Так стоит ли овчинка выделки? из тольятти — с "самарой"

ТАК СТОИТ ЛИ ОВЧИНКА ВЫДЕЛКИ? ИЗ ТОЛЬЯТТИ — С «САМАРОЙ»

РЫНОК

ТАК СТОИТ ЛИ ОВЧИНКА ВЫДЕЛКИ? ИЗ ТОЛЬЯТТИ — С «САМАРОЙ»

Потеряв всякое терпение жить дальше «без колес» и накопив нужную сумму денег, решил приобрести машину там, где дешевле, то есть там, где их собирают, а именно — в Тольятти. Сразу оговорюсь: «Москвич», «Таврия» или «Волга» — автомобили не для меня, поскольку не обладаю ни желанием, ни соответствующим трудолюбием, чтобы копаться в матчасти, да и свободного времени нет. Поэтому, заложив 40 миллионов в поясную сумку и взяв для компании сына-курсанта в форме-"камуфляж", я пустился в неблизкий путь.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Сойдя с автобуса на автовокзале в Тольятти (действие происходило в феврале), был сразу вежливо остановлен возгласом «таксиста»: «Ребята! Вы за машиной? Поехали!» Я слегка был ошарашен: никакой таблички не держал, одет был более чем скромно, однако зоркий, наметанный глаз «профессионала» (в дальнейшем я их буду называть агентами) мгновенно определил цель нашего приезда: два озабоченных мужика с сумками, озираются...

Возражать я не стал, но, памятуя «технику безопасности», на всякий случай запомнил номер машины, ее цвет, лицо водителя и поинтересовался, сколько будет стоить услуга. Оказалось, просто поездить по автосалонам — 30 тысяч, а если возьму что-то с подачи «таксиста», то 150 тысяч за «наводку» (бывает и больше). Забегая вперед, скажу, что это полностью себя окупило — я рассчитывал на VAZ 21083 за 39 — 40 млн. (такую цену мне называли по телефону в компании «Волга-Сервис»), а агент нашел мне автомобиль за 37,5 млн. Так что деньги он честно заработал.

Впоследствии выяснилось, что в Тольятти автомобилями торгуют около шести десятков организаций и цены у них бывают разные. Автомагазины и площадки тут плодятся быстро, лицензию берут даже на квартал и за это время стремятся продать как можно больше машин, значит, вынуждены предлагать их подешевле. Поэтому в юных фирмах типа «АВТОХИТ» VAZ 2110 стоит 57 млн., а в комплектации «люкс» — 58 млн., правда, с мотором 21083 (двигатели тут, как всегда, опоздали), в то время как обычная его цена была в то время 60 и 62 млн. соответственно.

Естественно, в таких местах никакой предпродажной подготовки нет и быть не может. Но машины прибывают «свежие», чуть ли не с конвейера, и покупатель не обращает на это внимания. Более того, он уже не выбирает цвет и комплектацию, а руководствуется только ценой. А разница в ней, скажем, между Ростовом-на-Дону или Краснодаром достигает пяти миллионов. За такие денежки можно съездить и подальше, не то чтобы капризничать.

Более крупные «торговцы» предлагают какой-то выбор цветов, но и цены держат повыше. У встречающих нас в Тольятти агентов собран пакет прайс-листов почти со всех торгующих машинами организаций. Вы можете просто сесть к ним в автомобиль, назвать модель, цвет, комплектацию машины, они найдут подходящий вариант в списках, позвонят, чтобы все уточнить, по телефону и привезут к месту. Сопровождая вас до момента покупки, то есть выполнив свой «подряд» до конца, получат свою «долю».

«Положив глаз» на машину, я хотел купить ее в полной комплектации (не было домкрата, переноски, заднего «дворника» и т.д.), но мне безапелляционно объяснили: доукомплектовывать нечем, берите другую или никакую. Поскольку «Жигули» расхватывали, как колбасу в годы застоя, взял некомплект, решив, что VAZ 21083 с длинным крылом за 37,5 млн. того стоит. На сэкономленные деньги докуплю все необходимое дома.

Кассирша бодро и без всяких язвительных реплик по поводу того, что купюры уложены не картинка к картинке, пересчитала их на «дур-машине» и сразу выдала все, что положено, включая липкую ленту для транзитных номеров. Кстати, за них берут почему-то 100 тысяч, хотя по госцене положено 13 тысяч рублей. С чем я и убыл на площадку хранения. Здесь проверил уровень масла в двигателе и коробке передач (он был в норме), влил в мотор флакончик американского средства ER. Испытательный центр «АвтоВАЗа» этого, может быть, и не одобрит, но реклама ER («освободителя энергии») была настолько грамотна и доходчива, да еще с инструкцией на русском языке, что я не устоял. Слаб человек, если он к тому же еще и автолюбитель!

В ПУТЬ-ДОРОГУ С ПОКУПКОЙ

От Тольятти до Армавира ведут дороги трех типов. Худшие — по которым совсем не хочется ездить на купленной за свои деньги машине, а только на рейсовом автобусе или служебном транспорте. Здесь приходилось снижать скорость до уровня, при котором становится ясно: до дома в этом месяце не доеду, а еще панель бренчит, как мелочь в копилке. Будь везде такие дороги, я не был бы автолюбителем.

Встречались и другие — плохие, по моей классификации, по которым, вроде бы, можно безбедно ездить в «Ниссан-Патруле», «Джипе» с колесами-"баллонами", в крайнем случае, только на УАЗе или "Ниве". Подвеска "Мак-Ферсон" и такие дороги — антагонисты.

Наконец, попадались и удовлетворительные — это трассы типа «Кавказ» (бывшая «Ростов — Блиц»), широкие, ровные, без ямок. Если бы не шершавый гравий, выпирающий из асфальта и вызывающий неприятный гул в машине, все было бы отлично.

Когда встречается действительно хороший асфальт, то он пробуждает мысль о пятой передаче и... недостаточной мощности двигателя, потому что иномарки, как низколетящие самолеты, легко обходят тебя.

Кстати, чем хуже дорога, тем больше ограничений скорости и меньше информативных табличек. Хотя, предварительно изучив маршрут по атласу, я заблудился лишь в Волгограде, который, в отличие от Саратова, нельзя объехать стороной.

Поскольку ГАИ — слепок нашего общества, то и автоинспекторы разные. Всего меня за 1510 км остановили раз десять. По мере удаления от центра производства «стальных коней» проверки участились, достигнув апогея в Ставропольском крае.

Проверки организованы как надо: стоят автоматчики в бронежилетах, кое-где и БТРы. Остановка, проход в помещение, «ваши документы!», запись в журнал — откуда и куда, беглый взгляд в лицо — не пьян ли, ну и, в зависимости от воспитанности, «спасибо» или «счастливого пути!».

Оштрафовали всего один раз, под Ставрополем, когда проехал знак «Стоп», укрепленный на открытых воротах (?!). Старшина с укоризной, но вежливо проводил в вагончик, где офицер (звания за широким воротничком и тулупом не разглядел — может, «старлей», а может, капитан) сделал мне разъяснение и начал выписывать квитанцию. На мое привычное «квитанции не надо» строго сказал: «Я сам решу, надо или не надо». В душе комфортно стало — есть еще гаишники, которые честно выполняют свои обязанности; хотя мог бы и «состричь» с меня 15 тысяч.

А вот в Калмыкии... Я был подготовлен к дороге серьезно — имел новую (за 250 тыс. руб.) автоаптечку, цена которой меня до сих пор возмущает. Так вот, сержант после долгих и бесплодных попыток обнаружить нарушение (а ведь мог бы, если бы учил уроки в ГАИ, — машина была укомплектована одним левым зеркалом заднего вида, на правое у ВАЗа не хватило денег, не было заднего «дворника», стекло забрызгано грязью) предложил мне «съездить в магазин». Безграмотная наглость меня возмутила. Вежливо (как учит журнал «За рулем») попросил разъяснить мне мою вину. Горькая тоска проглянула в глазах сержанта: «Езжайте!».

Через неделю товарищ гнал «четверку» тем же маршрутом, так на границе шахматной Калмыкии с него взяли 15 тысяч за «проезд через территорию республики». А в общем, культура работников ГАИ (это вполне серьезно) стала выше, выросла бдительность. Кстати, камуфляжная форма сына, которая должна была сыграть роль как бы защиты (купил-де машину с охранником), в Ставрополье сработала наоборот. Видимо, близость братской Ичкерии и Буденновска сыграла свою роль. На каждом посту вопрос — кто с вами? куда? почему? и т.д. Я, конечно, не в претензии, наоборот, когда видишь возросшую бдительность, становится спокойнее — на Ставрополье уже не спят.

А КАК ПОКУПКА?

Упрекать товарища Каданникова мне лично не в чем, за исключением легкой «слезливости» почти на всех стыках системы охлаждения.

Проехал весь путь за 26 часов без домкрата, насоса и канистры с бензином и под капот не заглядывал. Осмотрев дома все, никаких отклонений не нашел. Конечно, наша специфика все-таки дала о себе знать: «Литола» везде с избытком — на заправке, открывая лючок горловины, всегда пачкался. А больше претензий нет, вот только 72 силы полуторалитрового «движка» не чувствую, слабо тянет супротив VAZ 21063. Но «умы» с местной СТО подсказали, что полуторалитровые двигатели «по силам» дозревают к десяти тысячам километров.

Внушали некоторую тревогу советы пройти антикоррозионную обработку в первый год эксплуатации и затем каждые два года. И я это сделал. «Вскрытие» показало наличие тонкого слоя «Мовиля» там, где можно было его обнаружить. Обработчик дома постарался (не бесплатно, конечно), и 4 литра «Мовиля 2М» было загнано под компрессором всюду, где возможно, так, что с машины неделю капало, а «аромат» стоит до сих пор.

Шины «Матадор» 165/70 у избалованных южан вызывают ухмылку, но после нашей «Таганки» я не боюсь их шумности, зато ходят, говорят, по 50 тысяч. Как и ожидалось, бренчит передняя панель — но тут надо или идти на переборку, или брать «Джип», или... оглохнуть. Это бренчание слышат все, кроме ВАЗа, причем «самары» по шуму одинаковы.

К автомобилю, как известно, должна быть инструкция. Сейчас эта книжечка превратилась в пособие для человека, который видит авто в первый раз. Если же у вас разрегулируется зажигание, лопнет зубчатый ремень и т.д., доставать эту инструкцию и листать бесполезно — ничего не найдешь.

Для тех, кто отважится на покупку авто вдали от дома, напомню перечень необходимых документов, чтобы не пришлось возвращаться за сотни километров: паспорт транспортного средства, справка-счет, квитанция (счет) об оплате товара, копия лицензии торговца (непросроченная) на право продажи, сервисная книжка с печатью-клеймом «Предпродажная подготовка произведена» (даже если ее и не делали), два транзитных знака (сдаются в ГАИ).

Насчет сверки номеров двигателя кузова (машины) не говорю — очевидно. Ну а что докупать к машине — это уже решает каждый сам по необходимости, возможностям, вкусу и т.д.

ДА, СТОИТ!

А сейчас более подробный ответ на вопрос, вынесенный в начале статьи.

У кого нет лишних денег, а есть время, кто не хочет «кормить» ленивцев из расплодившихся по стране торговых фирм и фирмочек, кто, наконец, солидарен с Пржевальским ("...а жизнь хороша еще тем, что можно путешествовать"), тому рекомендую ехать за машиной в Тольятти.

Созваниваться, списываться и договариваться заранее смысла нет — обстановка меняется очень быстро и данные устаревают, а по схеме, указанной в первой части, вы за два часа выберете то, что можете и хотите. В крайнем случае, если нет лишних денег вообще, при въезде в Тольятти (если едете в автобусе из Сызрани) попросите водителя остановиться у автомагазина — их по пути будет штук пять-шесть.

Слухи о грабежах и налетах, по-моему, преувеличены. Но все-таки будьте осторожны, в пути не останавливайтесь где попало, ночуйте у стационарных постов ГАИ (им, кстати, дано указание не препятствовать ночным стоянкам), не подсаживайте попутчиков или возьмите второго водителя — тогда вопрос с ночевкой отпадает вообще.

Кроме автоатласа имейте туристский компас: когда заблудитесь в городе типа Волгограда — езжайте по компасу, чтобы сильно не отвлекаться на расспросы местных жителей или поисками их глухой ночью.

В остальном руководствуйтесь классовым (водительским) чутьем, ПДД и житейскими правилами: тише едешь — дальше будешь и чем меньше времени в пути, тем меньше вероятность происшествий.

Армавир Юрий ПРОКОФЬЕВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые