Russian Endurance Challenge: первый эндуранс на Moscow Raceway

24 октября на подмосковном автодроме Moscow Raceway состоялось важное для российского автоспорта событие – 4-часовая гонка Russian Endurance Challenge.

Важное – потому что уже порядка десяти лет в России не проводились гонки на выносливость: последнее событие прошло на «Невском кольце». Из всех предыдущих попыток не сложилось вырастить постоянную серию. Причина вполне понятна – отсутствие спонсоров. Однако интерес к эндурансу в стране растет, все больше пилотов и команд выезжают в Европу и США, где выходят на старт международных серий. В том числе SMP Racing и G-Drive Racing, которые весьма успешно выступают в FIA WEC.

Ниша «длинных гонок», которая долго пустовала, когда-то обязательно должна пополниться новым соревнованием. Им и стала 4-часовая гонка Russian Endurance Challenge (REC). Пока – пробный шар, эксперимент, который должен был выявить, кто из пилотов и команд заинтересован в этом виде автогонок.

Стартовая решетка первой 4-часовой гонки Russian Endurance Challenge

Оказалось, многие. Регламент REC 2015 допускал к участию много разных классов, которые обычно не встретишь вместе на одной трассе: Porsche Cup Challenge, Mitjet 2.0, РСКГ (Туринг, Суперпродакшн, Туринг-лайт, Национальный), MCGP (Москвич, ВАЗ классика, Волга), RHHCC (Super-race, warm-race, awd-race, hot-race, citi-light), спортпрототипы (CN 2.0, Lada Revolution), Ferrari Challenge, Lamborghini Blanсpain. А поскольку желающие обращались вплоть до самой гонки, организаторы решили вводить новые классы, не указанные в регламенте изначально. Главным условием было соответствие техническим требованиям.

Проводить гонку в Москве в конце октября – рискованное занятие. Но везет смелым – и погода в последний момент изменилась: дождь в пятницу прекратился, и автомобили проехали гонку уже по сухой трассе.

На старт первой 4-часовой гонки Russian Endurance Challenge вышли 15 экипажей в составе из 44 пилотов. Согласно регламенту, каждый гонщик мог находиться за рулем автомобиля не менее 45 минут и не более 2 часов, то есть экипаж должен был состоять из двух-четырех человек. Правила допускали замену автомобиля по ходу заезда, главное – на машину такого же класса. А сами пилоты должны были меняться во время обязательных пит-стопов. Дозаправка автомобилей проводилась в специально отведенной для этого зоне, поскольку на Moscow Raceway пока нет оборудования для произведения дозаправок прямо в боксах. Впрочем, выделенных пяти минут на обязательный пит-стоп командам вполне хватало, даже самым неопытным, которые участвуют в любительских заездах вроде тайм-аттак.

Участникам RHHCC предстояло быстро освоиться на трассе, где соседствует техника совершенно разных классов. Впрочем, до серьезных инцидентов не дошло, и машины благополучно расходились, уступая траекторию более быстрым автомобилям.
По ходу 4-часовой гонки каждый экипаж должен был провести три обязательных пит-стопа для дозаправки и смены пилота. Количество технических остановок в боксах не было ограничено.
Дозаправка автомобилей проводилась на отгороженной территории паддока.

Список допущенных до гонки пилотов радовал по-настоящему – каких только имен в нем не встретишь: Владимир Черевань и Андрей Артюшин, Владимир Удаленков и Олег Квитка, Михаил Ухов и Тимур Тимерзянов… Да, даже чемпион Европы по ралли-кроссу решил попробовать себя в эндурансе! Принять участие в REC его пригласил Илья Кашин, джентльмен-драйвер, участник классических ралли и кольцевых гонок, владелец команды Carville Racing. Вместе с Натальей Гольцовой и Андреем Масленником они вчетвером составили экипаж ВАЗ-2101.

«Копейка» до финиша добралась, правда, изрядно потеряв время на ремонте в боксах – поэтому только третий результат в классе. Экипаж от этого не расстроился – в боксах Carville Racing весь день царила жизнерадостная атмосфера: гонки – это праздник!
Carville Racing, экипаж №96 (Илья Кашин / Тимур Тимерзянов / Наталья Гольцова / Андрей Масленников)
Renault Clio (класс Суперпродакшн), экипаж №22, Андрей Артюшин / Владимир Черевань (RALF-CAR TEAM)

Техника тоже разная: автомобили РСКГ, «классика», участники RHHCC, два спортпрототипа. Один – Ligier js53 Evo 2, «младший» брат прототипа G-Drive Racing, на котором выступает Роман Русинов в FIA WEC. Его пилотировали мастер спорта международного класса и спортивный директор Moscow Raceway Михаил Ухов и журналист Алексей Жутиков. К сожалению, красовался оранжевый красавец на трассе недолго – по истечении первого часа гонки команда зазвала болид в боксы и уже больше не выпустила на трассу. Зато второй прототип белого цвета благополучно добрался до финиша, причем на лидирующей позиции – как в своем классе (после схода Ligier он, логично, остался один), так и в абсолютном зачете.

Ligier js53 Evo 2. Даже в раскраске «младший» брат повторяет «старшего». Сам Роман Русинов присутствовать на REC не смог – готовился к этапу FIA WEC в Китае.
Михаил Ухов (экипаж №№26, G-Drive Racing)

Интересно, что этот прототип под названием Феникс FR 01 полностью российской разработки и сборки. Над его созданием трудился известный конструктор Игорь Ермилин. Феникс появился в 2006 году, вызвал большой интерес в среде автоспортивной общественности, но так и не смог выйти на старт полноценной гонки – только тесты и трек-дни.

4-часовая гонка Russian Endurance Challenge стала для него боевым крещением. И автомобиль выдержал его с честью – за это время на нем не возникло поломок, если не считать небольших проблем с педалью газа под конец заезда, с которыми опытный пилот Илья Буренко смог справиться, подстроив собственный стиль пилотирования. За отведенное на заезд время Феникс FR 01 преодолел 111 кругов.

Экипаж Феникса FR 01 составили Илья Буренко и Олег Квитка, уже имеющие опыт пилотирования этим прототипом.
Феникс FR 01

Другое детище Игоря Ермилина – Москвич 412, копия кольцевого автомобиля 1975 года, подготовленный по техническим требованиям международной группы 2. О нем журнал «За рулем» уже рассказывал в 8 номере этого года. Выставить «классику» на длинные гонки – смелое решение, ведь обычно она участвует в спринте. И все же Москвич не подвел: несмотря на технические остановки в боксах, добрался до отмашки клетчатым флагом, в общей сложности преодолев 77 кругов.

Москвич 412, экипаж №41: Александр Потапов / Василий «Индеец» Прутковский (АСПАС)

И хотя Russian Endurance Challenge собрал пятнадцать разных машин, как и во всех гонках, борьба между ними была. «Одноклассники» из РСКГ и RHHCC соперничали за секунды на круге, поскольку знали, что любое промедление в боксах во время технических остановок будет означать потерянное преимущество. Особенно любопытно было наблюдать за работой механиков профессиональной гоночной команды B-Tuning, ведь в гонке участвовало сразу два ее автомобиля, а значит, соперничество неизбежно. Впрочем, даже три автомобиля – третий Volkswagen Polo использовала команда «Зенит Моторспорт» для экипажа в составе Сергея Коронатова и Анны Александровой.

Борьба внутри B-Tuning: экипаж №67 (Степан Крумилов / Иван Кибальчич) против экипажа №18 (Сергей Перегудов / пилот №2 / Денис Тенебаум / Павел Лещинский)
В гонке у команды B-Tuning должно было быть три автомобиля, но в пятницу на тренировках на одном из Volkswagen Polo вышла из строя коробка передач, и Андрею Севастьянову пришлось временно переквалифицироваться из пилота в механика и помогать другим экипажам, уже в боксах. Впрочем, Андрея это ничуть не смущало.

И в этом очном противостоянии машин команды B-Tuning на трассе лучшим оказался экипаж Степана Крумилова / Ивана Кибальчича. Их Volkswagen Polo за четыре часа прошел 108 кругов – всего 3 круга отставания от лидера! – и занял третье место в абсолютном зачете.

Степан Крумилов и Иван Кибальчич, 1 место в классе «Национальный» и 3 место в абсолютном зачете Russian Endurance Challenge.

Среди участников RHHCC лучшим стал экипаж Станислава Сидорука / Андрея Муковоза / Ивана Демуха / Дмитрия Заболонского (Renault Logan): за четыре часа они прошли 97 кругов дистанции. К сожалению, не смог навязать им борьбу «одноклассник» Subaru WRX STI команды Kramarmotorsport (Алексей Веременко / Вахтанг Димитрадзе) – на такой длинной дистанции как раз подвела надежность, а ведь скорость была: в квалификации автомобиль стал вторым, сразу позади прототипа Ligier.

Экипаж №6: Станислав Сидорук / Андрей Муковоз / Иван Демух / Дмитрий Заболонский (Renault Logan)
Алексей Веременко / Вахтанг Димитрадзе (Subaru WRX STI, команда Kramarmotorsport)

Всего до финиша Russian Endurance Challenge добралось одиннадцать машин, пусть и с длительными остановками в боксах на ремонт, – очень хороший результат для гонок на выносливость, вполне сравнимый со статистикой зарубежного эндуранса. Если даже не лучше.

Энтузиазм участников, искренняя радость от победы и пожелания провести следующую гонку как можно скорее – главные доказательства того, что первый эндуранс Russian Endurance Challenge удался. Да, есть над чем работать, есть что улучшать и что нового внедрять, и это естественный процесс при создании новой серии. Организаторы REC надеются, что в 2016 году удастся повторить подобные соревнования, может быть, даже провести несколько гонок. А в самых смелых мечтах, конечно, регулярные сезоны целой серии Russian Endurance Challenge.

Победители Russian Endurance Challenge в разных зачетах:

Илья Буренко / Олег Квитка (АСПАС), №7, Феникс FR 01 – 1 место в абсолютном зачете

Павел Яшин / Владимир Удаленков / Роман Голиков / Лев Толкачев (NEVA MOTORSPORT), №27, Honda Civic Type R

Степан Крумилов / Иван Кибальчич (B-TUNING), №67, Volkswagen Polo

Станислав Сидорук / Андрей Муковоз / Иван Демух / Дмитрий Заболонский (заявитель – Дмитрий Заболонский), №6, Renault Logan / Renault Logan

Артур Гороян / Дмитрий Чечин / Алексей Мазанков / Сергей Балдин (заявитель – Сергей Балдин), №38, Mazda 323

Михаил Засадыч / Илья Байков / Владислав Шевель (заявитель – Владислав Шевель), №5, ВАЗ-2101 / ВАЗ-2105

Александр Потапов / Индеец (АСПАС), №41, Москвич 412

Андрей Артюшин / Владимир Черевань (RALF-CAR TEAM), №22, Renault Clio

Подпишитесь на «За рулем» в