Как в белорусском Пинске делают американские АКБ для российских Volkswagen

Заокеанский аккумуляторный монстр Exide начал производить свои батареи в маленьком белорусском Пинске. Одна из фирменных фенечек фирмы Exide – технология Carbon Boost. Применение углеродных добавок при производстве катодных пластин сулит увеличение скорости заряда и даже повышение пусковой мощности батарей. Отправляемся в разведку на завод, треть продукции которого предназначена для калужских и нижегородских конвейеров Volkswagen.

Пинский завод был основан при участии фирмы Exide еще в 2000 году, но сейчас американская компания решила окончательно застолбить свои позиции на территории Таможенного союза. Сделав приоритетной поставку батарей для первичной комплектации, Exide перенес производство на новую территорию, увеличив свою долю в совместном предприятии с прежних 50% до 75%. Причиной тому стал Volkswagen: немцы долго выбирали между фирмами Exide и Johnson Controls. Чаша весов в итоге качнулась в сторону Exide – и цены привлекательнее, и степень локализации выше, что для Фольксвагена особенно важно, ведь треть пинской продукции предназначена для его калужских и нижегородских конвейеров.

Помимо российских производств пинский завод снабжает МАЗ и МТЗ. На очереди – строящееся в Белоруссии предприятие китайской фирмы Geely. На вторичный рынок поставляют батареи под разными брендами – это, например, Hagen и, конечно же, Зубр. Производится продукция 26 типов, и это 600 тысяч батарей в год. Планируется расширение годового выпуска до полутора миллионов изделий.

Недостатки? Главный, на мой взгляд, – привязка к импортным компонентам: свинцовые пластины в Пинск завозят из Польши. При этом от российского свинца Exide отказывается – мол, не та чистота. Правда, электролит свой.

Ассортимент продукции сегодня ограничен традиционными батареями – ни новомодные EFB, ни тем более AGM здесь не делают: в России они сегодня не очень-то и нужны, поскольку автомобилей с системами «старт-стоп» (для них требуются аккумуляторы, выдерживающие большее число циклов заряда-разряда) пока очень мало. Даже на европейском рынке их доля невелика – но через десять лет она достигнет 50%.

Наша справка

Компания Exide Technologies – мировой лидер по производству свинцово‑кислотных батарей. Ведет свою историю с 1888 года, когда в Филадельфии была основана Electric Storage Battery Company.

Название Exide впервые использовали в 1900 году. Это сокращение от excellent oxide, что можно перевести как «превосходный оксид». Сотрудничает с ведущими автопроизводителями, среди которых Alfa Romeo, BMW, Nissan, Peugeot, Renault, Toyota, Volkswagen Group, Volvo.

Годовой оборот – 3 млрд долларов. Оборот в Европе – 700 млн евро в год.

Что такое Carbon Boost?

Слева – катодная пластина обычной батареи. Справа – пластина, изготовленная с применением углеродных добавок: количество сульфата снижено.

Одна из фирменных фенечек фирмы Exide – применение углеродных добавок при производстве катодных пластин. При разряде обычных батарей частицы сульфата постепенно обволакивают отрицательные электроды, изолируя их от электролита. И часть энергии тратится на растворение этого сульфата, из-за чего снижается эффективность зарядки. Если же активную массу, наносимую на катодные пластины, насытить частичками углерода, получатся многочисленные токонесущие дорожки, улучшающие проводимость. Разработчики говорят о 15‑процентном увеличении скорости заряда и даже о повышении пусковой мощности таких батарей. Exide использует технологию Carbon Boost в батареях типа AGM и EFB, а также в традиционных класса Premium.

Подпишитесь на «За рулем» в