперь выбор есть и у владельцев столь резвой машины, как VAZ 21103. 

Сергей ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Все логично: новый двигатель, возросшая мощность и, как следствие, совершенно иные скоростные и динамические возможности. Чтобы эффективно управлять этим потенциалом, нужны, кроме всего прочего, мощные тормоза. Так появились тормозные диски увеличенного размера, а они потянули за собой и колеса с шинами. Летом размерность резины не очень беспокоила владельцев «сто третьих»: большинство довольствовалось тем, что поставили на конвейере — как правило, это нижнекамская Л5 («Кама-210») размерности 175/65R14. К слову, именно эту шину мы использовали в тесте как базовую для сравнения.

Первый всплеск читательского интереса мы ощутили еще прошлой зимой. Вопрос один: во что же «обуться»? Фирменной резины достаточно, но она «кусается», а наши шинники, как всегда, запоздали. В сезон 1999–2000 гг. мы смогли найти только три модели зимних шин нужной размерности. Передовиками оказались Московский шинный завод (МШЗ), Научно-исследовательский институт шинной промышленности (НИИШП) и «Нижнекамскшина». Наверняка к грядущей зиме появится еще что-нибудь интересное, а пока обкатка. Одновременно — накопление общих впечатлений о каждой из шин, субъективная оценка их ездовых возможностей, шумности и вибронагруженности. Так сказать, работа в реальных условиях. Затем автополигон, где шины сравниваются между собой на эталонных снежных и ледяных покрытиях уже с помощью измерительной аппаратуры. Ну, а теперь — результаты!

СНЕГ, ЛЕД

На скользкой дороге главное — вовремя остановиться. С этого и начнем.

УПРАВЛЕНИЕ ЗАМЕДЛЕНИЕМ. Наиболее стабильные результаты показали «Кама-514» и НР-2000. «Каму» хорошо чувствуешь и благодаря этому можешь очень точно работать педалью газа. Неплохо проявляет себя и направленный рисунок протектора. По крайней мере, на льду «Кама-514» замедляется лучше всех. «Зубастая» НР-2000 не столь интеллигентна: на снегу она прямо-таки вгрызается шашками в покрытие, легко обеспечивая себе лучший результат. А вот на льду резко и неожиданно блокируется. Вдобавок НИИШП более склонен к рысканьям при экстренном торможении.

Успехи М-265 и вовсе скромны. Ей свойственна слишком ранняя блокировка на любом из зимних покрытий, при этом автомобиль все время норовит еще и развернуться поперек дороги.

РАЗГОН. Самой большой неожиданностью стало то, что «Кама-514» «объехала» НР-2000 не только на льду, но и на снегу. Лавры лидера для «пятьсот четырнадцатой» вполне заслуженны. На ней при разгоне легче управлять тягой, она не так зарывается в рыхлый снег.

Другая неожиданность — успех М-265 на льду. Видимо, сильно «порезанный» мягкий протектор нашел за что зацепиться на зеркальном, идеально ровном покрытии. Увы, на снегу М-265 ничего выдающегося не продемонстрировала. Постоянное буксование даже при очень осторожном управлении тягой — причина столь скромных результатов.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ. «Кама-514» опять вне конкуренции. На этой шине VAZ 21103 сохраняет — даже на льду — почти асфальтовую четкость и однозначность откликов на действия водителя. Кроме того, «Кама-514» не боится смешанных покрытий, легко, без рысканий, преодолевая небольшие снежные переметы и прочие зимние неприятности.

Неплохо зарекомендовала себя эта шина и на специальной зимней трассе. В быстрых виражах VAZ 21103 сначала слегка «вываливается» наружу поворота, по переднеприводному, проскальзывая передней осью. Но стоит чуть довернуть управляемые колеса, одновременно уменьшив газ, как «сто третья» послушно меняет траекторию движения.

Возникающий занос задней оси растянут во времени: автомобиль как бы зависает в боковом скольжении. Но борьба с ним не представляет никаких проблем.

Наиболее близкой по качествам к нижнекамской шине оказалась НР-2000. На «экстремальной» трассе они показали практически одинаковый результат. Однако чрезмерная резкость ниишповской резины предъявляет к водителю совершенно иные требования. Скольжения передней и задней оси то и дело сменяют друг друга, отчего движение происходит какими-то толчками. С автомобилем все время борешься, а он так и норовит выскользнуть с намеченной траектории. Езда по-своему интересная, но выкладываться приходится на все «сто».

В повседневном общении НР поначалу подкупает хорошими сцепными свойствами, надежной управляемостью, особенно на снегу. Но рано или поздно вы устанете от постоянных рысканий машины на рыхлом, неоднородном покрытии, от весьма сложной борьбы с эффектом «засасывания» — при попадании одной стороной в глубокий снег. Ей Богу, с этим можно мириться в каких-то экстремальных ситуациях, а в «быту» хочется ездить попроще да поспокойнее.

М-265. «Снежная королева» вновь демонстрирует свой многоплановый характер. Ее зимние свойства начинают резко ухудшаться с увеличением снежного покрова. Поначалу VAZ 21103 довольно надежно движется к намеченной цели, его реакции логичны и понятны. Но вот укатанное снежное покрытие сменяется рыхлым, и М-265 словно «всплывает», теряя не только сцепление с дорогой, но и понятность и четкость откликов. Автомобиль принимается рыскать, проявляя ненужную самостоятельность. Приходится активно поработать и рулем, и газом, чтобы его усмирить.

На льду ситуация получше, хотя до идеала «королеве» ох как далеко. И совсем не понравилась М-265 при экстремальном вождении. Резкий, плохо прогнозируемый срыв передней оси, не менее резкий и неожиданный занос не позволили показать обнадеживающих результатов.

ПРОХОДИМОСТЬ. Вот и дождался праздника наш «колхозник» НР-2000. Как выяснилось, снежная целина глубиной 20 см для него — что семечки. Здесь можно передвигаться по прямой, зигзагами, боком, в общем, как угодно — автомобиль, словно корабль, движется в нужном направлении, оставляя глубокие борозды. Даже на заснеженном шестипроцентном подъеме, где мы заставляем VAZ 21103 вновь и вновь трогаться с места, НР, недовольно буксуя, все равно толкает машину вперед. Вот, кажется, «десятка» уже «зарылась» — ан нет, медленно, по сантиметрику, она продвигается вперед.

Другие претенденты на такое не способны. Дольше всех борется «Кама-514», уверенно преодолевая снежные буруны. Но и она, увы, на шестипроцентном подъеме требует точнейшего дозирования тяги, лишь иногда с огромным трудом вырываясь из снежного плена.

М-265 в «горизонтальной плоскости» позволяет перемещаться довольно надежно. Правда, буксует машина явно больше. А вот на подъем «Снежная королева» не желает трогаться ни в какую — хуже нее лишь универсальная Л5.

НА АСФАЛЬТЕ

Зима — зимой, но даже самой «снежной» шине порой приходится работать на чуждом для нее покрытии — асфальте. Здесь мы сразу выделяем лучших —

М-265 и «Каму-514». Они соперничают почти на равных, уверенно оставляя позади более грубого и тяжеловесного собрата НР-2000.

РАЗГОН. Самая легкая М-265, напрочь забыв свое сказочное название «Снежная королева», оказывается самой прыткой именно на асфальте. «Сто третья» практически не чувствует зимней «обувки»: легко срывается с места, шустро разгоняется, охотно и жизнерадостно реагируя на педаль акселератора.

«Кама-514» немного, но все же уступает ей именно в живости откликов. Чуть аккуратнее приходится работать сцеплением при троганье с места, чуть больше «крутить» двигатель, чаще переключая передачи. Это нюансы, но все же заметные.

НР-2000 в этих условиях мало чем радует. Лишние 400–500 г на каждое колесо тяжелыми оковами «повисают» на двигателе VAZ 2112, напрочь лишая шестнадцатиклапанник его преимущества. Остается просто катить, избегая резких ускорений.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ. «Кама-514» привлекла наибольшие симпатии. Быстрые (насколько это применимо к автомобилям «десятого» семейства), точные реакции, хорошая обратная связь, неплохие сцепные свойства делают VAZ 21103 удобным в городе и на трассе.

М-265 немного, но уступает основной сопернице. На этих шинах реакции машины становятся слегка «размазанными», а между водителем и автомобилем появляется некоторая разобщенность.

НР-2000 — шина явно не для асфальтовой езды. VAZ 21103 становится задумчивым. Безобидные, казалось бы, повороты требуют гораздо больших усилий для удержания на заданной траектории. Ниже у этой шины и предел по сцеплению — она раньше остальных начинает проскальзывать в поворотах.

ВИБРОНАГРУЖЕННОСТЬ. Вновь лишь «Кама-514» и М-265 конкурируют между собой. На первый взгляд, московская покрышка предпочтительнее: она очень мягко проходит швы, стыки и прочие мелкие неровности, которые словно исчезают с дороги. Однако уже на 90–100 км/ч «Снежная королева» начинает интенсивно шлепать на каждом стыке, передавая толчки на рулевое колесо.

«Кама-514», наоборот, ощущается жесткой и упругой именно на малых (30–40 км/ч) скоростях. По мере увеличения темпа эта шина становится все более комфортной и не утомляет подробной передачей неровностей на кузов.

От НР-2000 впечатление своеобразное. С ней в машине оживают все плохо закрепленные панели: салон наполняется постукиваниями и поскрипываниями. Зато при попадании на ямы и ухабы шина сообщает чувство непоколебимой уверенности в своей прочности. Подвеска словно приобретает дополнительные возможности — настолько «непробиваемость» НР-2000 помогает ей бороться с сюрпризами отечественных дорог.

ШУМНОСТЬ. Расстановка сил осталась без изменений. «Кама-514» и 

М-265 идут вровень. Их влияние на комфорт в салоне VAZ 21103 минимально. Но с ростом скорости «Кама» вновь выходит в лидеры, мягко отрываясь от конкурентов.

НР-2000 на фоне «тихих» собратьев тут же напоминает о себе характерным монотонным гулом: он особенно заметен на 40–60 км/ч.

МОНТАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Ни у одной из испытанных шин они не вызвали нареканий. Наиболее мягкими и эластичными показались М-265, они охотнее всего садились на диски. Монтаж нижнекамских изделий также не вызвал трудностей. Однако — видимо, в спешке («Кама-514» «живьем» появилась лишь в ноябре-декабре 1999 года и попала к нам еще со штампом «опытная») — создатели забыли «нарисовать» злополучные стрелочки, указывающие направление рисунка протектора. Пришлось опираться на собственный опыт. НР-2000, как и положено самому резиноемкому изделию, слегка помучила «дубовыми» боковинами, но все же уступила мощи станка.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

«Кама-514». Типичный образец зимней «обувки», хорошо приспособленной к условиям такого мегаполиса, как Москва. Возможности этой шины очень неплохо сбалансированы, что обеспечивает VAZ 21103 отличные показатели не только на снежно-ледяном покрытии, но и на асфальте во всех его зимних проявлениях. Благодаря этому к «Каме-514» не надо приспосабливаться — автомобиль сохраняет однозначность и прогнозируемость реакций в большинстве дорожных условий. Лишь в глубоком рыхлом снегу эта покрышка недостаточно эффективна, чем несколько ограничивает возможности автомобиля.

«НИИШП-Ралли-2000» вся соткана из противоречий. На снегу ее козырь — проходимость: «зубастый» протектор позволяет очень уверенно чувствовать себя на бездорожье. Интересна она и своим жестким, спортивным характером, что придает VAZ 21103 некоторую изюминку по части управляемости и разгона. Однако в повседневной жизни бойцовские качества обременительны из-за постоянного стремления машины создать острую ситуацию. Вдруг выясняется, что преимущества НР хороши лишь для узкого спектра погодных условий. На льду же появляются проблемы из-за ограниченных возможностей шашечного протектора. А на асфальте шина и вовсе делает автомобиль вялым и флегматичным, лишь монотонным гулом напоминая о своем истинном предназначении.

М-265. Зимней «Снежную королеву» можно назвать с большой натяжкой. Шина, конечно, предпочтительнее базовой Л5, но определенно уступает более цепким собратьям — «Каме-514» и НР-2000 на снежно-ледяных покрытиях. На асфальте ситуация меняется в лучшую сторону. Здесь М-265 оказывается в родной стихии, а VAZ 21103 понятно и энергично реагирует на действия водителя.

«НИИШП-Ралли-2000»: производитель — опытный завод НИИШП; размерность — 175/65R14; рисунок протектора — ненаправленный, зимний M+S; масса — 7920 г; твердость резины по Шору — 63 ед.; предусмотрена возможность ошиповки.

Цена — 900 руб.

Хороший вариант для зимнего бездорожья и для тех, кто любит побороться с автомобилем. Эта шина довольно специфична, но в опытных руках окажется нужной и полезной.

«Кама-514»: производитель — ОАО «Нижнекамскшина»; размерность — 175/65R14; рисунок протектора — направленный, зимний M+S; масса — 7540 г; твердость резины по Шору — 60 ед.; предусмотрена возможность ошиповки. Цена — 604 руб*.

Этой шине мы безоговорочно отдаем пальму первенства. При общей сбалансированности характеристик она позволяет отлично чувствовать автомобиль.

М-265: производитель — ОАО «МШЗ»; размерность — 185/60R14; рисунок протектора — направленный, зимний M+S; масса — 7400 г; твердость резины по Шору — 62 ед.; предусмотрена возможность ошиповки. Цена — 820 руб.

«Снежная королева» на снегу — не лучший вариант, иногда даже опасный. Но все же для тех, кто ищет некий всесезонный компромисс, М-265 — неплохой вариант. Легкая, но при этом довольно «зубастая» — чем не всесезонная покрышка для грязной, слякотной погоды.

Л5 («Кама-210»): производитель — ОАО «Нижнекамскшина»; размерность — 175/65R14; рисунок протектора — ненаправленный, универсальный; масса — 7330 г; твердость резины по Шору — 65 ед. Цена — 456 руб*.

«Кама» славно потрудилась, в очередной раз доказав, что шины, как всякую обувь, лучше выбирать по сезону.

(Последняя шина в данном тесте использовалась как базовая, для сравнения и наглядности полученных результатов.)

* Данные производителя.

Наша справка

ТВЕРДОСТЬ РЕЗИНЫ ПО ШОРУ — показатель, характеризующий рецептурный состав резиновой смеси. Чем меньше твердость, тем мягче протекторный слой, тем активнее шина работает на снежно-ледяном покрытии. Однако при этом она становится податливей в боковом направлении, быстрее изнашивается. Поэтому однозначно сформулировать зависимость сцепных свойств шины от ее твердости невозможно, слишком много факторов здесь требуется учесть. Как правило, твердость зимних шин, пригодных к ошиповке, колеблется от 55 до 65 ед. Но есть отклонения и в ту и в другую стороны.

Наша справка

НАПРАВЛЕННЫЙ РИСУНОК ПРОТЕКТОРА — рисунок, требующий точной ориентации шины по направлению вращения. Как правило, его указывают символами на боковине и учитывают при монтаже.

M+S (грязь, снег) — специальная маркировка зимних шин. Последнее время шинники все чаще маркируют условия эксплуатации резины, применяя криптограммы. Так, например, снежинка — символ зимних шин, дождь и солнце — универсальных.

Редакция благодарит ОАО «Московский шинный завод», ГУП «НИИШП» и ОАО «Нижнекамскшина» за шины, предоставленные для испытаний.

Фото Владимира КНЯЗЕВА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии