Автомобильный урожай в ферганской долине

АВТОМОБИЛЬНЫЙ УРОЖАЙ В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ

РЕПОРТАЖ ЗР 

АВТОМОБИЛЬНЫЙ УРОЖАЙ В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ

Наверное, у каждого есть на земле место, куда хочется вернуться. Для меня одно из таких мест — маленький узбекский городок Асака, который не на любой карте и отыщешь. Напомним: здесь вот уже полтора года работает первый в Узбекистане автозавод «УзДэуавто»

(см. ЗР, 1996, № 1, 10).

Елена ВАРШАВСКАЯ

Узбекистан — Москва

Кто-то неутомимо спорит о правильности политической линии руководства Узбекистана. Кто-то сомневается в обоснованности экономических решений, принимаемых в среднеазиатской республике. Кто-то просто не верит в перспективы «отсталой хлопковой окраины» бывшего Союза.

Но стоит однажды побывать здесь, в Асаке, оглядеться вокруг, поговорить с людьми — и скепсиса как не бывало. Нет, не потому, что все в Узбекистане выше всякой критики. А оттого, что здесь всегда есть хорошие новости.

Со времени прошлого приезда прошел почти год — новости сыпались как из рога изобилия.

Забор вокруг завода, кажется, стал более неприступным, а охрана сделалась намного строже (были на то основания, как нам намекнули). Чуть подросли у здания дирекции елочки, все в радугах от поливальных фонтанчиков. Ольга Борисовна, главный экономист, научилась водить машину и теперь, как все руководители завода, сама ездит на «Нексии». Прежнего первого заместителя генерального директора — немолодого, мудрого корейца, строившего предприятие, — сменил новый — молодой, энергичный, живо всем интересующийся господин Пак. Выпустили 50-тысячную машину: маленький, но юбилей. «УзДэуавто» перестал быть диковиной, чем-то инопланетным. Меньше стало эйфории, больше — нормальной, повседневной работы.

Похоже, лишь знаменитый на всю республику асакинский плов из какого-то особенного, только здесь растущего риса остался неизменным.

Например, выяснилось, что даже недавно попавшие в редакцию «Тико» и «Нексия»... уже устарели! Не успели мы написать об их достоинствах и недостатках, как первые успели приумножиться, а вторых убавилось.

На «Тико» есть теперь центральный замок дверей, открывается изнутри крышка бензобака. Смущало в «малышке» отсутствие задних стеклоочистителей, крайне необходимых на грязных российских дорогах, — появились, долгожданные! Вызывали нарекания тормоза — они усовершенствованы. Бампер усилен дополнительной силовой балкой из стали, что, безусловно, сделало автомобиль безопаснее. Ну как, впечатляет? Тогда — главное: отпускная цена на «Тико» снижена на 10%!

Есть приятные перемены и в «Нексии». Теперь на нее ставят шины шириной не 155, а 175 мм, и с ними машина заметно похорошела, обретя пропорциональность. Плюс к этому меняется на более современную панель приборов, немного другим становится и внешний вид автомобиля (впрочем, это хоть и в недалеком, но пока в будущем — с начала следующего года). Снова надо подчеркнуть: нововведения не вызовут подорожания «Нексии». Сегодня любой россиянин может купить в автомагазине Узбекистана «Тико» от 5 268 долларов, а «Нексию» — от 9 026 долларов — и никакого растаможивания!

«А цвета наши новые видели? — спросили на заводе. — Обязательно посмотрите, красивые». Целый набор новых «металликов» пополнил цветовую гамму узбекских «дэу»: от благородного темно-лилового до сверхжизнерадостного «полинезия грин» (даже когда произносят это название, все улыбаются).

«А вы видели? А вам нравится? А знаете?»... — эти фразы слышишь на «УзДэуавто» то и дело. Новостями готовы поделиться в дирекции, в цехе, на площадке товарной продукции. Но, конечно, лучше всего все знает сам генеральный — Шухрат Фаттахович Юсупов.

— А вы слышали о наших новых заводах? — сначала, как полагается, интересуется он. И, услышав, что только из кратких сообщений телеагентств, вздыхает: придется, значит, начинать рассказ издалека. — Давно у нас не были...

За минувший год «УзДэуавто» пополнилось совместными с Кореей предприятиями по выпуску комплектующих. В Андижане теперь делают сиденья, детали отделки, бамперы. Кстати, смонтирована линия окраски бамперов, так что с нового года узбекские «нексии» ничем не будут отличаться внешне от корейских, получив бамперы в цвет кузова. На новом заводе бамперы снабжают энергопоглощающим элементом — это сотовая конструкция, распределяющая энергию удара по всей ширине профиля.

Заводы — с иголочки. Новая «безлюдная» технология, компактное оборудование — загляденье! Хотя теперь это привычно: современные автомобильные производства в Узбекистане.

Полным ходом идет строительство завода глушителей и бензобаков. Вот-вот сдадут предприятие, выпускающее лаки и краски. Начали строить стекольный завод.

Это все означает не только «мощную индустриальную поступь молодой республики», как сказали бы в 30-е годы. А вполне конкретно — удешевление производства автомобилей и, как следствие, возможное снижение цен.

Конечно, от Кореи до Узбекистана — не ближний свет. Помните пословицу о телушке, которая за морем — полушка? Вполне естественно желание сэкономить на перевозе. Причем не только путем организации на месте производства абсолютно всех комплектующих. Зачем — разумнее кооперироваться с теми, кто их уже делает, и хорошего качества!

Амортизаторы, скорее всего, будут из Румынии, с нового завода «Крупп», аккумуляторы, возможно, оттуда же. Идут переговоры с фирмой «Бош», ее совместными предприятиями в России. «УзДэуавто» думает покупать у них свечи зажигания, компоненты впрыска, тормозной системы. Италия готова поставлять стеклоочистители, стеклоподъемники, приводы к ним... Устали от перечислений? Тогда остановимся, надо же отложить что-то на потом.

Может, помните, в одном из репортажей мы писали об отвратительном топливе, на котором ездят в Узбекистане, — в новехонькие «нексии» на «УзДэуавто» заливали 72-й бензин? Так вот, больше этого не будет. В Бухарской области вступил в строй опять-таки сверхсовременный совместный нефтеперерабатывающий завод. И это нормально, закономерно. Ведь суть поступательного движения не в том, чтобы сразу сделать гигантский прыжок, причем совершенно безошибочно. А в том, чтобы шаг за шагом, выбирая оптимальный путь, непрерывно двигаться вперед. Опасаются российские потребители, что покрытие кузова не выдержит соленую зиму? Приняли решение об антикоррозионной обработке кузова, подписали договор со швейцарской компанией, она будет поставлять грунтовку, материалы для фосфатирования, силинга — всего, что «между» металлом и краской. Закупили по лизингу оборудование и начинают производство стальных колес. Дилеры хотят часть с алюминиевыми? Уже идут переговоры о поставках легкосплавных дисков. На каждый вопрос ищут ответ, на каждую претензию — решение. Согласитесь, это не может не вызвать симпатию.

Хотя не все идет гладко. Есть ошибки, которые стоят узбекским автопроизводителям очень дорого, тормозя продвижение машин на рынок.

Первая — рекламная политика. То ли руки не дошли, то ли решили, что автомобили и так купят, но никакой информации о своей продукции «УзДэуавто» не распространяло. Дилеры же зачастую не были заинтересованы афишировать узбекское происхождение «нексий» и «тико» — это позволяло держать более высокую цену. Или сделать хитрый ход, объявив, что цены на «Нексию» снижены. Оттого кое-где стали появляться слухи, что узбекские машины хуже, что на «УзДэуавто» экономят краску (поэтому ставят черные бамперы) и еще много чего «удешевили». Разговоры возникали самые нелепые.

Еще один серьезный просчет сильно повредил имиджу автомобилей «УзДэуавто» — отсутствие сети сервисных станций и магазинов запчастей. Расценки на автосервисах — как на «настоящие» иномарки. Не дай Бог, что-то выйдет из строя или пострадает в ДТП! Днем с огнем не найдешь, где недорого отремонтировать, с ног собьешься в поисках нужной запчасти. Ладно, «Нексия» — для нее подойдут некоторые детали от «Опеля». А «Тико»? С ней вообще неизвестно как быть. Вот и нет ожидаемого большого спроса на недорогие и качественные, в общем-то, автомобили. Если крупные города как-то решают вопрос с обслуживанием, то в небольших, где его нет, люди воздерживаются от покупки узбекских машин.

Сейчас, сказали в Узавтопроме, наверстывают упущенное. Открыли несколько дочерних предприятий в России: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске, Череповце. Сеть авторизованных станций гарантийного и послегарантийного обслуживания узбекских машин будет создаваться и расширяться. Для этого в российской столице создается центр обучения и поддержки тех, кто хочет организовать в России свой автосервис «УзДэу».

Словом, жизнь юного узбекского автопрома кипит. По Ташкенту, кажется, «дэу» ездит уже больше, чем «жигулей». В здании Узавтопрома толпятся бесконечные делегации, просто ходоки, слышится разноязычнкая речь. И каждый в республике может что-нибудь рассказать о заводе, добавив немного от себя. Но что говорят уверенно и все — уже через пару лет предприятие обновит свой модельный ряд. Этому веришь. Ведь к хорошим новостям привыкаешь быстро.

«Нексии» новых цветов выглядят нарядными.

Внешний вид выпускаемого в Асаке микроавтобуса «Дамас» стал другим: вместо круглых, «лупоглазых» фар в дешевом пластмассовом обрамлении — более солидные, современные.

Линия контроля — развал-схождение, тормоза, свет фар и прочее — сплошь компьютеризована.

Ждут своего часа на площадке готовой продукции узбекские «кореянки».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые