Левый марш

ЛЕВЫЙ МАРШ

]

СПОРТ И ОТДЫХ

Путешествие

ЛЕВЫЙ МАРШ

Древние замки и соборы, тенистые аллеи парков и океанские приливы, уют деревенских трактиров и бурные водовороты столичных площадей — такими запомнились 716 миль по левой стороне дорог старой Британии.

Антон УТКИН

БЕЗУМНАЯ ЗАТЕЯ

В мае фирма «Фрам» пригласила в Англию. Ограничиться осмотром завода было бы обидно, и я задумал семидневный вояж.

Авиабилеты есть, теперь надо решить, на чем добираться из Лондона в Кардифф — там, в Южном Уэльсе, цель моей командировки. Что за вопрос — конечно же, взять напрокат машину! Ведь именно меня, корреспондента автомобильного журнала, ждут не дождутся дороги, по которым ездят «наоборот»! Поразмыслив, оформил аренду еще в Москве — на 7 дней за $262. Большинство прокатных контор требуют кредитную карточку, но через турагентство можно забронировать машину под залог $400.

И вот я в аэропорту «Хитроу». На стоянке предъявляю бронь и водительские права: все о'кей — наши пластиковые, образца 1993 года, их устраивают. Начитавшись путеводителей, думал, что со мной будут нянчиться, предупреждая об опасностях левостороннего движения, украсят машину надписями «Continental driver» (водитель с континента) и т. д., но все оказалось гораздо проще. Менеджер взял мою сумку и, выйдя на улицу, уложил ее в багажник синей " Рено Клио" — мотор уже работал. И тут же — "Гуд бай!", а жестом просит побыстрее освободить проезд — давай, мол, отваливай! Как под гипнозом, сажусь через правую дверь за руль и...

ПЕРВЫЕ МИЛИ

Поднялся шлагбаум, справа наперерез несутся автомобили, а сзади нервно сигналит местный — мол, не спи, выезжай! Повернул налево, осевая справа, еду... «Мне инструктор помог, и коленом пинок...» — грохочут в голове аккорды Высоцкого, — как и тому новичку парашютисту, мне сейчас тоже помогли...

Через пару минут обнаружил, что до сих пор пилю на первой передаче и зарулил на левую обочину — перевести дух и изучить машину. Итак, новенькая «Клио», пробег 8 тыс. км, мотор 1,4 л, кондиционер, усилитель руля, АБС, подушки и т. д. Проверил масло, «тормозуху», антифриз, ремни, шины... Инструмента нет, но необходимый минимум я взял из дома. Переключать передачи придется левой рукой — спасибо, что других фортелей «неправильная» Англия не подкинула. Представляю, каким эквилибристом я бы тут стал, окажись у них и педали зеркально симметричны...

Мой путь лежал на запад, и, выбравшись потихоньку на скоростную магистраль М4, я приободрился — в потоке одного направления погружение в левостороннюю стихию происходит постепенно и безопасно. В город Рединг въехал уже осмелевшим и, петляя по улочкам, понял, почему так быстро привык не бояться проносящихся впритирку справа встречных. Сказались мотоциклетные навыки — гоняя в толпе бесшабашных байкеров, где все перемещаются хаотично, как молекулы газа, приходилось выбирать направление при разъездах исключительно по обстановке. Здесь, на английских перекрестках, я тоже вывел для себя единое правило — ДДБ («Дай дорогу британцу»), а когда применять его уже поздно, остается запасное: «Прав тот, кто сумел увернуться»...

ГОСТЕПРИИМНЫЙ ОКСФОРД

В город-университет попал после полудня и тут же подыскал маленький семейный отель категории «Бед энд брекфест» (постель и завтрак) за 35 фунтов. Таких по стране тысячи, в городах — через каждые сто метров. Даже в самой глухой деревне увидишь вывеску «B&B», причем в тихом месте ночь с завтраком обойдется всего в 15 фунтов ($24).

Оставив машину во дворике отеля под кроной гигантского каштана, до позднего вечера гулял по городу. Студентки в шортиках ходят толпами, ведь каждый второй особняк здесь — старинный колледж. В любой из них можно свободно зайти — позади здания обычно роскошный парк со всеми английскими атрибутами: газонами, толстенными деревьями, стриженым кустарником и т. д. Здесь и учатся, и живут, а завидев посетителя с фотоаппаратом, сразу подходят и увлеченно рассказывают ему историю колледжа. Сосредоточиться и окунуться мыслями в глубь веков порой трудновато, особенно когда взгляд прикован к тому, что выпирает сквозь маечку добровольной экскурсоводши...

СТРАНА ЗАМКОВ И ОВЕЦ

Утром снова в путь — хочу уже сегодня помыть сапоги, то бишь колеса моей " Рено Клио", в Атлантическом океане. Двухрядка А40 вьется меж лугов, пронизывая местами деревни — до чего красива страна лучших в мире садоводов! Окна домов прячутся за голубыми шапками цеанотусов, желтые сережки бобовника метут газоны, ну и, конечно, клематис на рамках, магнолии, сирень... Излюбленное дерево англичан — меднолистый бук. Красно-коричневые кроны еще издали извещают, что впереди деревня. Но самое удивительное на этой земле — аллеи тысячелетних тисов высотой под десять метров. Увидев такую где-нибудь перед школой, понимаешь, что еще во времена Робин Гуда деревья здесь не только рубили, но и сажали.

Миновав графство Хартфордшир, еду уже не по Англии — это Уэльс, принадлежащий британской короне «всего лишь» семьсот лет. Здесь живут валлийцы — потомки древних кельтов, чей язык похож на английский не более чем, скажем, польский. Названия городов на указателях продублированы, а деревень — даны только по-валлийски. Попадаются совсем нечитаемые, где из семи букв все согласные, например Llwchwr...

Вскоре зарядил мелкий дождик, и, судя по всему, надолго. Справа остался величественный замок Реглан времен войны Алой и Белой Розы, затем дорога прошла сквозь национальный парк Брекон и поднялась в Кембрийские горы. Мчаться по ней, закладывая виражи в «слепых» поворотах, — сущее наслаждение. Местные только так и ездят, зная, что пешеходам не придет и в голову выйти на трассу, а овцы, коими тут усеяны все склоны, просто не смогут — вдоль обочин сплошные стены колючего кустарника.

Ловлю себя на мысли, что, несмотря на унылую погоду, на душе радостно и комфортно — умытая, вся в мохнатой зелени старушка Британия уютна даже в дождь. Возможно, потому, что здесь нет ни луж, ни грязи — вообще, открытый грунт не попадался ни разу. Где ездят или ходят — обязательно асфальт или утрамбованная галька, резко переходящие по краям в газоны. Видимо, давно прошли те времена, когда по одному из пятидесяти оттенков глины на ботинках джентльмена можно было определить, откуда он приехал.

После городка Лландовери пошли уже совсем пустынные местные дороги, петляющие по холмам и долинам рек. И вот, наконец, вздох восхищения: «Океан!»... Щекочущий ноздри запах соли и водорослей опередил на полкилометра взгляд в бескрайнюю даль. Впервые в жизни я увидел те самые британские моря, до которых мы всех сильней...

ЭКЗАМЕН ПО ВОЖДЕНИЮ

На третий день предстояло обогнуть по берегу пол-Уэльса, и я многое успел: осмотреть собор в Сент-Дейвидсе и замок в Пембруке, погулять по национальному парку и морскому дну во время отлива, а напоследок заехал в Тенби — недорогой курорт с роскошными пляжами, пальмами и скалистым островом в море. Пожить бы здесь недельку! Под вечер прибыл в Кардифф — там меня заждались.

Визит на фирму занял один день и, покончив с делами, я вновь отправился путешествовать. Курс на восток — обратно в Англию. Набравшись «левостороннего» опыта в провинции, можно сунуться и в столичную круговерть. Оказалось, не так страшен Лондон, как его таксисты. Здешний «мастер» настолько избалован — чуть ли не требует, чтобы его пропустили, лениво выставив руку в окно. Я и уступал до поры до времени, думая, что имею дело с джентльменами. Но вскоре убедился, что сами-то они никого не пропускают — летают на своих сундуках-"метрокэбах" — мол, расступись, а то зашибу! В общем, было несколько нервных моментов. Пришлось забыть про вежливость и рулить по-московски...

Часа за три я совсем освоился и, заглядывая у каждого светофора в карту, обследовал «с колес» почти все достопримечательности, а напоследок трижды сделал «круг почета» по Трафальгарской площади — осталось только закрепить впечатления пешим осмотром. И лишь единственный раз возникла по-настоящему опасная ситуация, когда на следующий день приехал в аэропорт сдавать машину. Проплутав полчаса в поисках стоянки и окончательно заблудившись в лабиринтах терминалов, уперся в турникеты платной парковки — тупик! Выворачиваю вбок через бордюрчик и... цепенею от ужаса: по всем пяти рядам мне несутся навстречу!.. Поток тормозит — у британцев хороший рефлекс на идущих в лобовую (видно, залетные французы иногда дают здесь шороху). Вот и сейчас все стоят, не шелохнутся — ждут, что будет делать «континентал драйвер». Врубаю фары, «аварийку» и пересекаю трассу наискосок, просто по азимуту — лишь бы выбраться...

А где же полиция, почему меня тут же не «замели»? Нет ее на дорогах — ни разу не видел. Надзирать за подданными Ее Величества здесь не принято, а порядок держится на элементарном: «Не причиняй неудобств другому».

И несколько слов тем, кто загорелся съездить на Британские острова. Гостиницы в Лондоне безумно дороги: $150–200 за номер со старенькой мебелью и сантехникой — в порядке вещей. На окраине в отеле B&B — около $70. Поесть досыта можно за $10–12, а в «Макдональдсе» или британской забегаловке Fish & chips — за $5–6. Бензин стоит $1,3 за литр, вход в музей — $2–12. А если считать в целом — то, скажем, трехнедельная романтическая поездка для двоих с авиаперелетом и путешествием на машине по Англии, Шотландии и Уэльсу обойдется минимум в $4000. Зато дивиденды с этой суммы вы будете получать долгие годы — в форме воспоминаний и снов...

Нет, это не южная Италия, а валлийский курорт Тенби в северной Атлантике.

Фото Антона УТКИНА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии