И конь, и лань — в одной упряжке

И КОНЬ, И ЛАНЬ — В ОДНОЙ УПРЯЖКЕ

ТЕХНИКА

И КОНЬ, И ЛАНЬ — В ОДНОЙ УПРЯЖКЕ

Давление экологов на производителей автомобилей растет. Все больше ужесточаются соответствующие нормы, обязательные для автомобильных фирм — независимо от их авторитета, масштабов выпуска техники. Причем, конечно, наиболее остро стоит вопрос чистоты выхлопа в крупных городах. На сегодня предлагаются различные варианты решения этой проблемы. Скажем, компания «Ауди» готовит для своих покупателей нечто необычное: гибрид дизеля и электромобиля. Новая машина названа «Дуо», в ближайшее время начнется ее продажа в Германии.

Михаил ГЗОВСКИЙ

Автомобиль создан на платформе универсала А4, его могут приводить в движение два двигателя: дизельный и электрический. Впрочем, похожая схема — не новинка, ее уже лет шестьдесят используют на подводных лодках.

Дизель «Ауди» хорошо известен — он имеет рабочий объем 1,9 л и непосредственный впрыск топлива, а также турбонаддув. Мощность его 90 л. с. при 4000 об/мин, крутящий момент — 149 Н м при 1900 об/мин. Если этот мотор, выпускаемый с 1989 года, — хорошо отработанный агрегат, то над электродвигателем фирме пришлось изрядно потрудиться: ныне существующие оказались слишком велики и тяжелы. Поэтому в сотрудничестве с университетом города Леобен в Австрии специалистам «Ауди» пришлось создать новую конструкцию, производство которой осваивает компания «Сименс». Мощность электродвигателя 29 л. с. при 10 000 об/мин, а размеры примерно как у двух кофейных банок, поставленных одна на другую.

Коробка передач — пятиступенчатая, общая для обоих моторов, передаточное число редуктора электродвигателя — 2,36. Когда электромотор раскручен до максимальных 10 000 об/мин, трансмиссия выходит на 4240 об/мин, что очень близко к максимальным оборотам дизельного двигателя (4700 об/мин). Поэтому, кстати, автомобиль, несмотря на использование двух разных источников энергии, обходится одной коробкой передач.

«Ауди-Дуо» способен работать в трех режимах: только с дизельным двигателем, только с электродвигателем или в режиме «Дуо», когда компьютер сам решает, какой из моторов стоит задействовать. Дизель пускается автоматически и тогда, когда батареи разряжены более чем на 85% или требуется большая мощность. Скажем, вы спокойно едете «на электротяге», а тут нужно резко ускориться или совершить обгон. В этих случаях достаточно просто вдавить педаль в пол (как для режима «кикдаун» в автоматических коробкаx передач), и машина оживет.

Когда дизель отключен и автомобиль приводится в движение электродвигателем, электрогидравлические насосы обеспечивают нормальную работу усилителей руля и тормозов. Эксперты, управлявшие машиной в разных режимах, отметили лишь незначительную разницу в отзывчивости тормозов, при этом тормозной путь оказался во всех случаях одинаков. Антиблокировочная система при работе разных двигателей также функционировала вполне надежно.

Создатели машины не забыли и о вентиляции салона. Отопитель, использующий тепло дизельного двигателя, обеспечивает поступление воздуха в салон в любом режиме, но кондиционер в автомобиле не предусмотрен.

Процедура пуска двигателя как и у обычного дизеля — просто поворачиваешь ключ. Как только дизельный двигатель прогреется до рабочей температуры, компьютер проверит все системы и «позволит» электромотору включиться в работу при первом нажатии на педаль газа. Невероятно, но переключение с дизеля на электромотор происходит чрезвычайно плавно, без задержки в подаче мощности — помогает автоматизированный привод сцепления.

В новом автомобиле установлены 22 батареи емкостью 10 кВт ч суммарным напряжением 264 В. Заряжают их от сети 220 В, шнур и вилка находятся за фальшрадиаторной решеткой. За 4 часа аккумулятор набирает 90% емкости, а оставшиеся 10% — еще за 3 часа. Зарядка происходит также во время движения «на дизеле» — электродвигатель постоянно соединен с трансмиссией и в этом режиме работает как генератор.

Компания «Ауди» заявляет, что емкости батарей достаточно для городского пробега около 50 километров на одной зарядке. В ближайшее время фирма планирует устанавливать на машины систему охлаждения батарей, что должно заметно увеличить пробег. Основную цель создателей машины угадать несложно — улучшить экологическую обстановку в крупных городах: предполагается, что, когда автомобиль въезжает в город, водитель перейдет на «чистый» вид энергии.

Машина весит 1710 кг, разгоняется до 100 км/ч за 16 с с дизельным двигателем, а с электромотором набирает 50 км/ч за 9,5 с. Максимальная скорость составляет 170 и 80 км/ч соответственно.

В 1998 году в Германии выпустят около 500 новых машин, которые будут продаваться по цене около 29 тыс. долларов США.

Переключатель режимов силового агрегата (вверху).

Отсек аккумуляторов в багажнике.

«Экологически чистая заправка» от солнечных батарей.

Техническая характеристика «Ауди-Дуо»

Двигатель: турбодизель с непосредственным впрыском топлива, 4 цилиндра, чугунный блок, алюминиевая головка блока. Объем двигателя — 1895 см3; система контроля двигателя — «Бош» MSA 15; мощность — 90 л. с. при 4000 об/мин; крутящий момент — 202 Н.м при 1900 об/мин. Электрический двигатель: 3-фазный, переменного тока, работающий от 22 батарей 12 В; cистема контроля двигателя — «Сименс»; мощность — 29 л.с. при 10000 об/мин; крутящий момент — 15 Н.м при 10000 об/мин. Коробка передач — 5-ступенчатая автоматизированная. Кузов — несущий 5-местный 5-дверный универсал. Компоновка — переднеприводная, с продольно расположенными двигателями. Снаряженная масса — 1710 кг. Полная масса — 2060 кг. Комплектация: регулируемая по высоте рулевая колонка, гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, электроприводы замков и люка, круиз-контроль, обогрев заднего стекла, АБС. Максимальная скорость с дизелем / с электродвигателем — 170/80 км/ч.

дизельный двигатель

аккумуляторы

электромотор

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые