"права" и правила: обратная пропорция

«ПРАВА» И ПРАВИЛА: ОБРАТНАЯ ПРОПОРЦИЯ

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

Эксперимент

«ПРАВА» И ПРАВИЛА: ОБРАТНАЯ ПРОПОРЦИЯ

Сколько надо учиться, чтобы сдать экзамен в ГИБДД.

Дмитрий ЖЕРНОВ, Алексей ПРЕДКОВ

Условия эксперимента: берем двух водителей, что называется, «частников». Один — бывалый, за рулем десять лет без аварий, сменил уже четыре машины. Другой — молодой, совсем недавно получил «права» и только-только стал мучить папину «пятерку». Место эксперимента — подмосковный город с прекрасным именем Троицк. Из 35 тыс. жителей 40% уже имеют «права». Многие ездят за 30 км на работу в Москву. Два последних года почти половину курсантов автошколы составляют представительницы прекрасного пола в возрасте от 18 до... 80! Внутренний экзамен с первого захода сдает лишь половина обучаемых. К экзаменам в ГИБДД дамы усиленно осваивают движение задним ходом, а джентльмены — билеты. Примерно 10% оплачивают дополнительные занятия по вождению. Последний бросок приносит свои результаты: с ходу «права» получают почти 80%. В местном РЭПе работает всего пять человек, и нередко экзамены принимает сам начальник. В общем, идеальные условия для опыта.

Теперь о самом эксперименте «Экзамен». Ну, с теорией все понятно. На каждый из 20 вопросов билета отводится по минуте. Недоброй памяти экзаменационные «телевизоры» сданы в утиль, но деньги на компьютеры есть только в столицах. Поэтому Россия сдает теорию «на листочке».

Практика делится на два этапа — «площадка» и «город». На первом нужно выполнить четыре упражнения: разгон-торможение, разворот, въезд в бокс и остановка и троганье на подъеме. На втором — просто прокатить по городским улицам пассажира в форме.

Условились, что про нашу затею знает один начальник. У курсантов свои волнения и на нас никто внимания не обращает. Заполняем экзаменационный лист... Время пошло. Предваряя результаты, скажем, что «молодой» все этапы сдал отлично. А бывалый...

Билеты мы заранее не читали и ПДД в памяти не освежали — что помним, как действуем, то и считаем правильным ответом. Через пять минут к столу экзаменатора потянулись первые отстрелявшиеся. Через десять минут в зале остался только наш бывалый. Инспектор уже проверил все листы и с интересом смотрит на его муки творчества. К исходу двадцатой минуты последний листок лег на стол.

— Садитесь, я при вас проверю, — говорит экзаменатор. — Кстати, вся группа экзамен сдала практически без ошибок.

Зато здесь — целых восемь ошибок!

— Я потому и стал при вас проверять, что по опыту знаю: кто сидит до последнего, почти никогда не сдает. Самоподготовкой идете? Зря, наши преподаватели умеют хорошо втолковать ПДД. Ошибки такие: две — правила остановки и стоянки, по одной — жесты регулировщика, проезд ж/д переезда, применение световых приборов и по технике управления, одна — доврачебная помощь и одна обидная — невнимательно прочитал каверзный вопрос. Свободны!

Площадка. Курсанты осторожно выверенными движениями выполняют упражнения. Из пятнадцати трое набрали по пять «критических» баллов. Однако со второй попытки разрешается пересдать одно упражнение, если на других набрано менее пяти баллов — площадка и ими была побеждена. Пересдавать пришлось и бывалому. «Бокс» и «разворот» — без проблем: парковка на московских улицах научит любого. Проблемы начались на разгоне. Задача: на прямом 30-метровом участке за 14 секунд разогнаться, включить вторую передачу, затормозить и остановиться в полуметровом створе до линии «Стоп». В порыве показать класс бывалый резко газанул, но сцепление на незнакомой машине «брало» слишком «высоко», и двигатель заглох. «Спокойно, — урезонил инспектор, — вы успеете, включайте — и вперед». Разгон, вторая, тормоз... Стоп-линия пересечена. На второй раз упражнение удалось перехитрить: резкий, со свистом покрышек, разгон, переключение передачи — и тут же, метров за десять, плавно тормозить, буквально вкатываясь в створ. Тем не менее, на каждом упражнении бывалый схватил по три очка: где не включил ручник, где не включил «нейтраль», где — свет фар. Эту методику на раз-два не усвоить, только ежедневной зубрежкой: «включить нейтральную передачу, затянуть стояночный тормоз, заглушить двигатель, выключить свет фар, покинуть транспортное средство».

Перед «городом» отлично натасканные курсанты стали заметно волноваться, хотя по двум экзаменационным маршрутам колесили не один час. Это и понятно, какие «препятствия» появятся на улице — науке неизвестно. Для нас же после столицы проехаться по тихому, уютному Троицку — одно удовольствие. Первым за руль садится молодой. Спокойно тронулся, под «60» проехал улицу, легко повернул под «уступи»... «Молодец, хорошо едете, экзамен сдан», — похвалил инспектор. Следующим шел уверенный в себе бывалый.

Дел-то — проехать по почти пустой улице! Но уже на первых метрах инспектор начал отсчет штрафным баллам, бесстрастно сообщая о нарушениях ПДД: «Не подал сигнал перед перестроением» (3 балла), «Не предоставил преимущества пешеходам» (5 баллов), «Нарушил правила обгона» (5 баллов), «Превысил скорость» (5 баллов), «Нарушил правила остановки» (3 балла)... Так, стоп, приехали. Что творится? Ехал же как обычно, спокойно и безопасно. Чуть поднажал, чтобы успеть на светофор, ловкой «переставкой» объехал яму, стоящий у тротуара автомобиль... Однако не сдал. И вообще, «завалил» два экзамена из трех!

Почему? Требования экзаменаторов (и критерии оценок на экзамене) никак не соотносятся с водительским мастерством или то, что мы называем «мастерством», противоречит требованиям Правил, идет вразрез с неким эталоном управления автомобилем?

Думается, и то, и другое. Программа обучения, методика приема экзаменов оторваны от реальной жизни, от обстановки на дорогах. Будущих водителей учат, как устроены двигатель, карбюратор (в эпоху электронного впрыска!), шины — эти пособия строго обязательны для аттестации школ. Но при этом не посвящают в секреты выбора тех же шин или моторных масел, не говорят об особенностях эксплуатации в разную погоду и времена года. Жесткое требование: заехать в бокс, лишь единожды включив заднюю передачу. Этот навык ученики «зубрят» на площадке до посинения, но так ли уж он необходим, настолько ли характеризует водительские навыки? Вряд ли безопасность движения пострадает, если кто-то въедет в гараж или припаркуется в два-три приема. Не создают угрозы и невыключенные фары (на многих машинах они, кстати, гаснут сами при выключении зажигания), и неотпущенный стояночный тормоз. Но за эти ошибки можно «вылететь» с экзамена. Отсюда вывод: безукоризненное выполнение упражнений на площадке лишь отчасти характеризует уровень подготовки водителя. Чуть лучше проявляются его навыки в городе, но как сравнивать разные города и обстановку на их улицах? К тому же и здесь можно «вылететь» из-за малозначимых ошибок.

С другой стороны, правда и то, что «опытный» водитель — это... нарушитель. Да-да! Проведя несколько лет за рулем и овладев автомобилем, человек забывает многие пункты Правил, ездит небрежно, порой агрессивно, руководствуясь «здравым смыслом», а то и просто настроением. А уж насколько смысл у нас «здравый», видно по атмосфере на дорогах. Не уступить, «подрезать», не включить «поворотник», не пропустить пешеходов — стало нормами жизни. То, чему учат новичков — «теория», правильная на бумаге и во время экзамена. Практика вносит в нее коррективы — хорошо, если в сторону повышения безопасности, плохо, если в сторону вседозволенности. Жаль только, что это уже ни от кого, кроме воли самого водителя, не зависит.

Начальник отдела лицензионно-разрешительной и экзаменационной деятельности ГУ ГИБДД МВД РФ Юрий ШАКИРОВ: «Результаты экзаменов в ГИБДД свидетельствуют, что качество подготовки водителей снижается. В 1997 году в России экзамены с первого раза сдали 68,2% от общего числа соискателей „прав“, а в 1999-м — только 63,4%. К сожалению, ГИБДД не контролирует процесс подготовки водителей. Три года назад пришлось ужесточить требования к экзаменам, чтобы „права“ получали наиболее подготовленные. Поэтому в билетах появилось 20 вопросов и была разработана новая методика приема экзамена — на площадке и в городе. Задача ГИБДД во время практического экзамена — определить навыки кандидата в водители, возможность выполнять определенные маневры и действия. Главное — соблюдение ПДД, умение оценить дорожную ситуацию и своевременно, правильно реагировать на нее.

Процесс управления машиной складывается из отдельных элементов, выполнение которых должно быть доведено до автоматизма: именно это и выявляет площадка. Увы, на практике многое забывается, как второстепенное. Эксперимент с «бывалым» — тому подтверждение. Хотя с его точки зрения движение было спокойным и безопасным, он сплошь и рядом нарушал ПДД. Так что эксперимент показал: к сожалению, водитель, попав из автошколы в реальную обстановку, теряет многое, если не главное — уважение к Правилам, культуру вождения. И над этим стоит задуматься.

Вместе с тем нельзя не согласиться, что действующая методика требует доработки. Сейчас вместе со специалистами автошкол мы завершаем работу над новой. В ней не будет излишне усложненных элементов, зато экзамен станет максимально приближен к реальной жизни".

Начальник Троицкого РЭПа Игорь Немудров: «Главная задача экзаменатора — убедиться, что у выпускника автошколы есть основные навыки. Ведь стать настоящим водителем за три месяца обучения просто нереально. На площадке экзаменатор объективно может оценить, насколько человек чувствует автомобиль, умеет пользоваться органами управления и уверенно ориентируется в обстановке. Как правило, „площадку“ у нас сдают с первого раза. Главный экзамен — в „городе“. Здесь все, чему человек научился, проявляется в полной мере.

На мой взгляд, методику сдачи экзамена нужно упростить, уделив больше внимания испытанию в городе. ГИБДД должна иметь возможность влиять на процесс обучения. Хорошо, наш город маленький и мы преподавателей знаем — встречаемся, советуемся. Предлагаем, чтобы за счет сокращения изучения матчасти курсанты как можно больше времени проводили за рулем в реальной дорожной обстановке. Ведь завтра они окажутся там без инструктора, без поддержки опытного учителя".

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии