Штрафуют по плану

ШТРАФУЮТ ПО ПЛАНУ

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

Под шелест протоколов

ШТРАФУЮТ ПО ПЛАНУ

Порой водители сталкиваются со странной придирчивостью и принципиальностью инспектора:

за малейшее нарушение он предлагает оплатить штраф непременно по квитанции или протоколу. Ларчик открывается просто: идет выполнение плана.

Александр ЖИХАРЕВ

— Слушай, Соловьев, ты чем вообще на службе занимаешься? У тебя за целый месяц ни одного «Эн Эса» (на служебном жаргоне «Эн Эс» — водитель, задержанный в нетрезвом состоянии), да и остальные показатели паршивые. Иди, работай!

Такой «втык» от руководства нередко получают сотрудники ГИБДД. Как человек в погонах, инспектор обязан выполнять все приказы начальства. Именно это он и делает: останавливает машины за любые, пусть самые незначительные нарушения, на которые обычно не обращает внимания, и заполняет штрафные квитанции и протоколы. Благо, «мелких» нарушений предостаточно: непристегнутый ремень безопасности, езда в темное время без включенного ближнего света фар, перестроение без сигнала поворота, отсутствие аптечки, огнетушителя или знака аварийной остановки и т.д. Стопка бумаг и есть «отчет о проделанной работе» — нагоняя от начальства уже не последует. На следующий месяц инспектор уже заранее набирает необходимое количество нарушителей. С пьяными водителями сложнее. Здесь как на рыбалке: повезет — не повезет...

ПРОДАЮ ШТРАФНЫЕ ТАЛОНЫ

(ОПТОМ ДЕШЕВЛЕ)

Водитель, попавший под «продажу талонов» (еще один рабочий термин), чувствует себя не лучшим образом. С одной стороны, жаль денег: за какую-то ерунду забирают кровные. С другой — по-человечески обидно, что на тебе выполняют некий норматив. Сотрудники ГИБДД, в душе сочувствуя водителю, берут штраф не по верхней планке, а примерно посередине: если Кодекс предусматривает наказание от предупреждения до половины МРОТа, то с виновного взимают рублей 20. В погоне за конечным результатом — количеством выявленных нарушений — они порой забывают о выполнении своих обязанностей. К примеру, подобное произошло в Суздальском и Вязниковском районах Владимирской области. Сотрудники ДПС, задерживая превысивших скорость водителей, выписывали поголовно квитанции на 17 руб. Все шли под одну гребенку — превысившие на 15 и на 50 км/ч платили одинаково. Хорошо, что нашлись среди водителей борцы за правду: «сигнализировали» в контрольно-профилактический отдел ГИБДД. Там проверили информацию и наказали виновных.

Не так давно майор, остановивший меня за какую-то ерунду, устав от препирательств, честно сказал: «Извини парень, мы выполняем план». Вполне возможно, что признание он сделал в тайной надежде как-то изменить ситуацию. На такую откровенность способны лишь сотрудники, работающие «на земле». Командиры подразделений всегда стоят насмерть: «О планах не ведаю — все это домыслы и наговоры». И начальник отдела пропаганды ГИБДД Москвы Г. Плотникова на пресс-конференции уверенно заявила: «Планов нет — время коммунизма давно прошло».

Как же так? Одни говорят одно, другие — прямо противоположное. Руководитель ГИБДД В. Федоров неоднократно утверждал, что планов в природе не существует и работу подразделений оценивают исключительно по аварийности на порученной территории. Кому верить? Самое любопытное, что ни рядовые сотрудники, ни их самый большой начальник не кривят душой. На уровне рот и батальонов планы есть, а генерал-лейтенант милиции В. Федоров оценивает работу ГИБДД краев и областей, разумеется, не по количеству пойманных нарушителей — значит, и планов нет.

По региону легко взять статистику аварийности, сравнить с показателями аналогичного периода прошлого года и вынести вердикт. Увеличилось количество ДТП — плохо работают, уменьшилось — молодцы! Подход разумный. Безопасность движения — главная цель работы ГИБДД. И дело инспекторов — вовремя устанавливать предупреждающие или запрещающие знаки на опасных участках, привлекать внимание дорожных служб, патрулировать там, где нужно. В конце концов, и нарушителей ловить тоже. Результатом будет снижение аварийности.

Теперь попробуем поставить себя на место командира роты или батальона. Сегодня его подчиненный стоит где-нибудь на перекрестке, завтра сопровождает колонну, на следующий день задействован в очередной операции. Если на его участке в это время происходит ДТП, он ли в этом виноват?

БЕСКОНТРОЛЬНОСТЬ

ПОД КОНТРОЛЕМ

Вот мы и подошли к ответу на вопрос, зачем автоинспекции планы по отлову нарушителей: не существует критерия для оценки работы сотрудника ГИБДД. Эффективность крупного подразделения по неким объективным показателям оценить можно, а качество службы отдельного сотрудника — увы. У отцов-командиров среднего звена остается единственный выход — контролировать подчиненных по вынесенным штрафным санкциям.

Нельзя сказать, что такой подход улучшает дорожную ситуацию. К примеру, инспектор, выполняя свою основную задачу — обеспечить беспрепятственный проезд транспорта, целый день регулировал движение при неработающем светофоре. Нужная и тяжелая работа. А по бумагам выходит, что он просто бездельничал! В следующий раз у него будет огромный соблазн встать где-нибудь в теньке и спокойно ловить нарушителей.

План — это цифры, и устанавливает их непосредственно командир подразделения. Естественно, не на бумаге и не официальным приказом — они как бы витают в воздухе. Но каждый инспектор скажет: стандартный норматив — три протокола и 10 штрафных квитанций или семь протоколов в день. Отдельной графой идут пешеходы-нарушители, но наказывать их хлопотно — водители гораздо сговорчивее. Поэтому инспекторы идут на небольшую хитрость: штрафуя водителя на 40 руб., выписывают две квитанции по двадцать. Позднее эти цифры значатся за пешеходами. Зная этот стандартный способ, очень занятно изучать статистику административных нарушений.

Хорошо, если в руководители попадает здравомыслящий человек, для которого план — лишь способ контроля работы сотрудников. А может прийти самодур, такой скажет: «Раньше вы работали плохо, а при мне будете ловить в два раза больше». Приказы, как известно, не обсуждают, а выполняют. Поэтому все его указания будут исполнены — под шелест протоколов и штрафных квитанций.

ПРОФИЛАКТИКА ВМЕСТО НАКАЗАНИЯ

Разработать методику для оценки работы сложно. Но есть ведь зарубежный опыт. Для примера возьмем Швецию. Если на каком-то участке повышается аварийность, командир подразделения немедленно увеличивает там количество полицейских. Речь не идет о наказании: много ДТП — значит, необходимо помочь и полицейским, и водителям. Один из основных показателей несения службы в Швеции — количество контактов с водителями. Полицейский должен постоянно общаться: оказать помощь, провести профилактическую беседу, указать дорогу. А затем пожелать счастливого пути. Все контакты он записывает в служебную книжку и регулярно предъявляет ее начальству. Не дай Бог, он внесет в нее липовые данные — время от времени проводят выборочную проверку и обманщиков нещадно гонят со службы. Может быть, и у нас стоит направить основные усилия не на выявление нарушителей, а на профилактику безопасности движения? И уже исходя из этого разработать новую методику оценки сотрудника ГИБДД.

А пока выходит, что ноги действуют отдельно от головы, и от этого страдают все: и водители, и инспекторы ГИБДД.

Фото Александра ПОЛУНИНА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии