Слово — юристу

СЛОВО — ЮРИСТУ

]

СЛОВО — ЮРИСТУ

Напоминаем: действуют общественная приемная журнала

«За рулем» и юридическая фирма «Правозащита „За рулем“. Теперь любой читатель может бесплатно получить квалифицированные консультации в общественной приемной, предварительно записавшись по тел. (095) 208-30-27 и придя по адресу: Москва, Селиверстов пер., д. 8, с 11 до 21 часа. Кроме того, вы можете задать вопросы письменно или по E-mail: ur@zr.ru.

На вопросы читателей отвечает

заместитель директора юридической фирмы «Правозащита

«За рулем»

Сергей ВОЛГИН.

У меня два автомобиля — «Запорожец» и «Жигули», но на «Запорожце» сейчас не езжу — он просто стоит в гараже. Так зачем платить за него налоги и проходить техосмотр? Может лучше снять машину с учета на какое-то время, а потом, в случае необходимости, снова поставить — когда сын получит «права», я собираюсь отдать автомобиль ему.

Кировская область И. Бахрутин

Хотим мы или нет, но налоги платить обязаны, и это закреплено Конституцией РФ (ст. 57). В том числе и на транспортные средства. Обязанность платить за них (в вашем случае — налог с владельцев ТС, иначе называемый дорожным) определена законом РФ от 18.10.1999 № 1759–1 «О дорожных фондах в Российской Федерации». Его ежегодно уплачивают юридические и физические лица, «имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу». Слово «имеющие» в данном случае означает «владеющие на любом основании, в том числе и на праве собственности». Право собственности, согласно Гражданскому кодексу, возникает в данном случае с момента передачи вам вещи (фактического приобретения ее). Поэтому, даже если вы снимете автомобиль с учета в ГИБДД — все равно, пока будете оставаться его собственником, обязаны платить налог с владельцев ТС.

Теперь о техосмотре. В соответствии со ст. 17 закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», государственному техническому осмотру подлежат «находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства». То есть если вы не собираетесь эксплуатировать свой автомобиль, то и осмотр проходить не надо. Но имейте в виду: пропустив хотя бы один очередной срок, своим ходом ехать в ГИБДД нельзя — вы превратитесь в нарушителя, поскольку эксплуатируете автомобиль, не прошедший техосмотр.

Остается добавить, что снять транспортное средство с учета по причине «временного неиспользования» невозможно.

В приказе МВД РФ от 26.11.1996 № 624 «О порядке регистрации транспортных средств» перечислены основания для регистрации (пункт 1.2): «...в течение срока действия регистрационного знака „Транзит“ или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных... Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении каких-либо сведений, указанных в... регистрационных документах, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами».

Так что если вы все-таки снимете машину с учета (скажем, для продажи), но в установленный срок не зарегистрируете в ГИБДД, на вас наложат штраф в соответствии со ст. 114 ч. 1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (от 0,5 до 1 МРОТ).

Занимаюсь перевозкой овощей на собственном КамАЗе. В очередном рейсе меня остановили на посту ДПС и заставили полностью разгрузить автомобиль для досмотра. В результате часть овощей испортилась, а мне пришлось возместить убытки заказчику. Понимаю, что подобные мероприятия необходимы, но кто в таком случае должен разгружать автомобиль и, главное, отвечать за причиненный вред?

Москва Ю. Старшов

Несомненно, в данном случае ответственность понесет ГИБДД. Порядок и основания для досмотра определены КоАП РСФСР. Закон говорит, что применение такой меры возможно только «когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении..., обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях».

Кроме того, досмотр можно проводить, только если есть основания полагать, что груз перевозится незаконно (приказ МВД РФ от 30.04.1999 г. № 1771 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ», п. 13.17). Естественно, «необходимые основания» и то, что иные меры воздействия были исчерпаны, должны доказать сотрудники, проводившие досмотр. Кроме того, эти основания должны быть указаны в протоколе результатов досмотра.

В вашем случае при досмотре ничего противозаконного обнаружено не было, поэтому можно говорить об отсутствии оснований для него. Следовательно, проведен он был незаконно, и можно применять положения ГК РФ о возмещении вреда незаконными действиями должностных лиц государственных органов (ст. ст. 16, 1069 ГК РФ). Вред возмещается за счет казны субъекта федерации, в котором находится данный государственный орган.

Для этого сначала необходимо подать жалобу в суд на действия конкретных должностных лиц и добиться признания этих действий незаконными. Потом на основании судебного решения обратиться в суд и потребовать возмещения вреда и всех понесенных убытков.

Естественно, коль скоро желание провести досмотр возникло у сотрудников ГИБДД, они и должны были обеспечить разгрузку и последующую погрузку овощей в автомобиль. Водитель лишь не должен препятствовать этому.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии