Новые лица старых знакомых

НОВЫЕ ЛИЦА СТАРЫХ ЗНАКОМЫХ

ТЮНИНГ

НОВЫЕ ЛИЦА СТАРЫХ ЗНАКОМЫХ

В автомобильном мире тюнинг все более прибавляет в популярности. Настраивают-дорабатывают разные машины — от, казалось бы, самых совершенных «мерседесов» и «порше» до дешевых ФИАТов. Неудивительно, что все больше российских фирм тоже принимается за это дело — наши заводы сколь-нибудь заметного разнообразия моделей не предлагают, а те, что производят, уже сами по себе «побуждают к творчеству»...

Сергей КАНУННИКОВ

Тюнинговых фирм у нас сейчас много. Одни занимаются доводкой ходовой части, используя импортные комплектующие, другие «пришпоривают» двигатели, третьи пытаются «оживить» кузов навеской нехитрых деталей — порогов, колесных арок и т. п. Дизайн-центр НАМИ избрал свой путь: создавая на основе серийных машины с новым обликом, он, по сути, возродил давно забытое у нас искусство кузовных ателье.

Дизайн-центр — не дебютант на автомобильной ниве. На заре перестройки здесь родился автомобиль «Компакт», о котором много в ту пору говорили (см. ЗР, 1990, № 2). Затем были магистральные тягачи, джип, «полуторка» — никем, к сожалению, не востребованные, и тогда взоры дизайнеров обратились к тюнингу. В качестве его объекта были взяты отечественные модели. При этом специалисты дизайн-центра подчеркивают, что их творения — не столько образцы для продажи, сколько демонстрация возможностей потенциальным заказчикам.

Волга — торжественная. «Кортеж» — лимузин, удлиненный по сравнению с GAZ 31029/">GAZ 31029 на целых 930 мм! Заднее стекло встало почти вертикально — стойки круто спускаются к задним крыльям. Для этого часть крыши одолжили у "Волги" универсала. Необычное овальное окошко-иллюминатор неплохо вписалось в общий облик автомобиля. Из незаметных внешне нововведений — удлиненный карданный вал. Салон отделан велюром, передние сидения регулируются по высоте, за местом водителя — стеклянная перегородка с электроприводом, а в крыше — люк. В принципе, "Кортеж" можно дооборудовать и любыми другими люксовыми "фантазиями", но давайте прикинем: на кого может быть рассчитан такой экстравагантный автомобиль. Вряд ли его купят даже очень богатые люди — они скорее выберут импортный лимузин. Да и мало кто захочет пользоваться почти шестиметровым авто для повседневных поездок — тесновато будет ему в городе. "Кортеж" подошел бы для представительских целей — возить, скажем, почетных гостей. А еще при взгляде на этот лимузин возникает мысль о свадьбах. Заказать для торжественной церемонии такой автомобиль встанет явно дешевле, чем "Линкольн", а выезд получится куда более праздничный, чем в обычной "Волге". Кстати, белый "Кортеж" уже покидал НАМИ, чтобы обслужить именно новобрачных.

«Волга» — спортивная (но не для спорта). В «Престиже» ничто не выдает «Волгу», кроме, пожалуй, характерной формы дверей и ручек. Приметы роскошного авто — салон светлой кожи, электростеклоподъемники, кондиционер, зеркала с электроприводом. «Волга-Престиж» интересна еще и увеличенной колеей задних колес. По словам дизайнеров, продиктовано такое решение, в первую очередь, стилистикой: кузов с уклоном в спортивность выглядел бы аляповато на узкой «волговской» колее. Машина, естественно, стала несколько устойчивей в поворотах (кстати, конструкторы планируют дальнейшее совершенствование стандартной подвески). Конечно, такому автомобилю необходим новый заволжский «406-й» мотор или, например, «Ровер». Что касается общего облика, то, по субъективному мнению, «Престиж» элегантней и, пожалуй, внешне динамичней, чем «Волга» GAZ 3110. Он как-то сразу вызывает желание сесть за руль и прокатиться.

Потенциальные покупатели у него, думается, найдутся. «Ягуаром» или «Мерседесом» Е-класса автомобиль, конечно, не стал, но новый, несомненно более привлекательный облик, по сравнению с «первоисточником», приобрел. Он может приглянуться тем, кто не в состоянии купить новую иномарку, но может позволить себе автомобиль просторный с намеком на спортивность. Тем более что «Престиж» (впрочем, как и «Кортеж») — это эксклюзив, не предназначенный для серийного производства, а БМВ и «мерседесов» на улицах полно. Кстати, когда мы ехали на «Престиже» по Москве, на машину обращали внимание, в том числе и владельцы «мерседесов».

Как отнесутся к «волгам» из НАМИ в эпоху борьбы с иномарками в госсекторе те или иные чиновники, а тем более функционеры ГАЗа, сказать не берусь. Но вообще-то представить в «Престиже» солидного госслужащего как-то трудно, даже если выкрасить машину в традиционный черный цвет. Спортивный стиль, к которому стремились и которого, в принципе, достигли дизайнеры, ну никак не вяжется с представлением о государственном муже.

«Нива» — монстр. «Былина» — помесь тольяттинского джипа и... «Испано-Сюизы». Создатели признают, что стилистика граничит с китчем, но такова была воля заказчика (по всей видимости — большого оригинала). У машины шириной 2200 мм (больше чем у ЗИЛ-41047!) задний мост от брянской «полуторки», передняя подвеска — расширенная «нивовская». Ведущий мост — задний, колеса — 16-дюймовые. Первоначально предполагалось поставить под длиннющий капот мощный импортный двигатель, но, по не зависящим от конструкторов причинам, сейчас на «Былине» стоит обычный мотор VAZ 21213. 

Говорить о потребительских качествах этого автомобиля бессмысленно. На столь своеобразный аппарат, может, и нашлись бы охотники, но содержание (агрегаты) должно все-таки соответствовать форме (дизайну). Думается, это машина скорее коллекционная — памятник времени зарождения нового российского капитализма. Почти по Ильфу и Петрову: «Вот что можно сделать из простой швейной машинки...» Впрочем, сейчас дизайнеры вынуждены выполнять и такие заказы.

«Нива» округлая. «Улан», несомненно, ближе к земным потребностям. Дизайн его кузова решен в модном сейчас «пляжном» стиле. По сравнению с работами других фирм тюнинг от НАМИ более глубокий, здесь действительно создают новый образ. Исчез аскетизм «нивовского» дизайна, присущий стилю 70-х. Представить «Улана» в роли дачного работяги трудно, но ведь городские вседорожники вошли сейчас в моду по всему миру. Есть интерес к ним и у нас. Кстати, автомобили, разработанные дизайн-центром, постепенно начали продвигать на рынок, и первым среди них как раз и стал «Улан». Его могут оснащать или только навесными панелями и новой светотехникой, или подготовить по полной программе — от внешнего тюнинга до доработки подвески, установки гидроусилителя руля, АБС, турбонаддува.

«Москвич» — труженик села. «Гренадер» стоит особняком среди работ НАМИ. В данном случае предпринята попытка сделать машину нового для нас класса — вседорожный комфортабельный пикап наподобие известного " Mitsubishi L200". Под внешностью пикапа "Москвич-2335" скрывается удлиненное шасси УАЗа. Грузоподъемность — 750 кг, хотя и ее, как считают разработчики, можно увеличить.

«Гренадер» вызывает противоречивые чувства. Одни считают, что, соединив две не лучших и не самых современных машины в одну, ничего хорошего не получишь. Оппоненты возражают, полагая, что в реальных российских условиях нужна именно такая машина — простая, крепкая, недорогая. Слабые и сильные стороны «Гренадера» обнаруживаешь даже при короткой поездке. Мотор УАЗа слабоват — для уверенного разгона нужно давить педаль в пол. Однако под капотом места много (вместо большой подкапотной «москвичовской» «печки» в кабине стоит «жигулевская»), и туда поместится любой более современный двигатель, адаптированный к УАЗу. Несмотря на удлиненную раму, «козлиная» прыгучесть в общем-то осталась, но трамвайные пути и ямы «Гренадеру» не страшны. Впрочем, эта машина явно не городская.

А в деревне, возможно, смирятся с вялой динамикой и тяжелым рулем (создатели «Гренадера», кстати, уже примеряют к нему гидроусилитель, тоже отечественный). Вопрос, конечно, в цене, узнать которую можно будет, только если начнется производство. Машина побывала уже на четырех выставках и, говорят, «в глубинке» вызвала интерес. А в НАМИ уже работают над полноприводной версией пикапа на базе ижевской «Орбиты». К этой работе дизайн-центра, в отличие от всех остальных, проявляет интерес завод — Ижевский.

Автомобили разные нужны. Это — аксиома. Может быть, придет пора, когда в НАМИ будут создавать умопомрачительные концепт-кары. Но пока жизнь требует земных машин, и дизайнеры выполняют конкретные заказы, иногда, мягко говоря, своеобразные, как в случае с «Былиной». Качество автомобилей, сделанных в дизайн-центре, конечно, во многом зависит от их серийных «основоположников», а эти машины даже самым обстоятельным тюнингом намного лучше не сделаешь. И все же достойна уважения попытка вернуться к традициям кузовных ателье, предложить нечто необычное, оригинальное, уже одним этим выгодно отличающееся от серийной продукции автозаводов.

«Кортеж». «Ах, белый теплоход...».

В «каюте» лимузина — простор.

«Престиж» от НАМИ — совсем другая «Волга».

«Былина» непонятной породы.

«Улан» — больше «нив» хороших и разных.

«Гренадер» — УАЗ в «москвичовской шкуре».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии