Прерванный полет "чайки"

ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ «ЧАЙКИ»

ЗАГЛЯНЕМ В СВЯТЦЫ

ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ «ЧАЙКИ»

Двадцать лет назад в ПАМСе (Производство автомобилей малых серий) ГАЗа кипела работа — срочно собиралась первая партия новых автомобилей большого класса ГАЗ-14. «Чайка» второго поколения должна была, в соответствии с тогдашними традициями, стать «подарком» горьковских автомобилестроителей к 60-й годовщине Октября. О ее судьбе рассказывает заместитель главного конструктора ОАО «ГАЗ» Владимир НОСАКОВ, в те годы — ведущий конструктор ГАЗ-14.

В действительности, автомобиль с порядковым номером «1» (единственный, выкрашенный в темно-вишневый цвет) почти годом раньше — в декабре 1976-го — уже был подарен на 70-летний юбилей большого автолюбителя Леонида Ильича Брежнева. Увы, «Чайка», рожденная к юбилею одного «коммуниста № 1 планеты», прожила весьма недолгую для машин такого класса жизнь. Попав в кампанию борьбы с привилегиями под горячую руку другого «коммуниста № 1» — Михаила Сергеевича Горбачева, она была «показательно» уничтожена. Машину не просто сняли с производства — была разрушена вся технологическая оснастка.

Каждый автомобиль несет в себе черты своей эпохи. В середине 60-х стала очевидной необходимость замены «Чайки» ГАЗ-13. Ее помпезная внешность отлично смотрелась на фоне шпилей знаменитых московских «высоток» и прочих «излишеств» сталинского «барокко», но никак не вписывалась в улицы с блочными пятиэтажками или стеклянно-бетонными параллелепипедами Калининского проспекта. Когда это поняли в «высоких кругах», в Горький полетела соответствующая команда.

На ГАЗе конструкторы в свое время вывели некую «классическую» схему, согласно которой неизбежно изготовление трех серий опытных образцов: первая — чтобы узнать, как не надо делать; вторая — чтобы узнать, как надо делать; третья — чтобы сделать как надо. Новая «Чайка» прошла все эти стадии по полной программе.

В первой серии (1967 год) мы выяснили, что не удастся соединить кузов новой формы с шасси старой компоновки: при низкой крыше высокий капот, накрывающий двигатель, установленный по-старому, нарушал главные пропорции автомобиля. А ведь над дизайном работал поначалу Лев Еремеев, рисовавший знаменитые ЗИМ и «Волгу» ГАЗ-21. Низкая посадка водителя и пассажиров требовала радикального увеличения колесной базы. Были серьезные замечания и по другим узлам и системам автомобиля.

Образцы второй серии имели уже увеличенную по сравнению с ГАЗ-13 колесную базу и колею — на 200 и 50 мм соответственно. Высоту капота ограничили одним метром. Это благоприятно сказалось на внешнем облике автомобиля, улучшив его пропорции. Но вот двигателю и его системам под низким капотом пришлось серьезно потесниться. Новый внешний вид рисовал уже Станислав Волков, тогда — молодой выпускник художественно-промышленного училища им. Мухиной. Предложенный им и принятый вариант едва ли не в самом начале карьеры придал дизайнеру уверенности в своих силах. С каким энтузиазмом лепил он интерьер «Чайки»! Позже он был автором и руководителем дизайн-проектов новых грузовиков среднего класса и «Газели».

Именно на долю второй серии выпали дорожные и стендовые испытания. Тогда еще не было ни расчета прочности кузова методом конечных элементов, ни компьютерных симуляторов испытаний. Зато новенькие дороги Дмитровского полигона наши «чайки» преодолели без замечаний. Куда более тяжелыми оказались скоростные заезды по горным серпантинам Крыма и Кавказа: досталось всем — и двигателю, и трансмиссии, и тормозам, и подвеске, и колесам. Правда, режимы движения были не совсем штатными. Например, при скоростных спусках с перевала Ай-Петри в Крыму шины на поворотах подворачивались так, что стирались об асфальт белые полоски на боковинах. Приключения на маршруте мы назвали «Крым-Кавказ и КЭО ГАЗ» (КЭО — конструкторско-экспериментальный отдел). Дома пришлось серьезно поработать, но через год мы повторили маршрут без всяких проблем. Это были уже приемочные испытания, по результатам которых государственная комиссия рекомендовала ГАЗ-14 к постановке на производство. В конечном итоге последний — восьмой — опытный образец отличался от первого больше, чем тот — от старой модели.

Новая «Чайка» являлась автомобилем большого класса не только в соответствии с типажом, но и по существу. Не используя каких-то сверхоригинальных узлов, а просто путем удачного сочетания известных, мы получили солидный автомобиль с внушительным внешним видом, но не такой громоздкий и тяжелый, как аналогичные лимузины вроде «Линкольна», «Кадиллака» или отечественного ЗИЛа. ГАЗ-14 были присущи и легкость, и динамичность: разгона до 100 км/ч за 15 с и скорости 175 км/ч для семиместного автомобиля было тогда вполне достаточно.

При этом новая «Чайка» была очень комфортабельной. Мягкая подвеска и огромные шины сглаживали даже крупные дорожные неровности, а большая колесная база длинного автомобиля с просторным кузовом, покоящимся на мощной раме, делала езду очень плавной и бесшумной, превращая поездку в особое удовольствие: автомобиль как бы плыл над дорогой, не ощущая ее, и лишь плавно покачивался при движении на высокой скорости.

Представительский лимузин стал полигоном для внедрения новых конструкций, материалов и технологий. На «Чайке» первой из легковых машин ГАЗа появились передние дисковые тормоза. Получили прописку на массовых моделях фароочистители струйного типа, гнутые (цилиндрические) боковые стекла, энергопоглощающая обивка кузова из пенополиуретана. А вот бесшкворневая передняя подвеска, гидромеханическая трансмиссия так и остались уделом мелких серий.

По тем временам машина была весьма насыщена электрической и электронной аппаратурой (одних электродвигателей — от стартера до магнитолы — насчитывалось 17). Салон обогревался тремя отопителями, включенными в систему охлаждения двигателя.

Следует отметить отсутствие выступающих порогов и высокие дверные проемы, облегчающие вход и выход. Все автомобили красили только в черный цвет, а вот у обивки салона было два варианта — бежевый и серо-зеленый.

Существовал и вариант «кабриолет» (он имел индекс ГАЗ-14-05). Один хранится в музее ГАЗа. Делали его исключительно для военных — на таких «чайках» принимали парады в округах. Как и аналогичный ЗИЛ, принимающий главный парад на Красной площади, эти машины красили в серый цвет.

Всего было выпущено 1120 «чаек» второго поколения. Последняя покинула заводские ворота 24 декабря 1988 года. В 1989 году вся технологическая оснастка была уничтожена.

Представительские автомобили — класс довольно консервативный, мало подверженный капризам моды. Не исключено, что заложенные в «Чайке» дизайнерские решения после некоторой модернизации вполне позволили бы ей держаться на рынке и сегодня. По крайней мере, спрос на машину существует до сих пор. Год назад даже собирался техсовет ОАО «ГАЗ», где обсуждалась возможность «реанимации» ее производства. Увы, автомобиль, даже самый хороший, — не храм Христа Спасителя, чтобы возрождать его любой ценой. Хотя «Чайку» с полным основанием можно считать «жертвой политических репрессий».

«Крым-Кавказ» и КЭО ГАЗ.

«Жертва политических репрессий».

Техническая характеристика автомобиля «Чайка» ГАЗ-14 

Двигатель — бензиновый V-образный, с двумя карбюраторами К-114; число цилиндров, клапанов, рабочий объем — 8-16-5526 смз; мощность — 220 л. с. при 4200 об/мин; максимальный крутящий момент — 46 кгс.м при 2500 об/мин; трансмиссия — гидромеханическая; подвеска: передняя — независимая, задняя — зависимая; база — 3450 мм; габарит (длина, ширина, высота) — 6114х2020х1525 мм; снаряженная масса — 2590 кг; максимальная скорость — 175 км/ч; разгон с места до 100 км/ч — 15 с; расход топлива — 16 л/100 км.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии