"бычок" вытянул из банкротства

«БЫЧОК» ВЫТЯНУЛ ИЗ БАНКРОТСТВА

]

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Глазами владельца

«БЫЧОК» ВЫТЯНУЛ ИЗ БАНКРОТСТВА

Курганские автобусы делают карьеру в столице украинского автобусостроения.

Олег ИВАСИК, генеральный директор фирмы «Малби»

Три года назад наша фирма-перевозчик победила в конкурсе на обслуживание маршрута, соединяющего один из жилых массивов Львова с привокзальной площадью. Памятуя, что скупой платит дважды, мы взяли в лизинг десять 16-местных микроавтобусов «ИВЕКО-Турбо Дейли» кременчугской сборки (цена 32 тысячи долларов). Реклама превозносила их как чрезвычайно надежные, но уже через полгода начались проблемы с ходовой частью, усугублявшиеся отсутствием фирменного сервиса и дороговизной запчастей. К тому же наши долги по лизингу, будучи привязаны к доллару, быстро росли вместе с ним, в то время как цена билетов — 50 копеек — оставалась неизменной. Мы работали в убыток и катились к банкротству. Но тут в городе появился «Бычок„-автобус.

При первом знакомстве с ним оценили просторный салон высотой 190 см. Он рассчитан на 29 пассажиров, 14 из которых стоят. Прочие же микроавтобусы, работающие во Львове в качестве маршрутных такси: «ИВЕКО-Турбо Дейли» и «Пежо-Карсан», не говоря уже о «Газели», не дают права перевозить стоящих. Стовосьмисильный дизель Минского моторного завода широко известен как достаточно простой, а его ремонт по силам даже сельскому механику, знающему трактор «Беларусь». Все комплектующие «Бычка» делаются в СНГ, всегда есть в продаже и в несколько раз дешевле аналогичных импортных. Да и сам «Бычок» после растаможки стоит на Украине втрое меньше, чем «Турбо Дейли»...

Решив купить для пробы один автобус, мы побывали на заводах в Москве, Пскове и Кургане. Остановились на курганском «Бычке», у которого трубчатый каркас кузова. Понравилось и то, что дверь для пассажиров не сдвижная, а распашная с дистанционным управлением от двух кнопок в кабине водителя. Сдвижные в наших дорожных условиях быстро разбалтываются, ну а о пользе дверной автоматики в маршрутном такси говорить излишне.

За первые месяцы работы КАвЗ-3244 оправдал надежды. Мы купили еще девять «курганцев», а от ИВЕКО сочли за благо избавиться. Сегодня «Бычок» № 1 наездил около 90 000 км, остальные — более 50 000. Скучать ремонтникам не приходится, но ни одна из машин серьезно не подвела, несмотря на жестокие условия эксплуатации.

Десятикилометровый маршрут более чем на треть пролегает по очень неровной брусчатке. В часы пик в 29-местный салон втискиваются до 50 пассажиров. Надо быть «Бычком», чтобы ежедневно «отпахать» при этом, соблюдая график, несколько сот километров.

У первенца не выдержали шины «Таганка» размера 225/75R16: при пробеге 7–8 тысяч начал отслаиваться корд. Заменили их белоцерковской «Росавой» и не знали горя. Замечательно служат и нижнекамские шины, в которые обута половина автобусов. Ярославскими довольны в меньшей степени: после 30 тысяч у некоторых покрышек появились трещинки возле диска.

Благодаря удачной подвеске в салоне почти не чувствуется вибрации. Но у двух машин пришлось поменять по одной задней рессоре: дали трещины. При затяжке гаек крепления колес нередко ломаются шпильки задней ступицы (девять случаев). А заклепки, которыми крепятся к раме опоры стабилизатора поперечной устойчивости, на двух машинах из десяти оказались «сырыми» и начали вытягиваться. Наши слесари заменили их самоконтрящимися болтами. В двух автобусах расшатались кронштейны бензобака, о чем он доложил водителю стуком по раме. Чтобы успокоить бак, добавили две точки крепления. Слабо, всего лишь миллиметровой планкой, закреплены и сиденья в салоне. Не ожидая, когда оторвутся, мы дополнительно наварили сверху пластину толщиной 3 мм.

К двигателям нет серьезных претензий. Средний расход топлива на маршруте — около 20 л/100 км. Мы балуем их, заливая немецкую «полусинтетику» марки «Титан» (трактору «Беларусь», смеются хлопцы, такое и не снилось). Но при пуске и остановке двигатель и радиатор сильно вибрируют. В результате три радиатора начали разрушаться в местах крепления и потребовали замены.

Ахиллесова пята электрооборудования — дистанционный отключатель «массы». Порой при езде он самопроизвольно срабатывает из-за вибрации, выводя из строя электронный реле-регулятор. Поменяв четыре таких реле, мы стали устанавливать более надежные механические отключатели.

Очень беспечно проложен жгут проводов: чтобы его не перетерло, как в «Бычке» № 1, у всех остальных в «травмоопасных» местах пришлось добавлять защитные чехлы и прокладки. То же сделали и на тормозных трубопроводах. Вообще, по нашему опыту, чтобы «Бычок» вел себя прилично, нужно уделить ему перед началом эксплуатации до 200 человеко-часов, подтягивая, укрепляя и регулируя. В этом смысле — вполне «советская» машина. Но что ни говори, каждый автобус окупает себя за год. Знакомиться с работящим неприхотливым поголовьем едут к нам со всей Западной Украины. Только во Львове коллеги по нашему примеру купили тридцать курганских «бычков», и это наверняка лишь начало.

И последнее: не могу согласиться с авторами статьи о «Бычке„-автобусе в мартовском номере ЗР, будто „в городе правнуку „Фердинанда“ тесно и неуютно“. Часть маршрута проходит по узким старинным улицам в центре Львова, и ездит он там вполне уверенно.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии