Дороги своими руками: от нужды до корысти

Можно подолгу думать об автомобиле мечты и даже в один день купить его. Но радость обладания им могут испортить... разбитые дороги или полное отсутствие дорог. Герои этой статьи — люди, которые не могли мириться с такой постановкой вопроса. Все они придерживались принципа «хочешь сделать что-то лучше, сделай это сам». И, кажется, у них получилось. Публикуем подборку историй, в которых человек воздвиг дороги и даже спас тем самым жизни других. Впрочем, не обошлось и без корыстных побуждений.

«Человек горы»

www.reddit.com

www.reddit.com

Бедняк из штата Бихар буквально заставил расступиться горы. Дашратх Манджхи, безземельный житель небольшой деревушки Гехлор, расположенной на севере Индии неподалеку от города Гая, в одиночку прорубил дорогу прямо через скалу. Долгие века местное население вынужденно было прозябать в изоляции из-за особенностей природного ландшафта. Виновницами бед были горы, которые отделяли поселок от развитого района Вазирганж, где находились школы и больницы. К тому же только там большинство членов общины могли найти хоть какую-то работу. Дашратх не был исключением. Ежедневно ему, как и всем остальным, приходилось добираться по узкой горной тропе к своему рабочему месту, детям — в школу, женщинам — на рынок. Ну а если кто-то серьезно заболевал, то несчастного вынуждены были везти в объезд за 75 км к ближайшему доктору.

Тем же опасным маршрутом пользовалась и его жена Фалгуни, чтобы к полудню принести мужу обед. Но однажды она предстала перед ним вся в слезах и с пустыми руками. Оказалось, преодолевая в очередной раз крутой спуск, она упала и серьезно поранилась, а всю свою поклажу упустила в обрыв. Вскоре после этого случая Фалгуни заболела и скоропостижно скончалась. Ее просто не успели вовремя доставить в больницу. После этого страшного удара терпению Дашратха пришел конец. Ведь речь шла о любимой женщине, которую он потерял в одночасье.

В 1960 году 26-летний упрямец решил самостоятельно построить короткую, а главное безопасную дорогу через ненавистную гору, чтобы она никому больше не смогла доставлять несчастья. Знал ли он тогда, что на это ему потребуется целых 22 года жизни? Он продал несколько коз — единственное богатство, которым владел, и на вырученные деньги купил молоток, зубило и несколько ломов.

Сначала соседи только посмеивались над ним и называли его сумасшедшим, но позже они оценили благие намерения и упорство своего односельчанина, стали кормить его и даже помогали покупать новые инструменты. Благодаря их помощи Дашратх смог окончательно бросить прежнюю работу и переключился на борьбу с горой. В 1982 году он, наконец, выиграл главную битву своей жизни. Практически голыми руками он выдолбил в скале дорогу длиной в 110 м, шириной в 9,1 м и высотой в 7,6 м. Она до сих пор верой и правдой служит жителям более полусотни забытых богом деревушек, сократив путь между районами Атри и Вазирганж всего до нескольких километров.

После смерти Дашратха в 2007 году от рака в лучшем госпитале Нью-Дели правительство штата Бихар построило два небольших подъездных пути, о которых он так просил еще при жизни. В честь героя учредили и ежегодный двухдневный праздник. По мотивам этой истории индийская кинокомпания сняла художественный фильм о человеке, который разрушил гору во имя любви. Лента под названием «Манджхи — человек горы» («Manjhi — the mountain man») впервые появится на экранах 21 августа.

Дорога для холостяков

bride-price

bride-price

Еще один удивительный случай, связанный со строительством дороги, произошел в 2009 году. И вновь в Индии в том же штате Бихар. Причиной переполоха стала самая настоящая революция — «восстание холостяков». Около 1,5 тыс. человек из деревни Барваан Кала, затерявшейся высоко в горах среди джунглей, с внешним миром связывали только тропы. В прежние времена в этом не было ничего необычного. Мужчины селения без труда находили себе жен в соседних населенных пунктах и перевозили их в свои дома.

С приходом цивилизации все изменилось. Женщины все реже соглашались перебираться в глухомань, где нет ни одного учителя, а ближайшая больница и полицейский участок расположены в 45 км. А позже и вовсе стали отказываться выходить замуж за лесных отшельников. Год от года количество неустроенных холостяков в возрасте от 16 до 80 лет в Барваан Кала угрожающе росло. Правительство отказывало в строительстве дороги длиной всего-то в 6 км, прикрываясь тем, что ее прокладка через земли государственного заповедника невозможна.

В 2005 году один из чиновников в ходе предвыборной кампании пообещал не жениться, пока не добьется дороги для деревни холостяков. Но как это часто бывает, заняв свой пост, он сразу же благополучно забыл о своих словах и сыграл пышную свадьбу. И однажды больше сотни потенциальных женихов поняли, что свою мечту о «дороге любви» им придется воплощать в жизнь самостоятельно. Они дружно взялись за дело, вооружившись лопатами, молотками и зубилами. Со стороны властей штата на них сразу же посыпались обвинения в нарушении природоохранного законодательства, но они не обращали на это никакого внимания. Вернуть свадьбы в деревню стало их главной целью. Ведь последнее такое радостное событие отпраздновали здесь почти 50 лет назад.

Всего за 1,5 месяца практически круглосуточной работы неугомонные холостяки построили 3 км дороги. Одни прокладывали путь, другие дробили валуны, третьи мостили основание камнями. Оставшиеся 3 км тоже завершили в рекордные сроки. И теперь «дорогой холостяков» пользуются не менее 10 тыс. жителей не только Барваан Кала, но и соседних поселков. Ведь она сократила путь к цивилизации с прежних 40 км всего до 6 км. Так в очередной раз любовь доказала миру, что ей не страшны никакие преграды.

На бабушкин миллион

omsk

omskФото: Богдан Загородний
Фото: Богдан Загородний
Фото: Богдан Загородний

Одна из главных бед России, как известно, — дороги, вернее их отсутствие. К счастью, в нашей стране тоже есть свои герои, кому до этой беды есть дело. Простой фермер из села Преображенка Черлакского района Омской области Василий Загородний тому подтверждение. На собственные средства он построил асфальтированную дорогу, которая связала его поселок с паромной переправой. Прежняя грунтовка всем изрядно надоела. В распутицу она превращалась в непреодолимое препятствие для любого вида транспорта, кроме трактора.

Вдохновителем проекта стала бабушка местного героя. С 14 лет она работала в колхозе, но кроме грамот и благодарностей ничего не скопила за свой тяжкий многолетний труд. Незадолго до ее кончины государство выделило ей около миллиона рублей в качестве компенсации за работу в тылу в годы ВОВ. И бабушка тут же завещала их своему внуку, строго-настрого наказав ему проложить на них дорогу, о которой она мечтала всю жизнь. Сама она, к сожалению, не увидела, как ее мечта стала явью. Но внук не подкачал. Он выполнил свое обещание. Несмотря на то, что в строительство помимо бабушкиного миллиона ему пришлось вложить еще примерно столько же своих личных денег. Новенькую асфальтированную дорогу длиной 1300 м и шириной в 4,5 м протянули всего за 10 дней. По мере сил и возможностей в работе участвовали все местные жители, всего в Преображенке их около 200 человек. Чем мог, помог и глава поселения, оплатив четыре дня работы грейдера.

Когда все было готово, в селе в июне прошлого года устроили настоящий праздник с концертной программой., Как в старые добрые времена, все собрались за общим накрытым столом, чтобы отметить грандиозное событие местного масштаба. Единственный вопрос немного беспокоил главного героя этого торжества, Василия Загороднего: возьмут ли районные власти дорогу на баланс, потому что соорудил он ее без официального разрешения. В любом случае сам он обязался по возможности следить за состоянием дорожного полотна и в будущем. Вот так простой фермер, который помимо прочего обеспечивает работой еще и несколько десятков своих односельчан, подарил людям с подачи своей любимой бабушки дорогу.

Привет дорожникам

Mike_Watts_at_the_Kelston_road

Mike_Watts_at_the_Kelston_road

А вот 62-летний британец Майк Уоттс построил летом прошлого года свою дорогу уже совсем по другой причине. Побудительным мотивом было отнюдь не его бескорыстие. Как только в феврале 2014 года участок магистрали между городами Бат и Бристоль закрыли из-за обвала, он смекнул, что на этом можно подзаработать. Расчет был на нерасторопность дорожных служб Великобритании — они обещали восстановить нормальное движение только к Рождеству. Так Майк стал первым за последние более чем сто лет частным лицом, соорудившим платную дорогу в Великобритании.

На строительство потребовалось всего десять дней и силы трех наемных работников. 365-метровый объезд с шириной полотна в 7 метров проходил по арендованной им у местного фермера земле. В свое детище Майк вложил 150 тысяч фунтов, столько же он потратил на поддержание дороги в рабочем состоянии и на зарплату двум работникам. Местные жители, не имея альтернативы, с удовольствием стали пользоваться трассой новоиспеченного дорожного магната — иначе им потребовалось бы делать крюк длиной в 22,5 км.

По расчетам Майка к моменту ввода в эксплуатацию отремонтированного участка магистрали он должен был вернуть все вложенные инвестиции и приумножить свой капитал. Но местные власти неожиданно изменили свои планы, изыскали раньше оговоренного срока недостающие для ремонта средства, и дорога открылась на целых пять недель раньше. Так что незадачливый Майк лишь помог своим землякам с комфортом пережить сложные времена бездорожья, а властям — снизить степень социального напряжения. Сам же горе-бизнесмен оказался на грани банкротства, ведь под свой проект он с согласия жены заложил дом.

Как ветром сдуло

betonnie

betonnie

Но совсем вопиющий случай произошел в 2013 году в Республике Коми, когда 40-летний житель города Сыктывкар просто украл дорогу, ведущую из деревни Парчег Сыктывдинского района к реке Вычегда. Возможно, эта кража так никогда и не была бы раскрыта, но помогла бдительность сотрудников ГИБДД. Ночью они задержали три подозрительно перегруженных грузовика без сопроводительных документов. Водители отпираться не стали и сразу рассказали все, как на духу. Проверка по горячим следам подтвердила, что злоумышленник под покровом темноты при помощи манипулятора действительно разобрал всю дорогу, состоявшую из 82 железобетонных плит. Ущерб государству превысил 200 тыс. руб.

Таких историй можно припомнить большое количество и в России, и за рубежом. Но никто и никогда не скажет об охотниках за легкой наживой ни единого доброго слова, а вот тех, кто, несмотря на все преграды и трудности, бескорыстно прокладывал новые дороги во имя людей и для их блага, запомнят на годы.

P.S.: расскажите в комментариях, с какими рукодельными дорогами или переправами приходилось встречаться вам.

Фото: Автодор, swins.com, reddit.com, 1pobetonu.ru
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (7)

Самые новые

:) :) :)
Захожу на форум — вижу в теме про дороги первый ответ от робота. Ну думаю — полюбому что-то про шипы написал. Захожу в тему — угадал!!!
:) :) :)

А где следующий вброс о Фиате от него же?

Ответить#
0

:) :) :)
Захожу на форум — вижу в теме про дороги первый ответ от робота. Ну думаю — полюбому что-то про шипы написал. Захожу в тему — угадал!!!
:) :) :)

Ответить#
0

Простой фермер из села Преображенка Черлакского района Омской области Василий Загородний тому подтверждение. На собственные средства он построил асфальтированную дорогу, которая связала его поселок с паромной переправой.

Зря написали... Сейчас все шиповоды на своих штроборезах туда устремятся, проверять эффективность своих режущих дисков.

Да и любители дорожных солений стороной не обойдут. Хана дороге! До первой зимы...

Ответить#
0

кто-же не строил дорогу, все строили. выдали лет 5 назад в Гатчинском районе участки малообеспеченным семьям, под строительство. Выдали в чистом поле, я бы даже сказал в чистом болоте — как хочешь так и строй. Причем участки дали в аренду на пять лет — не исполнишь условия аренды — не построишь дом за пять лет — участок отберут обратно. А как проехать по полю заболоченному, как материалы завести — об этом администрация не сказала. Скинулись мы, наняли трактор, купили ПГСа 150 кубов, геотекстиля, виброкаток в аренду взяли, ну и за пару дней вдвоем укатали метров 300 дороги. Дорога получилась сносная, грунтовая, просто периодически приходилось нанимать трактор ее подравнивать (особенно по весне), но у нас такое правило — кто тяжелую технику вызывает — тот дорогу после себя и поправляет. Ну а спустя 5 лет подтянулась администрация, отсыпали дорогу доломитовым щебнем — совсем сказка стала, и даже зимой теперь трактор периодически ее чистит. В общем страна у нас большая, все делается, но медленно.

Ответить#
0

Как я понимаю это тонкий намек на то что мы должны сами на свои деньги латать и строить дороги в России. (:sly:)

Ответить#
0

И не забывать платить государству налоги за пользование этими дорогами(:smile:)

Ответить#
0

> разбитые дороги или их отсутствиеВот только хотел схохмить на предмет, как может отстутствие разбитых дорог что-то испортить, как текст поправили. Оперативно, даже не ожидал.

Ответить#
0