Дуэль без проигравшего

ДУЭЛЬ БЕЗ ПРОИГРАВШЕГО

ТЕСТ

ДУЭЛЬ БЕЗ ПРОИГРАВШЕГО

В предыдущем номере журнала мы рассказали о поведении на зимних дорогах автомобилей, обутых в шины «М+S» (с зимним рисунком протектора) пяти хорошо известных у нас производителей покрышек: «Пирелли», «Гудьир», «Матадор», МШЗ-"Барум", НИИШП. Мы продолжаем эту тему и представляем еще две новинки для снежной поры: японского концерна "Бриджстоун" — "Близзак" WS-15 (Blizzak WS-15) и российского института шинной промышленности "НИИШП-Ралли-2000".

Как утверждают изготовители, это одни из лучших покрышек для зимнего сезона-97. В них заложены самые свежие решения, накопленные за последние годы и, главное, за последнюю зиму. Именно в конце ее и «Бриджстоун», и НИИШП закончили испытания этих моделей.

Экспертная группа ЗР:

Сергей МИШИН, Александр и Владимир СМИРНОВЫ, Валерий ПАВЛОВ, Евгений ЛАРИН, Александр ФРОЛОВ и Игорь ЗИМНЯКОВ

Нам пришлось торопиться, чтобы успеть оценить заявленные свойства: неделя-другая и начнет таять снег. «Ралли-2000» мы забрали прямо из пресс-формы, а «Близзак» встречали в аэропорту «Шереметьево» — «Бриджстоун» отправил нам покрышки из Японии самолетом.

Привезли в лабораторию и стали внимательно их осматривать. Обе, как полагается, бескамерные, радиальные, металлокордные. У «Близзака» индекс скорости — Q (до 160 км/ч), у НИИШПа — Т (190 км/ч). Вероятно, институт учитывал привычки отдельных наших ездоков носиться зимой под 200 км/ч — иначе чем объяснить столь высокий индекс. Рисунок протектора у этих шин ненаправленный. Значит, не нужно думать, на какую сторону ставить колесо и куда в случае необходимости лучше поставить «запаску». В остальном рисунки сильно расходятся. У «Близзака» шашки небольшие, с переменным шагом (то есть различные в размерах), очень мягкие и мелко нарезаны. Каждая ламель заканчивается отверстием — старый и весьма эффективный в технике способ остановки развивающейся трещины. Японцы сняли концентрацию напряжений в шашках и, предполагаем, таким образом убили сразу двух зайцев. Во-первых, сделали ламели длинными — для повышения сцепных свойств шины. Во-вторых, продлили срок службы шашек и, конечно, покрышек. Блоки «Ралли-2000» больше «близзаковских». Они жесткие, но нарезаны тоже мелко. Возможно, это неплохо для дорог, где зимой есть не только снег, но и чистый асфальт — меньше будут изнашиваться. Для снега такая жесткость ни к чему. Но есть у московской шины изюминка — два кольцевых выступа, защищающих боковину. Первый, возле протектора, оберегает шину от бордюрных камней при парковке. Второй, возле посадочной зоны, — своеобразный буфер для боковин. Если колесо влетит на полном ходу в яму, так что край диска будет рубить шину, кольцо примет всю силу удара на себя и, скорее всего, сохранит покрышку. Весьма удачная защита от плохих дорог (да и дураков).

Теперь опробуем шины в деле. Для тестов мы заказали покрышки размером 175/70 R13 — точно такие, какие испытывали в предыдущей серии на «Жигулях» и «Самаре». Надели шины на те же красноярские диски «К&К» из легкосплавного металла, поставили колеса на боевые машины, оснащенные исследовательским комплексом «Дотрон». Результаты замеров сравнивали по традиции с данными, полученными на обычных Бл-85. Это необходимо, чтобы оценить сразу все покрышки, которые мы пробовали зимой, — «Гудьир», «Матадор», НИИШП, «Барум», «Пирелли».

Первый тест — троганье и разгон. На дороге — укатанный снег. «Самара», обутая в «Близзак», «рвет» вперед, будто на асфальте. Даже буксование на первой передаче не может умерить ее пыл. Вот где отменно работают многочисленные ламели «Бриджстоуна». «Восьмерка» на НИИШПе трогается не столь уверенно. К шинам «Ралли-2000» необходимо привыкнуть: дозированно «подбрасывать газу», иначе покрышки начнут скользить. Если не дать колесам уйти в буксование, особенно на первой и второй передачах, то можно и достать стремительного «японца». Стоит перебрать — колеса проскользнут и темп разгона заметно упадет.

Упражнение на «классике» — заднеприводных «Жигулях» усиливает контраст между шинами. Здесь ведущие колеса менее загружены, чем на «Самаре», а поэтому разница в сцеплении шин с дорогой более заметна. Между тем ускорение «Жигулей» на НИИШПе контролировать педалью газа несложно, к шинам приспосабливаешься за несколько минут.

Итак, в первом состязании «японец» отрывается от «россиянина»: на «Самаре» — полсекунды, «Жигулях» — 4,4 секунды (табл. 1).

Следующая дуэль — управляемость — наиболее сложная и потому интересная. Здесь полнее раскрываются возможности покрышек: автомобили на специальной трассе пускают в поворот, имитируют объезд препятствия, доводят режим движения до критического. На дороге в этом тесте чистый лед и рыхлый снег.

«Самара» на «Бриджстоуне» послушна рулю на обоих покрытиях. Причем на льду движется даже увереннее — эффект неожиданный и приятный. Для малоопытного водителя — просто подарок. Конечно, если прибавить скорости, «Самара» начинает съезжать с траектории, но плавно, без срывов, иными словами, прогнозируемо: возникает легкий занос, потом он переходит в боковое скольжение. В предельных режимах в снос также мягко уходит только передняя ось. Выправить положение нетрудно — можно одним лишь газом.

«Восьмерка» на «Ралли-2000» ведет себя похоже. Правда, заснеженный поворот автомобиль проходит быстрее, чем ледовый. В экстремальной ситуации, когда скорость высока, «Самара» срывается в занос резче, чем на «Бриджстоуне». Но даже средний водитель не потеряет контроль над машиной — стоит лишь удержать газ и чуть довернуть руль в сторону заноса.

Оценивая управляемость на"Самаре", нам так и не удалось определить шину-лидера. Вот на "Жигулях" получилось. У "шестерки" на "Близзаке" на завышенной скорости в повороте передние колеса начинают скользить наружу неожиданно быстро. Если не готовиться заранее к этому, можно "упустить" машину. На "Ралли-2000" скорость начала заноса чуть ниже, то есть машина менее устойчива. Но поведение её привычно. "Шестерка" скользит лишь задними колесами. Поворот руля и отпущенная педаль газа легко выправляют траекторию.

И все же поведение «Жигулей» на «Бриджстоуне» понравилось больше, поэтому победу мы присудили ему (табл. 2).

Помочь разогнаться, удержаться в повороте — это еще не все, на что способна шина. Важно еще затормозить так, как планировал, то есть далеко от препятствия. Этот тест мы проводили на «восьмерке», которую разогнали до 50 км/ч и с этой скорости, резко нажав педаль тормоза, блокировали колеса и ждали полной остановки машины.

На льду «Бриджстоун», хватаясь за любые неровности покрытия, весьма быстро гасит скорость и останавливает «Самару» на коротком расстоянии. Примечательно, что за моментом блокировки уследить просто — перед ним усилие на педали начинает заметно расти. Хорошая подсказка водителям любой подготовки, что скоро будет юз. Нащупав эту точку, можно научиться тормозить на грани блокировки и, следовательно, быстрее останавливаться. Даже новичку такое будет по силам. Если он и переусердствует и колеса замрут, можно исправить ситуацию, отпустив педаль тормоза. Легкие колеса «Бриджстоуна» начнут быстро раскручиваться, и хорошее сцепление с дорогой восстановится.

У НИИШПа на льду блокировка наступает быстрее и, главное, неожиданно. Однако в юзе машина тормозит неплохо. Отпускать педаль не стоит — тяжелые колеса долго раскручиваются.

Заметим, усилия на педали тормоза, необходимые для удержания заблокированных колес, на «Бриджстоуне» и НИИШПе заметно различаются. Чем оно больше, тем лучше — значит, у шин выше сцепные свойства и, естественно, меньше путь при торможении на грани блокировки. У «Близзака» — 11,6... 11,8 кгс, «Ралли-2000» — 10,1...10,4 кгс. Разница почти в полтора «килограмма» (15%)! Следы шин на запорошенном снегом льду лишний раз подтвердили этот факт. У НИИШПа граница блокировки видна отчетливо, а у «Бриджстоуна» размазана на двух метрах. На этом отрезке «Близзак» активно сопротивлялся блокировке — и это здорово.

При торможении на снегу «россиянин» одолел соперника. «Ралли-2000» будто вгрызается в снег и замедляет ход машины почти так же, как на асфальте! Для нечищеных дорог, коих в стране немало, весьма полезное свойство.

«Близзак», отдадим ему должное, как и на льду, честно предупреждает водителя — сейчас колеса заблокируются. Если не прислушаться и надавить педаль сильнее, машина заскользит, будто на лыжах. Развлечение, надо заметить, малоприятное.

В итоге, посовещавшись, мы не стали выделять в этом упражнении лидера — каждый был хорош по-своему (табл. 3).

Тест на проходимость в глубоком снегу «Жигулей» и «Самары» на испытуемых шинах победителя не определил. И на «Близзаке», и на «Ралли-2000» автомобили «гребут» по целине отлично. Правда, на «Бриджстоуне» машина лучше идет, когда колеса несколько буксуют, а на НИИШПе — внатяг. Не дать автомобилю зарыться и проскочить поле на этих шинах, мы полагаем, сможет даже начинающий водитель.

Из заснеженной колеи любая покрышка легко вынесет и «Самару», и «Жигули». А в ледовой «японец» пасует перед «россиянином». У последнего плечевые зоны протектора развиты больше (круче), да и рисунок менее насыщен.

Теперь пора определить и расход топлива. Может быть, здесь кто-то уйдет в отрыв? Отечественный НИИШП продемонстрировал отменный результат — автомобили потребляли с ним столько же топлива, сколько и с летним Бл-85. «Близзак» еще больше порадовал. И «Жигули», и «Самара» расходовали бензина меньше, чем на «бээлке»! Такого от зимних шин мы не ждали. Придется присудить очко японскому эконому (табл. 4).

Наконец, последнее состязание — на комфортабельность (шум и плавность хода). Как и предполагалось, еще при осмотре покрышек «Близзак» оказался куда тише «Ралли-2000». Даже на высокой скорости (около «сотни») «Бриджстоун» издает лишь слегка шлепающий звук. «Ралли-2000» гудит, как троллейбус. Этой шине не помешал бы переменный шаг в рисунке.

По плавности хода «Близзак» также выигрывает у «Ралли-2000». Однако на шоссе, где асфальт успел «состариться» — трещины, кое-где выбоины, небольшие ямы, «Бриджстоун» заставляет «Самару» вздрагивать больше, чем НИИШП. В общем, мы оценили их так: «Ралли-2000» — хорошо, «Близзак» — еще лучше.

Измерили мы и износостойкость покрышек. Пробег 5 тыс. км дает все основания полагать, что шины не будут «таять», как мороженое на солнце. И «Близзак», и НИИШП, судя по темпу уменьшения толщины протектора, отходят заявленные 40 тыс. км даже у водителя со спортивным стилем вождения.

Подведем итоги. «Пятиборье» с небольшим преимуществом выиграл «Бриджстоун». «Близзак» превосходил по разгону, уровню шума и топливной экономичности. В основных испытаниях на управляемость, устойчивость, торможение наш НИИШП шел почти вровень с иностранцем, а кое-где и брал верх.

Тем не менее машины, как на «Близзаке», так и на НИИШПе, показали хорошие результаты по сравнению с шинами, о которых мы рассказывали в предыдущем номере. На «Самаре» в тесте «разгон» «Близзак» потеснил «Пирелли» и занял первое место, «Ралли-2000» — на четвертом. На «Жигулях» шины подтвердили занятые позиции.

Объезжать препятствие на «восьмерке» лучше на «Ралли-2000», потом на «Пирелли» и затем на «Близзаке». А вот «Жигули» в этой ситуации «вывезли» «Близзак» на первую, НИИШП — на вторую позицию.

«Самара» на «Бриджстоуне» тормозит хорошо — первое место, НИИШП — третье. На снегу иначе: «Близзак» на третьем,

НИИШП на первом. Самой экономичной шиной среди всех моделей оказался «Бриджстоун», «Ралли-2000» в середине.

«Близзак» WS-15. На этих шинах автомобиль отлично разгоняется на любом покрытии, неплохо управляется и отменно тормозит на льду. Не спасует в глубоком снегу и снежной колее. Покрышки шумят мало, по уровню почти не отличаются от летней шины Бл-85, а по экономии топлива даже превосходят ее. Цена $75.

«НИИШП-Ралли-2000». «Самара» и «Жигули» на таких шинах прекрасно тормозят на снегу, легко управляются на любой зимней дороге, уверенно вызволяют автомобиль из колеи. Единственный недостаток — повышенный шум. Цена $40.

Секундант всех поединков «Бриджстоуна» с НИИШПом — исследовательский комплекс «Дотрон». Только он мог уловить десятые доли секунды, определить точную скорость, выявить сильные и слабые стороны «дуэлянтов».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии