Закон силы побежден

ЗАКОН СИЛЫ ПОБЕЖДЕН

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

Право на защиту

ЗАКОН СИЛЫ ПОБЕЖДЕН

Водителя обвинили в ДТП, которого он не совершал.

Елена ВАРШАВСКАЯ

«Ты что как таксист ныряешь?» — только и смог сказать Павел, выйдя из машины. Его «девятка» ударила прямо в заднюю правую дверь «Мерседеса-S320», который за секунду до этого резко нырнул из своего левого ряда в крайний правый, где ехал VAZ 2109 Кузьмина. На обочине «голосовала» какая-то красавица, и показалось, что водитель «мерса» рванул к ней. «Да меня гаишник остановил!» — объяснил шофер иномарки. Только тут Павел заметил инспектора, направляющегося к ним от разделительной полосы по пешеходному переходу. «Что я натворил!» — подойдя, сокрушенно выдавил молоденький старший лейтенант.

С этой минуты события стали развиваться, как в бреду.

«ТЫ ВИНОВАТ УЖ ТЕМ...»

Участникам ДТП дали бланки объяснений. «А мне еще для пассажира, свидетеля», — попросил Павел, показывая на жену, сидящую в машине. «Потом, успеет еще, в группе разбора!» — отмахнулся автоинспектор.

«Права» у водителей забрали, и назавтра Кузьмины отправились в 3-й отдел ДПС ГИБДД Москвы — для разбора происшествия. Оказалось, разбирать нечего, все уже решено. Павел Кузьмин ожидал чего угодно, только не этого: из постановления по делу об административном правонарушении следовало, что он... виновен в ДТП. Надо платить штраф 300 рублей и возмещать ущерб владельцу «Мерседеса».

«Водитель „Мерседеса“ стал плавно перестраиваться вправо перед стоящими автомашинами, которые находились у стоп-линии. В это время загорелся зеленый сигнал светофора. Из-за трогающихся машин справа выехала „девятка“ белого цвета и ударила в правую заднюю дверь „Мерседеса“, — такое объяснение дал искренний старший лейтенант. „Водитель Кузьмин, управляя а/м ВАЗ, обогнал тронувшийся поток транспорта справа и передним левым крылом ударил в правую заднюю дверь а/м „Мерседес“, — написал в рапорте инспектор, прибывший на место ДТП. Приблизительно таким же было объяснение водителя иномарки. И даже... объяснение ее пассажира! Мало того, что ему позволили свидетельствовать, так еще и успел он это сделать в считанные минуты после аварии: буквально сразу же за ним приехала другая машина. Что ж, г-н Сардак, генеральный директор службы безопасности „Газпрома“ — человек уважаемый. И, похоже, пользующийся особым расположением блюстителей дорожного порядка.

Но Павел все еще надеялся, что это недоразумение. Ведь никакого обгона справа не могло быть — он вместе с другими машинами тронулся со светофора. Ехал по «своей» крайней правой полосе, а не объезжал поток по обочине (как следует из слов того трогательно откровенного лейтенанта), да и обочины в том месте не было: шло строительство дороги, и справа ее огородили бетонными блоками. Он попытался было объяснить это заместителю начальника отдела Богачеву, но тот и слушать не стал — наорал и выгнал из кабинета. Нет, это не недоразумение...

Из «Газпрома» вскоре пришел счет за ремонт «Мерседеса» — более 80 тысяч рублей! И Павел Кузьмин решил: надо искать защиту. Брат, постоянный читатель «За рулем», посоветовал обратиться в общественную приемную журнала. «Будем судиться!» — сказали наши юристы, услышав подробности аварии.

БЕЗНАКАЗАННОСТЬ СИЛЬНЫХ ПРЕУВЕЛИЧЕНА

На суде сотрудники ГИБДД попытались упорствовать. Но их версия о правом обгоне тут же развалилась — Павел не покидал своей полосы! Зато «Мерседес» перестраивался и должен был уступить (п. 8.4 Правил)! Тогда вместо того, чтобы признать свою неправоту, милиционеры начали импровизировать.

Инспектор-де в момент аварии был к потоку спиной, он смотрел с пешеходного перехода, как движется вправо к обочине остановленный им «Мерседес». А если регулировщик стоит спиной, то и движение, мол, запрещено. Значит, VAZ 2109 нарушил пункт 6.10 Правил.

Когда машины тронулись со светофора, инспектор с середины дороги «по пешеходному переходу стал двигаться к обочине» (цитата из его рапорта). Видимо, приставными шагами, чтобы не поворачиваться к машинам боком (иначе движение было бы разрешено). Тогда остается другая неразрешимая загадка: как он видел, что по обочине (?) всех обгоняла «девятка» — спиной? Сотрудники ГИБДД не нашли ответа, обескуражив даже судью, не ожидавшую таких противоречий от представителей столь солидной организации.

Суд вынес решение в пользу Павла Кузьмина — его признали невиновным в нарушении Правил и, соответственно, в ДТП. А произошла авария по вине инспектора ДПС, который не обеспечил «Мерседесу» безопасность маневра.

Происшествие можно было бы считать курьезом: оправдывающиеся чины ГИБДД, нелепые объяснения, вздорность самой аварии... Но есть здесь о чем серьезно задуматься.

Сотрудники ГИБДД, обвиняя Кузьмина, пытались придраться к тому, что он не подчинился сигналам регулировщика. По большому счету, любой инспектор, стоящий с жезлом около дороги, может считаться регулировщиком движения, независимо от того, что он там делает. А дальше — как в старой комедии «Веселые ребята», где главный герой, случайно оказавшийся на сцене, сам того не желая, «дирижирует» оркестром. Он чешет затылок — музыканты играют одну фразу, поправляет одежду — другую. «Регулировщик — сотрудник милиции, военной автоинспекции, работник дорожно-эксплуатационной службы.., имеющий соответствующее удостоверение и экипировку...». Все. Сколько аварий заложено в таком определении, сколько их может произойти из-за неправильно понятых движений автоинспектора, стоящего на перекрестке просто «для порядка»?

Но это, так сказать, вещественная сторона дела. Есть гораздо более важная — моральная.

ГИБДД приняла сторону не правого, а сильного. По сути, вступив с ним в сговор: мы нарушили, вы нарушили — так объединимся, чтобы избежать ответственности. А что сможет простой водитель Кузьмин против такой мощной коалиции! Не остановила даже слабость позиции — видимо, решили, что ее компенсирует сила и высота положения. Превратно понятая «честь мундира», чувство вседозволенности перевесили все остальное. Какой там долг, какая законность, справедливость! Способность критически оценивать ситуацию, и ту утратили.

Дело Павла Кузьмина (выигранное во многом благодаря добросовестности и компетентности судьи) показало: единственный способ изменить положение — бороться за свои права. Закон силы, ее самоуверенность нужно побеждать силой Закона.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии