Будущие бертоне и джуджаро?

БУДУЩИЕ БЕРТОНЕ И ДЖУДЖАРО?

ДИЗАЙН

БУДУЩИЕ БЕРТОНЕ И ДЖУДЖАРО?

Всмотритесь в эти рисунки. Не правда ли, впечатляет? Но если вы подумали, что это работы Джуджаро или Пининфарины, то ошиблись. Перед вами упражнения студентов Московской государственной академии автомобильного и тракторного машиностроения (МАМИ).

Дмитрий ПОСТНИКОВ

Принято считать, что дизайнеры как создатели облика авто заявили о себе 70 лет назад.

Действительно, всерьез о дизайне применительно к автомобилю заговорили в 1927 году, когда поступил в продажу довольно дорогой «Кадиллак-Ла Салле», к созданию которого «приложил руку» известный в то время художник-конструктор Харли Эрл. Он придал этой модели впечатляющий нестандартный облик, что и привлекло к ней внимание, способствовало дальнейшему успеху.

Но позвольте, скажет мало-мальски интересующийся историей автомобиля читатель — работы над внешним видом машины начались задолго до этого. Совершенно верно! Еще на заре автомобильной эры новые машины строили с учетом требований эргономики и эстетики — как их тогда понимали. Вспомним, сперва кузова делали каретных дел мастера — именно они и были первыми автомобильными дизайнерами. Но с работ Харли Эрла как бы привилось понятие «художественное конструирование автомобиля». А создавать удобные для пользователя и красивые вещи (в чем, собственно, заключается задача дизайнера) умели давно.

Существует версия, что знаменитые итальянские кузовщики — наследники традиций мастеров, делавших... рыцарские доспехи. В это можно поверить. Ведь при изготовлении опытного образца автомобиля листу металла придавали ту или иную форму с помощью тех же приемов, что использовали средневековые ремесленники. Как бы то ни было, итальянские дизайнеры знамениты на весь мир, у них богатые традиции, своя школа.

У российских художников-конструкторов, если говорить об автомобиле, традиции не столь древние. Но не стоит думать, что их вообще нет. И у отечественных дизайнеров были заметные успехи. Назовем наиболее известный: ГАЗ М-20 «Победа», которая по тем временам оказалась на острие автомобильной моды, более того, даже опережала ее. Не станем перечислять нереализованные передовые дизайн-проекты. Наших художников-конструкторов всегда сдерживала экономика. Автопром был вынужден десятилетиями выпускать одни и те же морально устаревшие модели, а так называемые новые чаще всего оказывались подретушированными старыми (" Moskvich 2140", "Волга" GAZ 3102). К тому же те, кто определял политику автомобилестроения, нередко исходил из того, что копировать западную технику рациональнее и дешевле. Так что нашим талантливым дизайнерам нечасто приходилось увидеть свои идеи, воплощенные в металле. Все это, естественно, не способствовало развитию художественного конструирования. Тем не менее...

Много лет назад, когда я учился в МАМИ, меня поражали рисунки однокурсников. Какие они рисовали автомобили! Тогда в институте (теперь это — академия) работал существующий и поныне студенческий клуб художественного конструирования. (Впрочем, клубом он стал не сразу, вначале его называли «кружком»). Клуб и послужил отправной точкой для создания кафедры «Дизайн». В академии будущих дизайнеров учат как художественным дисциплинам — живописи, рисунку, графике, так и инженерным. Чтобы спроектировать, например, новый кузов, нужно быть не только художником, но и хорошо знать конструкцию и технологию изготовления автомобиля —иметь инженерную подготовку.

Сегодня, глядя на рисунки студентов, я думаю о том, что недалеко время, когда будут и у нас свои Бертоне и Джуджаро. Только бы ожила экономика России, развернулось производство — тогда и российские дизайнеры смогут показать, на что они способны. А то, что традиции художественного конструирования у нас не столь богаты, как в Италии, не беда — наверстаем!

Комментарии к рисункам доцента кафедры «Дизайн» МАМИ Льва Гуменьщикова

Панно в аудитории дизайн-проектирования МАМИ придает ей неповторимый облик. Рисовали его студенты под руководством преподавателя живописи (вверху).

Тягач автопоезда. Аэродинамическая форма позволит улучшить технические характеристики грузовика, сэкономить топливо. Панорамные стекла улучшают обзор. Кабина — высоко над двигателем, а значит, можно сделать ровный пол для удобства водителей. Рис. Павла РЫЖОВА.

Спортивное купе с центральным расположением двигателя. Большая площадь окон, стеклянная крыша. Округлые, плавные формы в стиле «биологического дизайна». Рис. Святослава СААКЯНА.

Пляжный джип — автомобиль для активного отдыха. Рассчитан на молодых водителей или тех, кто чувствует себя молодым. Почти прямые, «жесткие» линии кузова. А прямая всегда придает стремительность, ассоциируется с летящей стрелой. Рис. Павла СОРОКИНА.

Задание для студентов 3-го курса: «Панель приборов автомобиля АЗЛК-2141 с минимумом изменений штатной». Это посложнее, чем нарисовать совершенно новую часть автомобиля. Рис. Виктора ДЕМЧЕНКО и Максима ЧАЩИНА.

Задание для 4-го курса: «Автомобиль высшего класса на базе ЗИЛа». Таким его увидели Олег СААКЯН и Виктор ДЕМЧЕНКО (рис. справа). Непременные атрибуты машины высшего класса — индивидуальность, представительность, запоминаемость облика. Автомобиль должен внушать как бы почтение к своим пассажирам. Сделать его таким — непростая задача, но студенты нашли интересные образы, не похожие на другие.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые