Дитя компромисса

ДИТЯ КОМПРОМИССА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ДИТЯ КОМПРОМИССА

Нынешнее лето выдалось в Ульяновске жарким в прямом и переносном смысле. Но если термометры зашкаливало за «30» в градусах Цельсия, то для определения накала предпусковой подготовки на УАЗе единиц пока не придумано. В любом случае здесь были бы зафиксированы пиковые значения.

Алексей СОЛОПОВ

Фото Владимира Князева

и автора

ПРАЗДНИК НА УЛИЦЕ «ШЕСТИДЕСЯТЫХ»

20 июня в новом, специально выстроенном цехе были сварены два первых кузова модели 3160, а 5 августа на главном конвейере собрали первые пять российских джипов нового семейства. В истории Ульяновского автомобильного завода открылась очередная страница.

Для УАЗа значение этого события трудно преувеличить. Достаточно сказать, что со дня предыдущей премьеры прошло без малого... 25 лет! Ни для кого не секрет, что вся автомобильная внедорожная техника создавалась у нас в стране по заказу военных и в соответствии с их требованиями. «469-й» армию вполне устраивал, устраивает и сейчас. Но выросшая на заводе довольно мощная конструкторская служба не могла существовать только для усовершенствования серийной продукции и разработки совсем уж специальной техники.

Журнал уже рассказывал, как в конце 80-х группа заводских конструкторов выступила с идеей создания принципиально нового джипа: предлагалось уйти от сугубо утилитарного транспортного средства к «нормальному», обладающему значительно более высокими потребительскими свойствами. Но переход на совершенно новый автомобиль, не имеющий с предшественником ничего общего, требовал огромных перемен в производстве, а это было нереально по экономическим причинам. Идеология создания новой модели, получившей индекс «3160», предполагала более прагматичный, распространенный за рубежом путь: сохраняя в производстве неплохо зарекомендовавшее себя шасси, оснастить его новым, современным и комфортабельным кузовом. Такой кузов потребовал, конечно, серьезных перемен в технологии, но эти траты уже были неизбежными — без них не обойтись, если есть желание сохранить свое место на автомобильном рынке в конце уходящего и начале следующего века. Завод, как уже сообщал журнал, получил новый сварочный цех с немецкой роботизированной линией. Чтобы обеспечить ее специалистами, в местном техническом университете будут готовить инженеров по специальности «Сварочное производство».

Несмотря на резко обострившиеся финансовые проблемы — на имущество автозавода даже налагался арест, — «шестидесятка» дошла до конвейера с опозданием от плана всего на год. Новый автомобиль смог не только поменять мировоззрение многих заводчан, но и, что самое главное, сработать на перспективу УАЗа.

СЕРИЙНЫЙ: ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ

Компоновка новой модели принадлежит ульяновцам, а вот дизайнерское решение — НТЦ ВАЗа.

Знакомиться с UAZ 3160 начнем на конвейере. Основа любого настоящего джипа — рама. «Шестидесятую» нам удалось обнаружить только потому, что с нами был экскурсовод. Одно из главных условий «компромисса», вынесенного в заголовок: у новой машины старая рама (по конструкции, конечно) с весьма малыми изменениями.

Идем дальше вдоль конвейера. Малолистовая рессора в задней подвеске? Редакционный «уазик» имеет такую уже почти четыре года. Вот пружины вместо рессор в передней подвеске — это ново. Правда, в малых сериях такой «передок» уже устанавливают на модификации «козликов», чей индекс оканчивается на «-10». А вот мосты, действительно, сразу привлекают внимание. На ГАЗе подобные зовут «чайковскими», хотя по науке их положено называть «типа „Спайсер“. Мост неразрезной, что дает ему жесткость и, соответственно, увеличивает надежность и долговечность.

«Агрегат» — так здесь зовут коробку передач в сборе с «раздаткой» — выглядит теперь иначе. В коробке, пойдя по вазовскому пути, не мудрствуя лукаво, добавили пятую передачу. Давно пора! Шестерни раздаточной коробки получили «мелкомодульный» зуб, что должно снизить шум. Все это мы испытаем в условиях езды.

Появился долгожданный усилитель руля.

Про двигатель разговор особый, так что не станем на нем пока задерживаться. Тем более что кузов уже лег на раму, а значит, пора переходить к внешнему осмотру.

Теперь применительно к УАЗу можно говорит об аэродинамике. У нового УАЗа Сх=0,52, а у предшественника, UAZ 31512 (так называется бывший «469-й» с брезентовым верхом) — 0,66. Если при движении по пересеченной местности обтекаемость особой роли не играет, то на шоссе ее значение возрастает. А в соответствии с характеристикой максимальная скорость UAZ 3160 равна 145 км/ч.

Автомобиль смотрится чересчур высоким для такой длины. Но это — следствие компромисса, рожденного тем же главным условием: основное производство должно быть потревожено минимально, шасси останется прежним. Вазовским дизайнерам пришлось немало поломать голову, чтобы придать благообразный вид компоновке, привязанной к относительно короткобазному джипу. Большинство производителей в мире на такое шасси ставит трехдверный кузов. Здесь же требовалось сохранить пять дверей. Задние боковые получились узковатыми как зрительно, так и относительно удобства входа-выхода. И это не единственная дисгармония в облике «шестидесятки». Несколько легковесным выглядит «нос» — конструкторы стремились сохранить одно из достоинств утилитарного серийного автомобиля — большой угол въезда.

Внушительные дверные ручки вполне под стать автомобилю. Вот зеркала заднего вида заметно малы. К сожалению, это все, что может предложить сегодня поставщик — они от «Москвича-2141».

Забираемся в салон. Здесь по-уазовски просторно. И совсем не по-уазовски комфортно. Спинки всех кресел, в том числе и задних, имеют регулировку угла наклона, а передних — еще и поясничного подпора. Передняя панель без особых изысков, но производит впечатление. Комбинация приборов пока аналогична VAZ 2107, но уже заказана новая немецкой фирме VDO, обосновавшейся в Чистополе.

Один американский журналист, оценивая UAZ 31512, писал: «...с трудом пробираюсь через густые заросли рычагов, управляющих трансмиссией...» Здесь ему бы не пришлось блуждать в трех соснах. Рычаг переключения передач остался на месте, изменив форму в соответствии с требованиями эргономики. Другим стало управление «раздаткой». Раньше один рычаг включал передний мост, а другой — демультипликатор (понижающую передачу в раздаточной коробке), причем последний только при включенном «передке». Теперь всем заведует один рычаг, движущийся по П-образной схеме. Рычаг стояночного тормоза больше не торчит вертикально, как у грузовика, а занял подобающее место возле кресла водителя. Он соседствует с удобным и симпатичным боксом.

Спинка заднего сиденья разделена в соотношении 1:2. Это позволяет складывать любую часть в зависимости от габарита перевозимого груза. Сняв подголовники и сложив все заднее сиденье по привычной уазовской схеме, можно получить довольно большое грузовое помещение, куда свободно входит куб с ребром 1 м.

Заглянем под капот. Места тут довольно много, что предполагает возможность установки разных двигателей. На первых пяти конвейерных машинах стоят двигатели ульяновского АО «Волжские моторы». Напомним: это четырехцилиндровые рядные двигатели рабочим объемом 2,89 л с моновпрыском, мощностью 110 л. с. По результатам испытаний расход топлива АИ-93 составляет 14 л/100 км. Часть датчиков системы впрыска, форсунки и топливный насос — фирмы «Бош» (подробности — ЗР, 1996, № 12).

После подробного осмотра можно и за руль. Автору этих строк пришлось прокатиться на «шестидесятке» из Ульяновска в Москву и обратно. А поскольку он уже четвертый год ездит на редакционном УАЗе, то право на сравнение очевидно. И уровень шума и вибраций в салоне, и скорость, и динамика разгона, и комфорт пассажиров, и удобство управления просто несопоставимы. На дороге это нормальный легковой автомобиль, не требующий снисхождения к себе, как «утилитарное транспортное средство».

Цена UAZ 3160 окончательно не определена, но ограничена 20 тысячами долларов (елабужский «Блейзер» 4x4 стоит минимум 33 тысячи). Новому УАЗу придется конкурировать и с «Блейзером», и с «Паджеро», и с «Монтереем». По мощности двигателя, комфорту и «наворотам» российский автомобиль, конечно, много не добирает, хотя и не так провально отстает, как старина «469-й». А вот по проходимости может поспорить с иными заморскими «асфальтовыми джипами».

Ульяновский автозавод этим автомобилем сумел доказать и окружающим, и самому себе наличие мощного потенциала, прежде всего — творческого. Так что, пожалуй, не стоит устраивать отечественной автоиндустрии преждевременные похороны.

В профиле нового УАЗа есть некоторая дисгармония — то ли он чересчур высок, то ли слишком короток.

UAZ 3160 — машина вместительная. При сложенных задних сиденьях в салон можно уложить больше кубометра груза.

Для задних пассажиров эта откидная подножка лишней не покажется.

Пожалуй, самый выигрышный ракурс «шестидесятки».

Даже по этой двери видно, что внутреннюю отделку богатой не назовешь. На передней панели есть все необходимое настоящему «джиперу»: от тахометра до магнитолы.

Двигателю под капотом по-уазовски просторно.

Рулевая колонка регулируется по углу наклона.

На массивной задней двери разместилось 16-дюймовое колесо. Заднее стекло — с обогревом, «дворником», третьим стоп-сигналом.

... Итак, новая страница в истории УАЗа: первая модель 3160 сходит с конвейера.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии