Сервисная книжка: избранное

СЕРВИСНАЯ КНИЖКА: ИЗБРАННОЕ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Творческий подход

СЕРВИСНАЯ КНИЖКА: ИЗБРАННОЕ

Переписываем инструкцию:

когда и в каком объеме обслуживать автомобиль.

Анатолий ВАЙСМАН, Антон ЧУЙКИН

К каждому отечественному автомобилю прилагается сервисная книжка, где изложены работы и периодичность ТО. Но ведь она рассчитана, в первую очередь, на работников сервиса, которые получают конкретный автомобиль будто кота в мешке и должны подготовить его к дальнейшей эксплуатации. Человеку, приступающему к самостоятельному обслуживанию своей машины, которую он знает не один день (месяц, год), многие операции обоснованно покажутся надуманными: вроде проверки работы стеклоочистителя (рекомендуется делать на «москвичах» каждые 10 тысяч) или слива отстоя из топливного бака (предписано «волгам» как сезонное обслуживание). Более того, от некоторых работ отказываются и станции, отсекая ненужное на основании накопленного опыта. С другой стороны, книжки полезно дополнить: например, в «жигулевской» регламентировано проверить натяжение ремня генератора... а указания отрегулировать нет!

10 ТЫСЯЧ В ПЕРИОДЕ

Составляя альтернативную сервисную книжку, мы адресовали ее (ух, красиво получается — инструкцию, как солидное издание, предваряем обращением «К читателю»!) не сервису, но владельцу. Человек, который постоянно пользуется автомобилем, нечуждый технике — а мы предполагаем, что это так, раз он самостоятельно готов взяться за ТО, — знает состояние узлов и систем и не нуждается в напоминаниях вроде «проверить работу замков дверей».

В перечне операций оставлено то, что вроде бы не требует внимания по ходу межсервисного пробега... но и совсем забывать об этом нельзя. Первое, что в качестве примера приходит на ум, — смена моторного масла, которой мы и начали таблицу ТО. Здесь, конечно, периодичность рекомендует завод... однако для некоторых других операций мы выбрали иные сроки, которые посчитали более разумными. Например, автогиганты дружно рекомендуют менять элементы воздушных фильтров у большинства карбюраторных моделей раз в 20 тысяч. Зная, в какое состояние приходит узел даже не в пустыне — в Москве! — рекомендуем сократить этот срок до стандартного пробега между ТО. Кстати, на «самарах» так и сделано: периодичность работ — 15 тыс. км. Вообще, назначая новый срок, мы делали его кратным установленным ТО — то есть 10 и 15 тысяч километров (на «волгах» иногда — 5 тысяч).

Мелким контрольным операциям из заводских сервисных книжек дали отставку, решив объединить их в общем осмотре автомобиля. Итак, любое ТО начинаем с оглядывания — не беглого, но и не слишком дотошного, это ведь не первое свидание! Пусть не расстраивают вас мелкие сколы и царапины краски — дело житейское! Лучше вспомните стучок, обеспокоивший вас в последней дачной поездке. Тогда вы благоразумно отложили диагностику, а сейчас самое время подергать колеса, рычаги подвески, покачать рулем, посчитать щелчки ручника... Всем, что нашли, дополните список работ конкретного ТО. Да, и обязательно проверьте все жидкое — удостоверьтесь, что на мостах, бачках, деталях гидросистем нет потеков; при необходимости доведите уровни до нормы.

Разумеется, мы считаем, что к очередному ТО ваша машина приехала без крупных неполадок — таковые, буде случатся в межсервисный пробег, надо устранять немедленно. Как и те «мелочи», с коими запрещена эксплуатация машин. Потому решительно вычеркиваем из официальной инструкции операции типа «проверить термостат» и «проконтролировать работу световой сигнализации» — нормальный водитель делает их ежедневно и не тянет с ремонтом по 10 тысяч!

А теперь, покончив с общими словами, бегло пройдемся по таблице. Операция 1.9, не включенная в издания ВАЗ, тем не менее обязательна на всех карбюраторных моделях — момент зажигания сбивается из-за износа цепи, шестерен, даже зубчатого ремня... Угол обычно достаточно откорректировать прямо на дороге — по началу детонации. Не пренебрегайте операциями 1.13 и 1.14! Первую часто невозможно выполнить без второй, а ведь это надо делать вовсе не ради бумажки — талона токсичности...

Сервисные книжки отечественных машин все как одна рекомендуют контролировать и регулировать углы установки колес каждые 20–30 тысяч. Учитывая качество дорог, сокращаем периодичность вдвое — хотя бы для контроля. Вообще, естественно, все операции «отрегулировать» могут закончиться еще на этапе проверки углов, зазоров, натяжения... Жаль, но так бывает не всегда.

И наконец, пункт 4.2 — возможно, на первый взгляд он покажется ненужным... однако в том числе поэтому мы включили его в обязательное ТО. Ибо после преодоления бездорожья заниматься чисткой отверстий порогов и дверей совсем не хочется... так не забудьте выполнять важную, не слишком трудную работу каждые 10–15 тысяч километров!

Очевидно, опытный автомобилист, тем более автослесарь, сможет дополнить приведенный список своими «фирменными» работами (особенно — по «Волге»!). Не сомневаясь в том, что таблицу можно расширить, призываем лишь не сокращать ее...

РАЗ — И НАВСЕГДА!

Здесь коротко скажем о ТО-1 — работах, которые достаточно сделать на 2–3 тысячах и больше к ним не возвращаться. Во-первых, это так называемая протяжка (которую, кстати, тоже надо уметь выполнять, но это отдельная тема). Ее часто проводят в рамках предпродажной подготовки, и тогда на ТО-1 остается лишь подтянуть крепления головки блока и подшипников распредвала (кстати, несмотря на отстутствие этого в сервисной книжке «самар», им тоже полезно «притужить» головку — легко тянется едва ли не каждая вторая). Кроме протяжки и операций, проводимых при 10-тысячном пробеге, на новом автомобиле еще надо сменить масло в трансмиссии и отрегулировать фары. Может понадобиться подрегулировать (починить) что-то еще... конкретизировать здесь невозможно.

Вместо заключения предлагаем вновь вернуться к таблице, чтобы сделать «замечание по ходу». Взгляните на преимущества современных малообслуживаемых конструкций — межсервисные пробеги «десяток» больше, операций для ЗМЗ-4062 меньше. Очевидно, сервисные книжки будущих машин сильно потеряют в объеме — надеемся, и в части ТО, и в разделе гарантийных ремонтов...

ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬ

Можно ли покрыть тормозные шланги и резиновые уплотнители стекол каким-нибудь специальным составом для увеличения срока службы?

Старея от времени и условий «жизни», резина теряет свои важнейшие свойства — эластичность и прочность, Особенно вредно на нее влияют солнечные лучи, воздействию которых подвержены в наибольшей степени уплотнители стекол — они твердеют и растрескиваются тем быстрее, чем дольше машина находится на солнце.

Шланги же от прямого облучения скрыты, но те, что идут к тормозам передних колес, разрушаются от усталости, поскольку постоянно изгибаются то в одну, то в другую сторону. Признаком начала этого процесса становятся трещины на их поверхности, при появлении которых шланги необходимо заменять. Вот почему заводы — изготовители автомобилей рекомендуют осматривать эти детали при каждом ТО, а в отечественных автомобилях заменять после 100 тыс. км пробега, независимо от внешнего вида. Справедливость этого требования подтверждена опытом эксплуатации, в том числе редакционных автомобилей. Кстати, в северных районах эти шланги выходят из строя чаще, чем в южных, — резина не любит и морозов, твердеет и потому трескается при изгибе.

Нанесение любого покрытия на шланги скроет их поверхность, поэтому следить за ней будет невозможно. Кроме того, составы на нефтяной основе (большинство антикоров) разрушающе действуют на резину — она разбухает, теряет прочность, шланг может даже выскользнуть из наконечника (заделки) со всеми вытекающими последствиями.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии