Газобаллонные версии Scania: смена цикла

Фирма Scania начала поставки в Россию газобаллонных версий развозных грузовиков и седельных тягачей. Чем отличаются эти машины от обычных «Сканий»?

Scania1_новый размер

Scania1_новый размер

Мировая тенденция последних десяти лет — газобаллонные автомобили. Они есть практически у каждой фирмы. А самым перспективным газомоторным топливом считают природный газ метан: он дешевле не только бензина и солярки, но и пропан-бутана, а выбросы CO 2 при его сгорании минимальны. Грузовик на природном газе экологичнее дизельного и на 15% дешевле в обслуживании и эксплуатации.

В России первым заказчиком газобаллонных грузовиков Scania стала компания РУЛОГ, российское подразделение фирмы HAVI Logistics, глобального логистического оператора сети McDonald’s. И акцент делали вовсе не на дешевизне метана, а на экологии — утверждают, такова политика компании, вне зависимости от региона деятельности.

01

01Трехосное шасси 6×2 отлично подошло под изотермический фургон. Рефрижераторная установка работает на солярке
Трехосное шасси 6×2 отлично подошло под изотермический фургон. Рефрижераторная установка работает на солярке
Трехосное шасси 6×2 отлично подошло под изотермический фургон. Рефрижераторная установка работает на солярке

Пока в Россию поставляются газобаллонные развозные трехосные Скании в двух вариантах: P 280 6×2HNB и P 340 6×2HNB полной массой 26,5 тонны, а также 19-тонные седельные тягачи P 340 LA4×2MNA. Первые несколько автомобилей уже эксплуатируются в Московской области.

ОБЩАЯ ПРОБЛЕМА

Оптимальное место для размещения баллонов на большом грузовике — на раме, по бокам. И на развозной Скании, и на седельных тягачах применены одинаковые резервуары под сжатый метан: стальные баллоны производства итальянской компании BRC — восемь штук по 103 литра. Они тяжелее стеклопластиковых баллонов на 200 кг, зато дешевле.

02

02Газовая «пятерка» Scania на 70% унифицирована с дизелем DC9.
Газовая «пятерка» Scania на 70% унифицирована с дизелем DC9.
Газовая «пятерка» Scania на 70% унифицирована с дизелем DC9.

Запас хода развозной Скании (без прицепа) со стальными баллонами составляет 400–600 км. Есть вариант и с композитными баллонами: их тоже восемь, но объем каждого всего 80 л из-за более толстых стенок.

У каждого баллона перекрывается расходный вентиль — это удобно при обслуживании автомобиля. И есть общий магистральный вентиль: с него начинается и им заканчивается рабочий день водителя газобаллонного грузовика.

Применены два разных заправочных вентиля: европейский NGV1 и «советский» — чтобы грузовик не остался без топлива из-за особенностей технологического оснащения какой-либо АГНКС.

03

03И в газовом моторе дополнительный источник мощности — хороший турбонаддув.
И в газовом моторе дополнительный источник мощности — хороший турбонаддув.
И в газовом моторе дополнительный источник мощности — хороший турбонаддув.

Есть комбинированный блок подготовки газа: он проходит через фильтр и регулятор давления. При полностью заполненных баллонах давление составляет от 200 до 240 кг/см² (от 200 бар), но, пройдя через понижающий редуктор, газ поступает к двигателю уже под давлением около 10 атмосфер.

Количество заправленного или израсходованного газа контролируется по приборам. В регуляторе давления газ очень сильно охлаждается, поэтому для подогрева к редуктору подается охлаждающая жидкость из мотора.

04

04Мотор короче, чем «шестерка» DC13, поэтому вал вентилятора длиннее.
Мотор короче, чем «шестерка» DC13, поэтому вал вентилятора длиннее.
Мотор короче, чем «шестерка» DC13, поэтому вал вентилятора длиннее.

С ЦИКЛОМ НИКОЛАУСА ОТТО

Самый маленький современный дизель у фирмы Scania — рядная «пятерка» DC9 объемом 9,3 литра; ее устанавливают в основном на двухосные грузовики Scania Distribution, а кроме того — на городские автобусы Scania OmniLink. Как ни странно, именно этот двигатель конвертирован для газобаллонных грузовиков. Хотя говорят, что позже будет применяться и более мощный двигатель, объемом 13 литров.

У мотора Scania OC09 (так называется газовая версия) две настройки: 280 л.с. при 1900 об/мин и 1350 Н·м при 1100–1400 об/мин или 340 л.с. и 1600 Н·м при тех же оборотах. Несмотря на то что вместо солярки с ее хорошей теплотворностью используется «тощий» метан, мотор не потерял в мощности! В этом велика заслуга механизма ГРМ с четырьмя клапанами на цилиндр, интеркулера и турбины.

Особенность мотора DC9: в нижней части блока цилиндров установлены два уравновешивающих балансирных вала. Если бы не эти валы, мотор DC9 был бы близнецом известного шестицилиндрового дизеля Scania DC11, а так — стал «младшим братом». Ведь конструктивно все рядные моторы «скамеек» сходны — модульный подход!

05

05Катушки — индивидуальные для каждого цилиндра.
Катушки — индивидуальные для каждого цилиндра.
Катушки — индивидуальные для каждого цилиндра.

Газовую версию мотора Scania DC9 перевели на цикл Отто: у него есть свечи и катушки зажигания, даже дроссельная заслонка есть. Степень сжатия не 16–17 единиц, как на дизеле с турбонаддувом, а всего 12,6. Для этого изменили поршни и головки блока цилиндров. Напомним, у метана или пропан-бутана октановое число выше 100, то есть степень сжатия нужна даже бόльшая, чем под 98‑й бензин.

Свеча зажигания — DENSO SK20R5‑G. Фактически это обычная наша свеча А‑17 от Жигулей или А‑20. В смысле — их аналог. Электронное управление зажиганием, раздельные катушки и подача газа в двигатель схожи с современными системами обычного бензинового мотора.

06

06Электронных блоков управления два: один — на зажигание, другой — на газ.
Электронных блоков управления два: один — на зажигание, другой — на газ.
Электронных блоков управления два: один — на зажигание, другой — на газ.

Количество подаваемого газа зависит от количества воздуха, требуемого двигателю в данный момент. Есть лямбда-датчик, поэтому смесь стехиометрическая, наиболее экономичная. Из выхлопной трубы не видно не то что сажи — даже дымка! В Европе газовым моторам присваивают индекс Евро‑5 и EEV, а Scania OC09 заявлена как отвечающая нормам Евро‑6.

Обычно, чтобы метановый грузовик «нормально ехал», мотор приходится крутить активнее, чем дизель. А здесь обороты максимальной мощности и момента остались практически прежними, как на солярке, и мотор работает совсем по-другому — мягче и без вибраций. И, что особенно важно, газовое оборудование жизнеспособно при морозах до 40 градусов!

07

07Коробка передач — автомат Allison 3200 с гидротрансформатором.
Коробка передач — автомат Allison 3200 с гидротрансформатором.
Коробка передач — автомат Allison 3200 с гидротрансформатором.

Из оригинальных деталей — впускной коллектор. В нем на стыке с головками установлены газовые форсунки с электронным управлением. На каждый впускной клапан приходится по форсунке, в каждой головке их две. Итого десять.

Мотор Scania OC09 унифицирован с дизелем почти на 70% — проблем с запчастями быть не должно. Кстати, у газовых моторов, если сравнивать с дизелями и тем более с бензиновыми двигателями, в значительно меньшей степени изнашивается цилиндропоршневая группа: газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндра. Убить поршневую может только дырявый воздушный фильтр. Моторное масло тоже служит дольше — 45 000 км.

08

08Глушитель не такой хитрый, как с системой SCR, но тоже из нержавейки.
Глушитель не такой хитрый, как с системой SCR, но тоже из нержавейки.
Глушитель не такой хитрый, как с системой SCR, но тоже из нержавейки.

ЗОНА КОМФОРТА

Из других особенностей машины отмечу автоматическую коробку GA766R — так по классификации фирмы Scania, но на самом деле это шестидиапазонная Allison МD 3200, как честно пишут шведы в спецификации.

Коробка рассчитана на автомобили полной массой от 15 до 45 тонн, то есть и в составе автопоезда. Созданы универсальные программы управления для более тонкой настройки под конкретные условия работы. Для газобаллонных грузовиков Scania поставляются две программы.

В коробку встроен трансмиссионный замедлитель-ретардер, повышающий эффективность торможения и сокращающий износ тормозных колодок.

09

09Четыре стальных газовых баллона установлены вместо бака для солярки.
Четыре стальных газовых баллона установлены вместо бака для солярки.
Четыре стальных газовых баллона установлены вместо бака для солярки.

Как вариант рассматривается установка механической коробки. Это было бы неплохо, особенно если будут предлагать робот Opticruise.

Напомним, Scania издавна сама делает не только механические коробки, но и автоматы на их основе (с 1994 года). В отличие от роботизированных коробок других производителей, у робота Opticruise механизм переключения с электропневматическим управлением установлен на стандартную механическую коробку — сохранены даже синхронизаторы!

Интересно, что на развозных машинах Scania P 2 806×2HNB и P 340 6×2HNB применяется пневматическая подвеска на всех трех осях. «Ленивая» ось сделана еще и подруливающей — для снижения износа шин и улучшения управляемости.

10

10На каждом баллоне свой расходный вентиль.
На каждом баллоне свой расходный вентиль.
На каждом баллоне свой расходный вентиль.

У седельного тягача подвеска обычная: спереди — на рессорах, сзади — четырехбаллонная пневматическая.

А подвеска кабины пневматическая на всех машинах — чтобы еще больше облегчить труд водителя, работающего на «общепит».

ГДЕ ЗАПРАВЛЯТЬСЯ

В конце 2014 года были утверждены правила предоставления субсидий на закупку газомоторных автобусов и техники для нужд ЖКХ. По мнению Минэнерго России, стимулирование использования газомоторного топлива к 2030 году приведет к увеличению производства газомоторных автомобилей до 3,8 млн штук, а количества газозаправочных станций — до 8400.

Но пока газокомпрессорных станций мало. Благодаря Интернету все же можно выстроить маршрут движения газобаллонных автомобилей, занятых в межрегиональных перевозках, но лучше не отъезжать от «колонки» дальше чем на 150–200 километров. Шведы считают оптимальным плечо 300 километров, в России придется крутиться вокруг областных центров.

В Москве сжатым метаном можно заправиться на пяти АГНКС, расположенных на МКАД. Еще три заправки есть в Московской области: в Сергиевом Посаде, Коломне и Орехово‑Зуеве. В Нижегородской области три АГНКС: одна в Дзержинске и две на окраинах Нижнего. Трасса Москва — Петербург: есть заправка на окружной дороге в Твери, потом в Великом Новгороде, далее — в Тосно. В Петербурге три заправки. А в Татарстане восемь АГНКС, из которых три — в окрестностях Казани.

И НАШИМ, И ВАШИМ

На выставке IAA‑2014 в Ганновере была представлена Scania, работающая и на сжатом метане, и на сжиженном газе. У нее разные баллоны: для сжиженного газа — криогенный «термос», дополненный испарителем. Запас хода — до 1100 км. Схожая схема применяется и на обычной пропановой аппаратуре, но здесь испаритель не объединен с редуктором низкого давления, а размещен отдельно. В России еще нет заправок со сжиженным метаном, а поскольку ни одна компания не бежит впереди паровоза, к нам такие машины не поставляют.

Фотогалерея

Фото: Константин Якубов, Scania
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (20)

Самые новые

Итак, наш тягач — повторим, без полуприцепа и груза — расходовал (при исправном газовом оборудовании, в том числе и на АГНКС) 31,6 м³ метана на 100 км пути, что примерно равно 430 руб./100 км.

http://trucks.autore...SECTION_ID=8106

Вот. Ни каких литров. Все ясно и понятно. 31,6 куба — это примерно 40 литров бензина. Нормальный расход. Машина-то немаленькая.

Ответить#
0

Речь шла о нереальном расходе. А толчком послужила написанная ерунда. Вот скажите, пожалуйста, вам что интересно, объем, вес и прочие характеристики баллона(бака), или все-таки сколько топлива в него влазит.

Пусть 800 литров — это внутренний объем баллонов, допустим. Вы можете по этому параметру знать, сколько метана туда можно закачать и на сколько км пути хватит топлива?

Последнюю сотню километров я шел на круиз-контроле, выставив его на экономичные 70 км/ч, — благо трассы были пустыми. И дотянул! На АГНКС мы вкатились в «красной зоне» топливомера, пройдя 627 км при средней скорости 55 км/ч. Неплохо.

Уже привычным движением я вставил шланг в заправочную горловину, оплатил расчетные 198 кубометров газа и принялся ждать.

Через полчаса к заправке подъехал старый легковой Мерседес, переведенный на метан. Водитель-армянин говорит: «У меня 80-литровый баллон, хватает на 220 км. А вот в Армении давление на заправках выше, я там по 250 км проезжаю!» Потом прибыла Газель, тоже метановая. А я развожу руками: ждите, заправляемся.

Минут через сорок подхожу к кассирше и кричу через стекло: «Скоро?» Та спрашивает: «А какие-нибудь звуки там слышно?» Я: «Ага. Вот такие: иууу, потом уууу...» Кассирша: «Тогда ждите. Когда давление достигнет нужного, будет так: пссс! Даже я отсюда услышу».

Мы замерзли как цуцики. Устав ждать, уехали «газелисты» — на заправку в Орехово-Зуево. Потом, за ними, — водитель­ Мерседеса. Через час пятнадцать и я взмолился: «Девушка, милая, выключите уже!»

Наконец уехали и мы — хотя давление газа в колонке (а значит, и у нас в баллонах) так и не достигло 200 атмосфер. Разумеется, запас хода сразу сократился — со 120 до 75 км «на одном делении» шкалы топливомера.

Так что заправка метаном в нашей стране — лотерея «угадай запас хода»: какое давление выдаст компрессор — неясно. Сколько заплатишь — тоже (во время первых испытаний мы явно переплатили, ведь реальный объем оказался меньше расчетного!).

Да и клапаны на баллонах — «вещь в себе», что подтвердила кассирша, с которой я разговорился во время долгого ожидания. «Из-за этих клапанов водители больших автобусов, работающих на метане, даже летом во время заправки раза по три включают-выключают колонку, чтобы закачать газ во все баллоны».

Итак, наш тягач — повторим, без полуприцепа и груза — расходовал (при исправном газовом оборудовании, в том числе и на АГНКС) 31,6 м³ метана на 100 км пути, что примерно равно 430 руб./100 км.

http://trucks.autore...SECTION_ID=8106

Ответить#
0

А если написать, что у автомобиля бензобак вместимостью 80 литров? Речь ведь шла об объеме баллонов, а не о том сколько в них газа.

Речь шла о нереальном расходе. А толчком послужила написанная ерунда. Вот скажите, пожалуйста, вам что интересно, объем, вес и прочие характеристики баллона(бака), или все-таки сколько топлива в него влазит.

Пусть 800 литров — это внутренний объем баллонов, допустим. Вы можете по этому параметру знать, сколько метана туда можно закачать и на сколько км пути хватит топлива?

Ответить#
0

Может быть и так. А может и нет. Это и есть хрень. Все равно, что написать, бак автомобиля весит 10 кг, а в нем бензин.

А если написать, что у автомобиля бензобак вместимостью 80 литров? Речь ведь шла об объеме баллонов, а не о том сколько в них газа.

Ответить#
0

Сдается мне, что речь не о 800 литрах метана, а об объеме баллонов. Баллоны объемом 800 литров, а в них сжатый метан.

Может быть и так. А может и нет. Это и есть хрень. Все равно, что написать, бак автомобиля весит 10 кг, а в нем бензин.

Ответить#
0

С чего вы взяли, что не читал?

Могу еще раз повторить. Не бывает жидкого метана на автотранспорта. Есть сжатый. Объем которого измеряется в кубометрах. Журналист сморозил херню.

зы 800 литров газообразного метана — это примерно 550 грамм(точно лень считать). Далеко уедешь на таком количестве.

Сдается мне, что речь не о 800 литрах метана, а об объеме баллонов. Баллоны объемом 800 литров, а в них сжатый метан.

Ответить#
0

Почитай лучше статью. Интересно. А то получается, что не читал, но осуждаю...

С чего вы взяли, что не читал?

Могу еще раз повторить. Не бывает жидкого метана на автотранспорта. Есть сжатый. Объем которого измеряется в кубометрах. Журналист сморозил херню.

зы 800 литров газообразного метана — это примерно 550 грамм(точно лень считать). Далеко уедешь на таком количестве.

Ответить#
0

Эка невидаль. Журналист херню спорол. Конечно, можно метан сжижать. Но магистральный тягач — это не океанский танкер.

Почитай лучше статью. Интересно. А то получается, что не читал, но осуждаю...

Ответить#
0

Расход разный, вестимо.

Я думаю, на 100 км я больше надышу. biggrin

Ответить#
0

С аквалангом нырял кто-нибудь? Там то же самое и гланды ни кто не обмораживает.
Расход разный, вестимо.

Ответить#
0

«и восемь баллонов общей вместимостью в 824 л метана — что, как заявлено на презентации, сравнимо с 182 л дизтоплива,» где там 800 кубометров

Сайт АР сами найдете?

Эка невидаль. Журналист херню спорол. Конечно, можно метан сжижать. Но магистральный тягач — это не океанский танкер.

Ответить#
0

Естественно, при расширении газ будет охлаждаться. Закон Паскаля пока не отменяли. Ну и что? Гореть не будет? Не надо путать с пропаном. Он сжиженный. И ему нужно испаряться. При падении температуры, испарение не происходит, мотор глохнет. Поэтому, его надо подогревать.

зы С аквалангом нырял кто-нибудь? Там то же самое и гланды ни кто не обмораживает.

800 кубометров на 225 км? Ерунду не пишите.

«и восемь баллонов общей вместимостью в 824 л метана — что, как заявлено на презентации, сравнимо с 182 л дизтоплива,» где там 800 кубометров

Сайт АР сами найдете?

Ответить#
0

Естественно, при расширении газ будет охлаждаться. Закон Паскаля пока не отменяли. Ну и что? Гореть не будет? Не надо путать с пропаном. Он сжиженный. И ему нужно испаряться. При падении температуры, испарение не происходит, мотор глохнет. Поэтому, его надо подогревать.

зы С аквалангом нырял кто-нибудь? Там то же самое и гланды ни кто не обмораживает.

Баловство какое-то. АР такой тягач катали, проехали чуть больше 600 км, на пустом без прицепа. А потом- цитирую " попробовали поездить с полуприцепом, но газ улетучивался на глазах, и пришлось немедля расцепляться, чтобы вернуться в Сергиев Посад. К знакомой АГНКС мы подъехали уже в «красной зоне» топливомера: итого заправленного газа хватило лишь на 225 км пробега. Получается, тягач может возить от заправки до заправки только сам себя, без прицепа и груза? Впору таскать за собой газовую цистерну — для «питания в дороге»!"

Для европ с их расстояниями может и прокатит, а наша грузовая реальность, это дизель , бак побольше и горловина пошире, шоб в два стола наливать.

800 кубометров на 225 км? Ерунду не пишите.

Ответить#
0

Баловство какое-то. АР такой тягач катали, проехали чуть больше 600 км, на пустом без прицепа. А потом- цитирую " попробовали поездить с полуприцепом, но газ улетучивался на глазах, и пришлось немедля расцепляться, чтобы вернуться в Сергиев Посад. К знакомой АГНКС мы подъехали уже в «красной зоне» топливомера: итого заправленного газа хватило лишь на 225 км пробега. Получается, тягач может возить от заправки до заправки только сам себя, без прицепа и груза? Впору таскать за собой газовую цистерну — для «питания в дороге»!"

Для европ с их расстояниями может и прокатит, а наша грузовая реальность, это дизель , бак побольше и горловина пошире, шоб в два стола наливать.

Ответить#
0

Разве что теплота кипения больше, чем обычная теплоёмкость газа, тогда такое может быть. В любом случае, при расширении газ сильно охлаждается.

Ответить#
0

Так метан сжатый газ он не испаряется. Это сжиженный газ (пропан) испаряется и замерзает.

Простой эксперимент — накачайте ножным или компрессором колесо, только не обожгитесь об головку компрессора. Теперь надо воздух выпустить  — экзотермическая реакция заменяется на эндо (с поглощением тепла). Правда, здесь не хим. реакция, а физический процесс, но неважно. Надо учитывать, что давление в баллоне на 2 порядка выше, чем в колесе, а на входе в форсунки в 20 раз, что тоже немало

Ответить#
0

Так метан сжатый газ он не испаряется. Это сжиженный газ (пропан) испаряется и замерзает.

Ответить#
0

Хорошая статья, спасибо, не то, что про газовый Газон-Некст. Однако , непонятно, как зимой пускать, есть ли бак с бензином или другим способом редуктор отогревают?

Должен стоять не большой бак, для прогрева двигателя. Если в нём топлива нет — можно попробовать в аварийном режиме запустить машину на газе. Насколько я знаю, метановые редукторы не подвержены обмерзанию — это «болезнь» пропановых. Хотя могу и ошибаться... Может быть редуктор подогревается от аккумулятора, как и форсунки pardon

Ответить#
0

Хорошая статья, спасибо, не то, что про газовый Газон-Некст. Однако , непонятно, как зимой пускать, есть ли бак с бензином или другим способом редуктор отогревают?

Ответить#
0

В качестве городского грузовика — отличная вещь.Кстати, авторевю уже писало об этом. Статья у них даже поинтереснее (паrдон), но они зачем-то магистральный вариант обсуждали. Что, конечно, неправильно, по крайней мере у нас.

Ответить#
0