Над империей не заходит солнце

НАД ИМПЕРИЕЙ НЕ ЗАХОДИТ СОЛНЦЕ

]

СПОРТ И ОТДЫХ

Формула 1 

НАД ИМПЕРИЕЙ НЕ ЗАХОДИТ СОЛНЦЕ

Рон Деннис имеет полное право сказать про команду «Мак-Ларен»: «Это мой бизнес».

Сергей ЗИНОВЬЕВ

На старте сезона — три победы Михаэля Шумахера подряд. Стандартные заголовки: «Весомая заявка на третий титул», «Кто бросит перчатку Шуми?» И тут же — «Мак-Ларен» захромал". Правильнее сказать — "иногда хромает", ведь мчатся "мак-ларены" все так же быстро, как и в двух последних чемпионатах. Но где победы, к которым все привыкли? Почему не блистает Мика Хаккинен? Что-то не в порядке в команде Рона Денниса?

Лишь к середине сезона стало ясно, что заявку «Феррари» на титулы в зачете пилотов и конструкторов готовы оспорить: ломаться стала машина Михаэля, а Хаккинен и его партнер Дейвид Култард принесли команде победные дубли на Гран-при Франции и Австрии. Изменилось и мнение общественности: в мае 70% болельщиков считали, что чемпионом-2000 станет Шумахер, теперь ему отводят лишь 50 шансов из 100 — фифти-фифти.

Череда вторых и третьих мест Рубенса Баррикелло лишь подтвердила, что главная движущая сила в сегодняшней «Феррари» — Михаэль, несмотря на яркую победу бразильца в Хоккенхайме. А кто выполняет роль силового агрегата в непотопляемом «Мак-Ларене»? Мика — пилот намного выше среднего, но на одну ступень с Сенной, Простом, Пике его не поставишь. Эдриан Ньюи, безусловно, выдающийся конструктор, но как бы поехали его машины с другим, не мерседесовским мотором? Впрочем, в случае с «Мак-Лареном» гадать нечего. Два десятка лет у его руля стоит человек, не делающий ошибок.

Способность Рона Денниса в нужное время совершать точные ходы впечатляет. Возглавив команду спустя десять лет после гибели ее основателя, Брюса Мак-Ларена, бывший механик быстро поставил дело на широкую ногу. При этом он не скрывал, что главная его цель — получение доходов. Наивысшие же доходы приносит успешная команда. «Конюшня» превратилась в большое предприятие с несколькими сотнями работников и стомиллионным бюджетом: офис, завод, полигон, научная лаборатория и автобаза одновременно. Финансовым столпом долгое время был арабский мультимиллионер Мансур Ойех. Первые «мак-ларены» деннисовской эпохи строил Джон Барнард, позже признанный корифеем конструкторского дела. Многолетний союз с «Хондой» принес команде 13 титулов!

После ухода «Хонды» кризис мотора в «Мак-Ларене» длился всего один сезон (не то что у потерявших «Рено» «Вильямса» и «Бенеттона»!) — на смену «Пежо» пришел «Мерседес-Бенц», и надолго. Как почувствовал тогда Деннис, что французы ничего толком не добьются в формуле 1 и вынуждены будут уйти бесславно?! Так же безболезненно прошла смена титульного спонсора — разрыв с «Филип Моррис» в 1996-м даже улучшил положение. Владельцы торговой марки «Мальборо» решили, что скромные результаты ослабевшей команды плохо влияют на продажи табачных изделий. Их не смущало, что автомобили «Мак-Ларен» за 22 года (!) дружбы с «Филип Моррис» обрели прозвище «сигаретные пачки», а слово «Мальборо» в умах миллионов ассоциировалось не с ковбоями в шляпах, а с некурящими Сенной и Простом.

Удар супергиганту табачного бизнеса Деннис нанес непосредственно в день торжественного расставания — 26 августа. «Спасибо за все, — сказал тогда Рон. — Вы так много для нас сделали! И я счастлив сообщить, что наше общее дело не зачахнет. В течение ближайших пяти лет немецкий табачный концерн „Реемтсма“ выделит нам 200 миллионов». Эта блистательная операция ставит Денниса в ряд выдающихся бизнесменов всех времен — он умудрился выбить из относительно небольшой компании сумму, составляющую 6% годового объема продаж! Удар оказался тем сильнее, что поддерживаемая «Филип Моррис» «Феррари» на протяжении четырех лет хоть чуть-чуть, но обидно уступает «Мак-Ларену», украшенному логотипами «Вест».

Другой сильный коммерческий ход — фактическая продажа команды «Даймлер-Крайслеру» в прошлом году. С одной стороны, Деннис остался «начальником империи», с другой — финансовое обеспечение проекта теперь уже не только его проблема, да и надежный мотор гарантирован на многие годы.

Концепция Денниса в формировании конструкторского коллектива незамысловата: «Я предпочитаю нанимать выдающихся знатоков в своей области и, соединив их вместе, создать сумму знаний и умений, которая превзойдет возможности одного-единственного гения». Однако этот подход не мешал шефу избавляться от нанятых им же знатоков. Но рокировки Рон делал опять же чрезвычайно вовремя. Гибель Сенны привела к изменению технического регламента — на первый план вышла аэродинамика, и тут же в «Мак-Ларен» пришел «аэродинамик» Ньюи, хотя и в «Вильямсе» его «неплохо кормили». Ален Прост, прежде чем возглавить собственную команду, проходил «стажировку» именно в «Мак-Ларене» — наверняка союз был взаимовыгодным.

Удивительное чутье (или анализ?) ситуации, присущее Деннису, позволило команде чуть-чуть подняться над другими, когда в формулу 1 явился шинный новичок «Бриджстоун». «Мак-Ларен» единственным из топ-команд заключил с японцами контракт в первый же год. Словно никто больше не знал, что «Гудьир» совсем скоро помашет платочком, а потому упорно цепляться за него, в общем-то, нет смысла.

Упомянем заслуги Денниса в появлении новой модели дорожного суперкара — «Мак-Ларен F1», который к тому же одержал массу побед в гонках на выносливость. Для его создания Рон практически отстранил от гоночной программы ведущего конструктора Гордона Марри. Никто иной, как Деннис стал зачинателем традиции проводить грандиозные презентации — перед началом сезона-97 на представление «конюшни» пригласили более 500 журналистов и около 4 тысяч гостей!

Особый разговор — о подборе пилотов. Поговаривали, что Хаккинен после тяжелой травмы никогда не восстановит прежнюю форму и уж точно ее не улучшит. Деннис решил иначе и — угадал. До сих пор шеф «Мак-Ларена» остается единственным, кто решился запрячь в одну телегу заведомо соперничающих суперзвезд — Сенну и Проста. Дело дошло до грандиозного конфликта, переросшего в откровенную вражду между бразильцем и французом, но за два года они на пару выиграли 25 из 32 Гран-при.

Любопытно, что и по сей день в «Мак-Ларене» нет разделения на первого и второго пилотов. Деннис при каждом удобном случае подчеркивает, что его гонщики выступают в абсолютно равных условиях, и... Последние два, вернее уже три года его ругают «за Култарда», требуя даже выдворения шотландца. Рон пожимает плечами и... продлевает контракты с обоими пилотами — Хаккинен и Култард, как стало известно еще в начале июля, поедут на «мак-ларенах» и в 2001-м. Уж не почуял ли он в Дейвиде будущего чемпиона?

Рон Деннис и Ален Прост: в роли шефа команды бизнесмен более удачлив, чем великий гонщик.

Гран-при Германии

30 июля, Хоккенхайм

45 кругов по 6,825 км

1. Р. Баррикелло (Бразилия, «Феррари») — 1:25.34,418; 2. М. Хаккинен (Финляндия, «Мак-Ларен-Мерседес») — 7,452; 3. Д. Култард (Великобритания, «Мак-Ларен-Мерседес») — 21,168; 4. Дж. Баттон (Великобритания, «Вильямс-БМВ») — 22,685; 5. М. Сало (Финляндия, «Заубер-Петронас») — 27,112; 6. П. де ла Роса (Испания, «Эрроуз-Супертек») — 29,079.

Положение после 11-го этапа

Зачет пилотов: 1. М. Шумахер — 56; 2–3. М. Хаккинен, Д. Култард — 54; 4. Р. Баррикелло — 46; 5. Дж. Физикелла — 18; 6. Р. Шумахер — 14.

Зачет команд: 1. «Феррари» — 102; 2. «Мак-Ларен» — 98; 3. «Вильямс» — 22; 4. «Бенеттон» — 18; 5. BAR — 12; 6. «Джордан» — 11.

Фото DPPI

12.3 Австралия М. Шумахер Р. Баррикелло Р. Шумахер

26.3 Бразилия М. Шумахер Дж. Физикелла Х.-Х. Френтцен

9.4 Сан-Марино М. Шумахер М. Хаккинен Д. Култард

23.4 Великобритания Д. Култард М. Хаккинен М. Шумахер

7.5 Испания М. Хаккинен Д. Култард Р. Баррикелло

21.5 Европа М. Шумахер М. Хаккинен Д. Култард

4.6 Монако Д. Култард Р. Баррикелло Дж. Физикелла

18.6 Канада М. Шумахер Р. Баррикелло Дж. Физикелла

2.7 Франция Д. Култард М. Хаккинен Р. Баррикелло

16.7 Австрия М. Хаккинен Д. Култард Р. Баррикелло

30.7 Германия Р. Баррикелло М. Хаккинен Д. Култард

13.8 Венгрия

27.8 Бельгия

10.9 Италия

24.9 США

8.10 Япония

22.10 Малайзия

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии