Скользить и не кипятиться!

СКОЛЬЗИТЬ И НЕ КИПЯТИТЬСЯ!

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Резиновый СПИД

СКОЛЬЗИТЬ И НЕ КИПЯТИТЬСЯ!

Еще на заре космонавтики ученые обратили внимание на странное разрушение некоторых резиновых деталей в вакууме — словно червь потрудился в их толще. Оказалось, подобное знакомо и автомобилистам.

Денис БОРОВИЦКИЙ

Известно, что экстренный подъем с глубины на поверхность чреват «вскипанием крови» в жилах аквалангиста и может привести к трагедии. А знаете ли вы, что «кессонная болезнь» поражает и сальники, уплотнения, диафрагмы пневматических систем и газового оборудования автомобиля? Причина «недуга» — прорыв на поверхность растворенных в эластомерах (так химики называют эластичные полимеры, в том числе резину и каучук) газов, которые, подобно термитам, прогрызают ходы в резине, нарушая герметичность уплотнения. Провоцируют «грызунов» резкие перепады давления, характерные для работы автомобильной пневматики. Особенно страдают клапаны тормозной системы и диафрагмы газовых редукторов. Однако «вскипеть» уплотнение может и при часто повторяющихся небольших скачках давления. Пример — разрушение диафрагмы вакуумного усилителя тормозов у отечественных легковых автомобилей.

Откуда в резинах газы и как с ними бороться? Дело в том, что эластомеры «газируются» еще при рождении (в производстве), собирая на своей поверхности воду и химически активные летучие вещества. Растворенные в резине «залежи» постоянно пополняются за счет диффузии газов, контактирующих с уплотнением в процессе эксплуатации. Со временем эластомер превращается в бомбу замедленного действия, детонатором которой служит тот самый скачок давления.

Зарубежные химики давно стали применять для ответственных уплотнений эластомеры, стойкие к «кессонному эффекту», мы же вынужденно мирились с недолговечностью резиновых изделий. Сегодня, однако, положение меняется: столичная фирма «РЕАМ-РТИ» освоила уплотнения из нового материала.

Как и стандартные отечественные резины, московские эластомеры изготавливаются из местного сырья (у него высокое качество и стабильные свойства), но по своей, оригинальной рецептуре с добавлением, при необходимости, импортных ингредиентов. Композиция составляющих (ноу-хау фирмы) эффективно связывает воду и газы, препятствуя их выделению, а присадки значительно повышают прочность изделия, позволяя ему выдерживать атаку прорывающихся изнутри пузырьков. Изготовленные по специальной методике уплотнения способны работать как при низких (-40°С), так и высоких (+170°С) температурах, пятикратно превышая срок службы традиционных аналогов. Недаром новинку используют в роторно-поршневых моторах ВАЗ.

Прежде чем пойти в производство, все новые разработки фирмы проходят всесторонние испытания в лабораториях московских институтов, как, например, принципиально новые «скользкие» резиновые композиции. Особенность материалов — низкий коэффициент трения по металлу (0,3) и высокие физико-механические свойства эластомера, отличные масло-, бензо- и морозостойкость. Сальники из них утрут нос иным именитым конкурентам.

Отличные результаты дало применение новых материалов для поршневых колец компрессоров в пневматической тормозной системе автомобилей ЗИЛ. Замена металлических уплотнений резиновыми позволяет резко снизить выброс масла в пневмопривод и защитить цилиндро-поршневую группу в условиях масляного голодания — «скользкая» резина уже содержит в себе все необходимое для смазки. Интересно, что ресурс поршневого комплекта с резиновыми уплотнительными кольцами будет, по заверению разработчиков, не меньше, чем с традиционными металлическими. О том, когда «скользкие» резины займут свое место в автомобиле, говорить рано — идут испытания.

Только не пытайтесь искать изделия РЕАМ-РТИ в розничной продаже. Пока вся продукция предприятия идет на сборочные конвейеры АМО «ЗИЛ», КамАЗа, АвтоВАЗа, «Пекара», «Плазы», «Автосистемы» и др.

Изъеденный газами клапан тормозной системы.

Эластомеры, стойкие к проявлению «кессонного эффекта».

Стальные и резиновые кольца компрессора: вам какое?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии