Porscheland: технопарк развлечений для взрослых

Завод Porsche в Лейпциге – это не только предприятие, но и парк развлечений для взрослых c деньгами. Среди его «аттракционов» есть и настоящий внедорожный полигон.

Да-да, это целый технопарк площадью 120 гектаров, включающий не только завод, но и настоящую гоночную трассу, и даже внедорожный полигон. Производство и развлечения разделены полноценной улицей со зданием в форме бриллианта – в нем расположен центр для клиентов с небольшим музеем, рестораном с 360‑градусным обзором, а также магазин аксессуаров и сувениров.

Любой посетитель может скроить свою программу развлечений с учетом толщины кошелька: от отдельной экскурсии по заводу с обедом в ресторане и вплоть до «всё включено» – с ездой по полигону и гоночной трассе. А покупатели машин Porsche местного производства (в Лейпциге выпускается весь поршевский «ширпотреб» – Macan, Cayenne, Panamera) могут тут же их и забрать. Среди таких есть и наш народ – желающих взять «машину с завода» не останавливают даже серьезные затраты на последующую самостоятельную растаможку.

МЕСТОРОЖДЕНИЕ

Я для начала подался на завод. Его построили в 2002 году специально для выпуска кроссовера Cayenne. Основное производство в Штутгарте, зажатое городскими кварталами, не могло вместить масштабные сборочные линии. Но и в Лейпциге Cayenne не производят по полному циклу. Подсобранные кузова с отделанным салоном приходят по железной дороге из Братиславы, а в Лейпциге производят финишную сборку – монтаж электрики, двигателя и трансмиссии, ходовой части.

На одной из линий для удобства сборки кузова предусмотрен механизм его переворота – такое встретишь не везде.

В 2009 году здесь вдобавок наладили выпуск хэтчбека Panamera. Уровень его локализации выше: неокрашенные кузова поступают из Ганновера голыми, здесь их красят, работают с интерьером – и отправляют на общую с Кайеном сборочную линию.

В 2013 году завод в очередной раз расширили – теперь под компактный Macan, который делают уже по полному циклу. Такая же участь уготована и Панамере второго поколения, которую тоже будут полностью собирать в Лейпциге.

На заводе работают 3000 сотрудников, есть русские. Ежедневно с конвейера сходит 650 машин (в год это 130 тысяч), и каждая проходит испытания тестовой трассой, а кроссоверы – еще и внедорожным полигоном. Сборку любого автомобиля начинают только после конкретного заказа от дилера. В зависимости от спроса на конкретную модель и сроков поставки компонентов свою машину придется ждать от трех месяцев до года! Самая длинная очередь – на Macan.

Всегда опасался подтопленных туннелей в городе, а этот длинный брод именно их и напоминал. Стало совсем не по себе, когда пришлось остановиться в этом бассейне.

Сборочные линии организованы причудливым и местами волшебным образом. Голые кузова Макана и Панамеры опускают откуда-то с чердака, с высоты пятиэтажного дома, а внизу их принимают индивидуальные платформы, поднимающиеся из подвала. Перед монтажом панели приборов рабочие снимают с помощью манипуляторов двери и отправляют их на лифте снова куда-то ввысь, чтобы позже вернуть на место.

Переход между некоторыми линиями идет по воздуху. Прямо над головой организовано несколько «шоссе»: по одному плывут только что собранные кузова, а по другому – почти готовые машины.

Прямо на моих глазах произошла незапланированная остановка конвейера. Во время «свадьбы», когда соединяются кузов и шасси, что-то пошло не так. Видимо, автоматика засомневалась в искренности «молодоженов». В течение пары минут работники конвейера все же уговорили «молодых». Заводчане уверяют, что подобные остановки происходят очень редко и длятся не больше пары минут.

Хитроумное и зрелищное препятствие на полигоне. Едем под наклоном – уже есть подозрение, что Cayenne может перевернуться. Так вдобавок надо совершить своеобразный разворот в таких условиях! Даже на сухом покрытии машина местами соскальзывала, и всё это в условиях ограниченного обзора.

На финишной линии, когда остается установить только колеса, к каждой машине цепляют тележку с индивидуальными комплектующими (шильдики и прочая мелочь), которая забавно волочится вслед за только что рожденным Porsche.

А еще в глаза бросился передвижной стеллаж с поношенными сбортированными колесами. Оказалось, это страховка на случай задержки подвоза шин редкой размерности. Чтобы не задерживать конвейер, на машину ставят временные колеса, а подоспевшие позже оригинальные комплекты устанавливают в цехе окончательной доводки.

Ассорти
Львиную долю компонентов Porsche заказывает на стороне – ради упрощения технологии и удешевления производства, но не в ущерб качеству. К примеру, бамперы поставляет фирма REHAU, которая привозит их уже окрашенными. Здесь важно добиться идеального совпадения по цвету с металлическим кузовом.
Некоторые бензиновые моторы приходят из Штутгарта, с головного предприятия, но «шестерки» для Кайена поставляет Volkswagen, турбодизели – Audi. Элементы трансмиссий и коробки передач (гидромеханические и роботизированные PDK) поступают в основном от фирмы ZF. Однако используются и классические восьмиступенчатые автоматы Aisin.

НЕМЕЦКИЕ ГОРКИ

Ну что, посмотрели, как собираются вседорожники Porsche? Теперь глянем, на что они способны вне дорог. На шестикилометровом внедорожном полигоне размещено полтора десятка зон с различными препятствиями: от обычной грунтовой дороги до бревен и длинного брода. Мне предложили проехать на Кайене по не самому тяжелому участку, но и он принес массу эмоций.

Безумно жаль, что не удалось проехать ни одного боевого круга по очень интересной трассе в Лейпциге.

Местами обыденные препятствия неожиданным образом усиливали впечатление. Восьмидесятипроцентный подъем с места уже щекочет нервы. Если кто не знает: это 36 градусов – круче, чем эскалатор в метро! Но больше заставляет поволноваться резкий поворот на его вершине – практически вслепую, когда нос Кайена еще смотрит в облака.

На следующем, более пологом подъеме машину стало откровенно жаль. Поверхность выложена большими и, на первый взгляд, ровными камнями, но с такими кривыми стыками, что это больше напоминало езду по бордюрам. Даже на минимально возможной скорости подвесочные удары отдавались прямо в сердце. Съезд с этого безобразия проходил под контролем системы помощи на спуске: психологический дискомфорт от того, что надо убрать ноги с педалей, дополняли удары в душу. Ну, я хотел сказать – в подвеску.

В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Заключительный аккорд – гоночная трасса. Официально сертифицированная, длиной 3,7 км, она собрана из поворотов и участков знаменитых треков – «Монако», «Монцы», «Нюрбургринга», «Лагуна-Секи»… Эти названия – уже приглашение к быстрой езде. Cayman или 911 Carrera Coupe? Всё одно! Ехать пришлось паровозиком за машиной безопасности. После каждого быстрого выхода из поворота я упирался во впередиидущий автомобиль. И систему стабилизации запретили отключать. Но эмоций вполне хватило, чтобы влюбиться в трассу.

Основной музей Porsche находится в Штутгарте, но и в Лейпциге есть на что посмотреть. Среди экспонатов – Porsche 910/6 образца 1967 года (слева), 917/10 CanAm Spyder 1972 года (в центре) и один из самых успешных болидов, модель 962 IMSA 1984 года (справа).

Менее искушенных водителей езда по этому треку, несомненно, впечатлит. Если купил тур, у тебя целый ездовой час и личный инструктор, с которым можно отработать различные навыки спортивного вождения. Да и выбор машин пошире, чем был у меня. Неплохая альтернатива привычным трек-дням на других трассах!

Вишенка на торт – заезд с местным гонщиком на экстремальном Porsche 911 GT3. То ли на выезде с пит-лейна был прорезиненный асфальт со сказочным сцеплением, то ли что-то еще, но от ураганного ускорения у меня аж защемило в груди.

Странно, на самóй трассе таких ощущений уже не было, даже когда пилот проходил в заносе связки поворотов с перепадом высот в несколько метров. Но все равно американские горки отдыхают!

Фотогалерея

Подпишитесь на «За рулем» в