Сердито ли дешевое?

СЕРДИТО ЛИ ДЕШЕВОЕ?

РЫНОК

Экспертиза

СЕРДИТО ЛИ ДЕШЕВОЕ?

На что может рассчитывать покупатель, выбирая недорогое моторное масло.

Александр БУДКИН

Задавшись подобным вопросом, мы отправились по магазинам. Интересовали нас масла группы качества SF (или Г по российской классификации) — низшей из допустимых для отечественных машин*. Разброс цен на масла указанной группы довольно велик: от 11 руб. за литр дешевого отечественного М6з12Г1 до 60–70 руб. за литр именитого «Шелл-Хеликс» или «Аккойла». Всего набрали восемь образцов (см. фото) наиболее «раскрученных» в стране торговых марок. Правда, иностранцы оказались представлены неполно: ведь многие известные фирмы уже не выпускают подобных масел — спрос невелик. Осталось добавить, что все купленные образцы относятся к температурно-вязкостному диапазону 15W40, то есть пригодны для использования от —15 до +40°С.

ПО РОСТУ СТАНОВИСЬ

Перед началом «боевых действий» будущие участники сражения должны, как минимум, пройти курс молодого бойца. Первое испытание — проверка запаса щелочности, иначе говоря, антиокислительных свойств. По итогам этой проверки рано делать выводы, кто лучший, но иногда (как в нашем случае) удается понять, кто худший. Значения параметра от 6,5 до 10 говорят, что масло, скорее всего, нормальное. Чуть меньшие величины — от 5 до 6,5 настораживают, заставляя проверять дальше. А уж если и того меньше — дело плохо. Как правило, это говорит о подделке.

Увы, не все восемь претендентов показали то, что от них ожидали. Отечественное масло, маркированное М6з12Г1, до заявленной группы Г (аналога API SF), мягко говоря, не дотянуло. Специалисты квалифицировали этот образец как подделку. Запас щелочности у него практически отсутствует, да и по другим показателям, как выяснилось позже, полное фиаско.

Чуть лучше, но тоже неважно показало себя другое российское масло — «Лидер». У него и в маркировке полная неразбериха. Ведь М8ВИ и SF/CC, прямо скажем, отличаются: группа В по российской классификации подразумевает худшие свойства, чем группа SF по API. Вот и получилось, что группе В масло соответствует, а на SF, извините, не тянет.

От аутсайдеров — к лидерам. Пару слов о другом соотечественнике — «ЛУКойл Супер» с индексом CD/SF. Обратите внимание: «бензиновая» и «дизельная» группы здесь поменялись местами. Случайность? Конечно, нет. Хорошие эксплуатационные свойства, показанные образцом, в том числе высокая щелочность, дают понять, что присадок сюда не пожалели. Иногда их большое количество приводит к чуть большей зольности масла (содержанию металлов). Хороший продукт не может уверенно попасть по этому показателю в требование «бензиновой» группы SF, но легко вписывается в более лояльные к зольности требования «дизельной» группы CD. При этом использовать масло можно и как CD, и как SF. Не беремся утверждать, что подобное относится к «ЛУКойлу», но очень похоже на то.

НАМАТЫВАЯ МИЛИ НА КАРДАН

Пора устроить претендентам настоящую проверку. Воспользуемся лабораторным методом, имитирующим работу масла в двигателе. Каждый час, проведенный «в пробирке», будет эквивалентен 3 тыс. км пробега условного автомобиля. В ходе теста обратим внимание на четыре параметра. Один из них — снижение уже знакомого нам щелочного числа. Его проверим через 15 тыс. км условного пробега и сравним со свежим маслом (см. табл.). Чем меньше отличие от исходного значения и чем больше остаточная щелочность, тем лучше масло перенесло испытание и тем выше его остаточная работоспособность. По этому показателю в лидерах «ЛУКойл», Шелл" и "Маннол". Они же лучше других справились со вторым испытанием — проверкой оптической плотности (чем меньше этот показатель, тем лучше). Оптическую плотность проверяли дважды: после 9 тыс. км (три часа лабораторных пыток) и после 15 тыс. км (пять часов).

Сопоставление двух цифр позволяет оценить динамику старения: у одного масла оно более равномерное, у другого — с резким провалом. Можно предугадать, что будет при более длительной работе: одно масло еще подержится, другое — вряд ли. Второй показатель, проверявшийся дважды, — потеря массы металлического образца (катализатора), находящегося в одной пробирке с испытуемым маслом. Чем больше потерял катализатор, тем выше коррозионная активность образца, стало быть, тем хуже. Здесь похвалы заслуживает «ЛУКойл», изничтоживший за время теста меньше всего металла.

Третий показатель, проверенный дважды, — вязкость масла при рабочей температуре. Ее изменение вызвано двумя факторами — разложением (деструкцией) полимера-загустителя и окислением основы масла. Первое обстоятельство приводит к снижению вязкости, второе — к ее росту. Нетрудно догадаться, что оба процесса протекают одновременно, и по изменению вязкости можно судить о преобладании одного над другим. Яркий пример — «Спектрол супер универсал». Через три часа окисления его вязкость заметно снизилась, что говорит о частичном разрушении присадки-загустителя. После пяти часов она, напротив, оказалась заметно больше, чем у исходного продукта. Значит, приходящая в негодность основа масла взяла верх. Жить ей после этого недолго — относительно лидеров, конечно. Взгляд на аутсайдеров показывает, как все относительно: у них-то вязкость после 15 тыс. км условного пробега возросла более чем вдвое.

Сделаем передышку и подведем предварительные итоги. Единственное масло, показавшее ровно столько, сколько должно, и ни капли больше, — «Аккойл». Как заявлена группа SF/CC, так и получилось Вниз относительно этого «экватора» провалились «Лидер» и М6з12Г1. Первое честно выдало группу В вместо нечестно обещанной SF. Второе оказалось подделкой, пригодной разве для смазки гаражных петель и навесных замков. Выше честного «Аккойла» расположились пять образцов, показавших больше, чем обещано. Например, «Шелл» выдавил из себя характеристики промежуточные между группами SG и SH, будто изготовитель продает хорошее масло под видом более простого и дешевого.

НА СЕВЕРЕ ДИКОМ

Хоть фактические группы качества уже расставлены, борьба за место под северным солнцем еще продолжается: проверим, как образцы переносят наши холода. Для этого специалисты определяют вязкости при низких температурах и рассчитывают температуру холодного пуска.

Итак, самые морозоустойчивые — «Шелл-Хеликс» и «Спектрол супер универсал». Показав температуры пуска —22 и

—18°С соответственно, они залезли («Спектрол» — подобрался) в более «холодный» класс 10W вместо обещанного 15W — браво. А вот «Маннолу», претендующему на призовое место, стоит погрозить пальцем — его «хладостойкость» несколько не дотягивает до класса 15W. Или простим?

«Я НЕ ТАК БОГАТ,

чтобы покупать дешевые вещи", — гласит народная мудрость. Другая говорит: "Скупой платит дважды". Примерно такова разница (в два раза) в цене между самыми дешевыми маслами и нормальным российским же товаром, будь то "ЛУКойл" или "Спектрол". Что касается масла "Лидер" (группа В), оно подойдет... ну, для "Победы" или старенького "Запорожца". В более современные машины положено лить масла получше. С остальными образцами, надеемся, все понятно.

* В двигателях ЗМЗ-406 масла группы SF использовать нельзя, в двигателях VAZ 2112 — крайне нежелательно.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии