Европейские каникулы

ЕВРОПЕЙСКИЕ КАНИКУЛЫ

ПУТЕШЕСТВИЯ

ЕВРОПЕЙСКИЕ КАНИКУЛЫ

Наш корреспондент проехал по дорогам 14 стран Старого Света на своей «Таврии»

Ежегодный отпуск бывает у всех. И даже у журналистов ЗР. Наш сотрудник Антон УТКИН решил провести его в путешествии по Западной Европе. Стартовав из Москвы 20 июля, он за месяц проехал на своей «Таврии» почти 10 тысяч километров по дорогам 14 государств, 18 раз пересекая их границы. Мы ждали его возвращения и, конечно, рассказа о путешествии, который, надеемся, будет полезен тем, кто захочет повторить что-то подобное или просто съездить в отпуск в Испанию или Италию «своим ходом».

Готовиться к путешествию я начал еще с прошлого года. Читал путеводители по странам, специальные туристические журналы, расспрашивал знакомых, бывавших за «бугром», обошел множество туристических агентств — в общем, собирал информацию. А задачу себе поставил такую: в одиночку, без чьей-либо помощи, в том числе и родного журнала, объехать за месяц как можно больше стран, увидеть как можно больше интересного и при этом не слишком уж измотаться и потратиться. Последнее было очень важно, чтобы ответить на вопрос: может ли простой российский гражданин за свои собственные деньги съездить на машине в Европу? Как показали предварительные подсчеты, большой (по российским меркам) суммы в 15 миллионов рублей, которую я позволил себе на заграничный вояж, при довольно большом сроке пребывания в «дорогих» странах едва хватило на весьма скромное существование. Поэтому многочисленные советы в путеводителях обедать в «уютных ресторанчиках», жить в N-звездочных отелях и покупать модные вещи «последнего сезона» меня явно не касались.

Конечно, многие отговаривали от поездки. Дескать, первый раз заграницу одному нельзя, надо вначале слетать групповым туром, чтобы осмотреться, приглядеться и т. д. Другие, из числа любителей дальних дорог, говорили: «Куда тебе на машине в такую даль, ты ведь даже в Крым ни разу не съездил. Езжай лучше поездом». Действительно, дальше Тулы я от Москвы на машине еще не отъезжал. Но ведь собирался я не в Сибирь, а в благоустроенную Европу. И за рулем мне приходилось по десять часов крутиться по Москве, наверное, по автобану будет не труднее. Словом, я решился.

Загранпаспорт. Именно с получения этого документа и надо начинать подготовку к поездке. Сейчас районные ОВИРы оформляют его практически всем желающим, в том числе и тем, у кого была так называемая «первая форма допуска». А решает, выдать паспорт или нет, «ответственный товарищ» того предприятия, где вы работали. Отсюда — важный совет. Если вам за последние 15 лет доводилось работать в серьезном месте, обращаться в ОВИР желательно за год до предполагаемой поездки. Ведь тот самый «человек из первого отдела», кому ОВИР посылает запрос, может заболеть, уйти в отпуск, «декрет» и т. д. А без него ваш вопрос никто не решит — в «конторе» с этим строго.

В обычных случаях паспорт могут выдать уже через месяц после подачи документов, и все же заниматься этим стоит не в начале лета, а гораздо раньше. Лично я об этом позаботился за год и поэтому избежал нервного ожидания долгожданной открытки из ОВИРа.

Визы. Для граждан России въезд в любую из стран Западной Европы возможен только при наличии визы — красивой бумажки, которую вклеивают в загранпаспорт в посольстве этой страны. На визе проставлены: срок действия, количество возможных въездов в страну и максимальное количество дней пребывания. Восемь европейских государств (Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Испания, Португалия и Австрия) объединены в единое визовое пространство, внутри которого можно свободно перемещаться, имея так называемую шенгенскую визу, полученную в посольстве любой из этих стран. Причем путешествующим наземным транспортом въехать в шенгенское пространство можно через любую из этих стран, сказав при этом на границе, что вы направляетесь в ту страну, посольство которой выдало визу.

В списке документов, представляемых в посольство для получения любой европейской визы, обязательно должно быть приглашение из соответствующей страны — настоящий «камень преткновения» для каждого, кто хочет путешествовать «дикарем». Ведь у такого туриста приглашения нет и быть не может, а стало быть, его въезд в Западную Европу формально не предусмотрен. Обойти формальности помогают турагентства, предлагающие услуги по оформлению виз. Но большинство из них делает так называемую «бизнес-визу». То есть вас якобы приглашает «по обмену опытом» какая-то зарубежная фирма. В посольствах, видимо, понимают, что все это — «липа» и что человек просто едет посмотреть мир, но иногда принимают «правила игры». Правда, время от времени проверяют подлинность приглашения. И если что не так, то посольство безжалостно наказывает, причем не турагентство, и не фирму-однодневку, выславшую приглашение, а самого несостоявшегося туриста, занося его в «черный список» с запретом на въезд в страну на год, а то и больше. Соответственно, запрет страны — участницы шенгенских соглашений распространяется на все восемь государств группы.

Понятно, я решил не рисковать и стал добывать визы другим методом — бронирования отелей. Суть его такова. Обратившись в турагентство, где занимаются индивидуальными турами, вы заказываете места в отелях на всем протяжении вашего маршрута и полностью их оплачиваете. Отели тут же отправляют вам факсом или через компьютер подтверждения о бронировании — документы, равносильные приглашениям. По ним в посольствах оформляют настоящие туристические визы, правда, только на дни пребывания, согласно забронированным местам. Неудобство здесь в том, что вы должны строго придерживаться запланированного маршрута и сроков проживания в тех или иных городах — любое отклонение означает потерю заранее внесенных сумм. Но зато, оформляя визы самостоятельно, вы не вручаете свой загранпаспорт третьим лицам, а сами доставляете его в посольство — это всегда надежнее.

Большинство турагентств бронируют места лишь в дорогих отелях (от 100 долларов за сутки) — это проще, поскольку там всегда есть свободные места, да и навар за посредничество хороший. Но у меня при недостатке средств было достаточно времени, чтобы найти хорошего туроператора, способного бронировать места даже в самых дешевых молодежных отелях. Для путешествующих на машине это особенно важно. Свобода передвижения позволяет иной раз отказаться от забронированного места и переночевать где-нибудь в другом городе, а потеря 15–20 долларов за ночь не так болезненна.

Итак, пошли первые расходы на поездку. Бронирование пяти дней в Австрии обошлось в 700 тысяч рублей, пяти дней в Италии — в 515 тысяч и пяти дней в Швейцарии — в 800 тысяч. В итоге я получил на руки по два экземпляра подтверждения о «броне» в шести молодежных отелях в трех странах.

Теперь можно было штурмовать посольства. Ставшие притчей во языцех очереди у их дверей — это целый мир, законы которого мне предстояло постичь, так же как я когда-то постигал законы очередей в ГАИ. Правда, здесь несколько иной контингент — в основном, культурный. Нет тут ребят, только что вымывших руки бензином, не гуляет по рядам веселый матерок, и читают тут, преимущественно, не вынутые из кармана газетки, а пухлые томики.

Описывать подробно, что и в какой последовательности я делал, нет смысла. В каждом посольстве свои порядки, а ситуация постоянно меняется. Срок оформления — где месяц, а где — всего один день. В одном посольстве берут консульский сбор наличными рублями, в другом заставляют ехать в строго определенный банк. Тому, кто впервые пойдет за визой, могу посоветовать не пытаться сдать документы в первый же день, наскоком. Все равно ничего не получится. Лучше подъехать часам к девяти утра, когда здесь больше всего народа, и получить исчерпывающую информацию.

Особо надо сказать о страховых полисах. Так, Австрия требует медицинскую страховку на все дни пребывания, Швейцария — еще и страховку на машину — «Зеленую карту» (для тех, кто едет своим транспортом). Причем признают только полисы самых крупных компаний. Обе страховки я оформил в «Ингосстрахе». Медицинскую на 27 дней — за 310 тысяч рублей и «Зеленую карту» на «Таврию» (срок действия — 1 месяц) за 439 тысяч.

Сдать документы в австрийское посольство мне удалось лишь на четвертый день, в итальянское — уже на второй (вот что значит школа!). Слухи о недоступности швейцарского посольства оказались вымыслом. Там как раз работают лучше всего. Документы принимают быстро и без вопросов, а визы выдают уже на следующий день. Консульские сборы составили: Австрия — 180 тысяч рублей, Италия — 197 тысяч, Швейцария — 160 тысяч.

Австрийскую визу я получил только национальную — на тот момент эта страна еще не входила в Шенген. Сама же шенгенская виза потребовала дополнительных расходов. Ее мне оформили в турагентстве за 850 тысяч рублей без всякого бронирования отелей. На это я пошел, поскольку не знал точно, где я окажусь в последнюю неделю путешествия. К тому же визу сделали, как и обещали, чисто туристическую, безо всяких там липовых «бизнес-приглашений».

Итак, свыше четырех миллионов рублей было истрачено еще до начала поездки.

Деньги. Самый простой и наиболее распространенный у нас способ для загранпутешествий — взять с собой несколько стодолларовых купюр. Туриста из России в Европе безошибочно узнают не только по спортивному костюму, но и по стодолларовой бумажке в руке. Другой способ, позволяющий избежать двойного обмена валют и сэкономить на банковских комиссионных, — прямо в Москве поменять рубли на всевозможные франки, шиллинги, гульдены и т. д. Но для того, кто хочет объехать с десяток стран, он малопригоден — никогда не знаешь заранее, где сколько потратишь, и все равно придется менять одну валюту на другую.

«А не рискованно ли везти с собой наличные?» — попытался я выяснить у «бывалых» знакомых. «Конечно, рискованно, — был ответ. — Ведь тебе придется задекларировать на таможне всю валюту свыше 500 долларов. А значит, всем „заинтересованным лицам“ сразу станет известно, что „тут проехал один клиент с двумя штуками баксов“. Посуди сам, старик, далеко ли ты после этого успеешь отъехать в глубь польской территории? Ну десять, ну двадцать километров, а потом тебя догонят...».

Короче, я решил воспользоваться третьим, самым безопасным и цивилизованным способом — завести себе международную пластиковую карточку. Собрав кое-какую информацию и вникнув в проблему, пришел к выводу, что мне нужна одна из двух карточек: Visa Classic или Evrocard/-Mastercard Standart. Теперь осталось выбрать банк, который бы мне ее оформил. После того как я объехал с десяток самых крупных, мои представления о банках, навеянные фильмами о западной жизни, несколько изменились. Как выяснилось, российские банки вовсе не встречают как родного каждого, кто пожелает открыть счет, а, напротив, тщательно выбирают себе клиентов, как в былые годы таксисты выбирали пассажиров. Во-первых, большинство из них сразу отметает тех, кто не имеет... московской прописки. Меня это не касалось. Во-вторых, спецслужбы банков проводят проверку потенциальных клиентов (обычно в течение двух недель), примерно так же, как проверяли людей на «почтовых ящиках». И вполне возможно, что человеку с неподходящей биографией в выдаче карточки будет отказано. И в-третьих, многие банки выражают свое недоверие к клиенту и вовсе в открытой форме, требуя внести крупный залог — так называемый страховой депозит, на тот случай, если он потратит денег с карточки больше, чем положено.

Соответственно и я оставил за собой право вычеркивать из своего списка чрезмерно разборчивые банки. К сожалению, в их число попал и наш родной надежный Сбербанк, запросивший помимо 1500 долларов на счет еще столько же в качестве залога. В других банках залог за карточку был поменьше, но я принципиально оставил в списке только те, которые вообще не требовали страхового депозита и разрешали тратить с карточки всю внесенную в банк сумму. Осталось только выбрать из них наиболее надежный, что я и сделал, ознакомившись с опубликованными в специальных изданиях рейтингами.

И вот после проверки на благонадежность и еще недельного срока изготовления карточки мне выдали новенькую Evrocard/Mastercard.

Машина. Совсем еще свежая «Таврия» с пробегом 7 тысяч километров была основательно подготовлена к поездке. Непосредственно перед стартом — полное ТО с подтяжкой всего крепежа и проверкой всех узлов. В двигатель — импортное минеральное масло класса вязкости 20W50. На случай проверок по строгим европейским нормам, я довел содержание СО в отработавших газах до 0,5%. В надежности машины я был уверен, поскольку практически все в ней, включая двигатель, перебирал лично. Лишь три агрегата — коробку передач, стартер и генератор не трогал. Но их нормальная работа внушала надежду, что там все собрано как надо. Тем не менее, я положил в багажник все, что может пригодиться для самого сложного ремонта, включая съемники. В дорожный комплект запчастей весом около 30 кг вошло только самое необходимое, без чего машина не может двигаться самостоятельно. На всякий случай взял 10-литровую канистру с бензином. Таким образом, предметами технического назначения оказался заполнен весь багажник. Все остальное, включающее массу нужных и не очень вещей, которые могут понадобиться человеку в течение целого месяца автономного существования, разместилось в салоне.

Заднее сиденье складывать не стал, зато совсем снял переднее правое. На его месте стояли дорожные сумки, а на них лежал чемодан, образуя удобный столик для дорожных карт и обедов в пути. На заднем сиденье лежала кое-какая одежда и припасенные в дорогу продукты. Из еды взял только то, что не портится при хранении в раскаленной на солнце машине: несколько пачек печенья и импортные сухие супы в пенопластовых стаканах. Но это на крайний случай, ибо твердо решил путешествовать цивилизованно — никаких примусов, кастрюль, палаток и ночевок в машине. Зато разных соков в 200-граммовых пакетах взял целую сумку.

Старт. 20 июля, 7 часов утра. В несколько заторможенном состоянии укладываю в машину все, что не было уложено накануне, и трогаюсь в путь. Вышел на «минку». Скорость — 100. Первые три часа еду как бы не совсем сознавая куда и зачем. И только когда промелькнул знак «281», а за ним табличка «Река Днепр», понял, что заехал уже слишком далеко, «точка возврата» пройдена, впереди у меня неизведанная Европа, — настоящая АВАНТЮРА началась.

Фото автора

Продолжение следует

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые