Просто смени мотор

ПРОСТО СМЕНИ МОТОР

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Капитально

ПРОСТО СМЕНИ МОТОР

Европейские автомобилисты охотно заменяют изношенный двигатель на восстановленный: он примерно вдвое дешевле нового, хотя почти не уступает в надежности. Такую возможность вскоре получат и владельцы иномарок в России.

Анатолий ФОМИН

ЗАКАЗЧИК ЖДАТЬ НЕ ДОЛЖЕН

Среди россиян популярна байка, что в благополучной Европе автомобиль-де служит два-три года, а потом его меняют на новый. Действительно, многие поступают именно так, хотя на улицах не редкость модели 10-15- и даже 20-летней давности — хорошие дороги и мягкий климат позволяют кузову жить долго. А вот моторы столько не живут. Их возвращают в строй многочисленные предприятия, где делают, в привычных нам терминах, капитальный ремонт.

С его типовой технологией автор познакомился в Голландии, на фирме «Веге моторен» — одной из крупнейших по восстановлению моторов и коробок передач. Ее название происходит от первых слогов фамилий основателей — Верштиг и Гендерен, а зарегистрировано предприятие еще в 1936 году. Основная идея компаньонов была донельзя проста: вместо традиционного ремонта, когда машина несколько дней простаивает без мотора, предложить заказчику уже готовый двигатель из обменного фонда. Затея имела успех, и с годами из простой мастерской, ничем не отличавшейся от десятков других, выросла компания с заводами в Голландии, Великобритании, Тунисе и Мексике и дистрибьюторами по всей Европе и даже Америке.

РАЗЛОЖИМ ПО ПОЛОЧКАМ

Миниатюрный городок Шпейкенисе в предместье Роттердама довольно искусно прячет немало промышленных предприятий, среди которых и «Веге моторен». Трудно поверить, что в скромном двухэтажном здании (9500 м2 производственных площадей) более 300 рабочих и служащих каждую неделю восстанавливают 625 комплектов двигателей и более 500 головок цилиндров. При этом разномарочность широчайшая — «Крайслер» и БМВ, «Форд» и «Мазда», «Ниссан» и «Опель», «Мицубиси», «Тойота»... Моторы как бензиновые, так и дизельные. Войдем в корпус.

Специальные рамы из труб громоздятся штабелями: в них — отслужившие свое моторы. С началом рабочей смены их привезут в цех, где отмоют и сгруппируют по моделям. Следующий этап — полная разборка, после которой все части разложат по контейнерам и отправят на подробное исследование. Впрочем, блоки цилиндров для начала попадут в печь отжига, где из них удалят все остатки органических веществ. После такой процедуры серый чугун не только приобретает исходную форму и избавляется от внутренних напряжений, но и буквально сияет ровной матовой поверхностью.

Дальше детали моторов поступают в тестовую лабораторию. Здесь вынесут окончательный вердикт: либо деталь пригодна для восстановления, либо годится только на переплавку. Правда, существует перечень частей, которые заменяют независимо от степени износа. Это поршни, поршневые кольца и пальцы, коренные и шатунные подшипники, направляющие втулки и седла клапанов, цепи и ремни газораспределительного механизма, все прокладки и уплотнения, включая сальники коленчатого вала.

Не так уж много на первый взгляд. В действительности заменяемых деталей может оказаться намного больше. Так, клапанные пружины используют повторно, только если их жесткость и размеры полностью соответствуют требованиям для нового двигателя. Что касается коленчатых и распределительных валов, то помимо геометрических параметров контролируется качество металла и его структура (бывают ведь невидимые глазу внутренние трещины).

ВСЕ ГОДНОЕ — В РАБОТУ

Технология восстановления коленчатых и распределительных валов вполне традиционна. Если размер позволяет, то шейки шлифуют. На специальном станке «сотрут» риски с кулачка любого профиля, не исказив при этом его форму, а значит, фазы газораспределения. Для этого у «Веге моторен» есть эталонные копиры, по которым задается профиль обрабатываемого кулачка.

Если же износ превышает нормы, то необходимых размеров достигают с помощью хромирования или методами порошковой металлургии. Разумеется, после восстановления проверяется также шероховатость и твердость поверхностного слоя: появление «сырой» шейки или кулачка исключается.

А как поживают блоки и головки цилиндров? Самые крупные части мотора подвержены наибольшему числу неисправностей, поэтому их проверяют особенно тщательно. Дополнительно проводят тест на герметичность — так в отливке обнаруживают поры или трещины. Стыковочные поверхности блока и головки цилиндров шлифуют, чтобы обеспечить плотный контакт и исключить деформацию. Помимо традиционной расточки блока цилиндров, устраняющей дефекты поверхности, следующая операция — хонингование — обеспечивает заданные параметры шероховатости, оптимальные для долгой работы трущихся пар.

Головки блоков (и алюминиевые, и чугунные) обязательно выдерживают при высокой температуре несколько часов, после чего медленно охлаждают. Такая термообработка позволяет снять внутренние напряжения в металле и минимизировать коробление. Незначительные дефекты отливки устраняют сваркой в среде инертного газа. Особенно гордится фирма тем, что восстановленные ею высокофорсированные двигатели старых автомобилей, рассчитанные на использование этилированного бензина, теперь могут успешно работать на неэтилированном — новые клапаны и клапанные втулки с измененными зазорами не нуждаются в «смягчающих» отложениях свинца для долговечной работы.

МЕСТО СБОРКИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

Эта часть производства более всего похожа на моторные боксы богатой спортивной команды. Здесь могут собрать сотню одинаковых моторов, а могут — один-единственный, уникальный. Подход везде одинаков: тщательный подбор комплектующих, вручную развесовка деталей кривошипно-шатунного механизма, стерильная чистота и регулярная калибровка динамометрических ключей!

Заканчивается все полноценным тестовым стендом, где свежесобранный мотор проходит холодную прокрутку, а затем и небольшую «горячую», при которой измеряются его параметры. Доказательством качества проделанной работы служит то, что восстановленные «Веге моторен» двигатели, как правило, немного мощнее, чем когда они сходили с заводских конвейеров.

ГДЕ СЕКРЕТ?

На восстановленные двигатели «Веге моторен» дает гарантию — один год без ограничения пробега. А ведь среди клиентов немало коммивояжеров и таксистов, которым намотать за год 100 тыс. км и больше — обычное дело. В чем секрет того, что мотор после капремонта служит не меньше нового? В применяемой технологии нет ничего не известного отечественным специалистам. Значит, секрет в том, что она неукоснительно соблюдается.

Выгоду от приобретения мотора из «капиталки» вскоре смогут оценить соотечественники. Официальный дилер «Веге моторен» — ЗАО «Компания ОКМА» обеспечивает продажу, выкуп старых, монтаж, демонтаж и гарантийное обслуживание двигателей, головок блоков и коробок передач. Заботы о транспортировке и таможенном оформлении заказчиков не коснутся. Сколько это стоит? Например, двухлитровый 16-клапанный мотор " Опель Вектра" — около 2000 долларов. Так что не торопитесь продавать автомобиль с хорошим кузовом — с восстановленным мотором он прослужит еще не один год.

Крупных партий почти не бывает — обычно двигатели поступают по нескольку штук.

Головки блока цилиндров обрабатывают на станках с ЧПУ.

Фото Анатолия ФОМИНА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии