Смотрите, завидуйте. я — "туринг-кар!"

СМОТРИТЕ, ЗАВИДУЙТЕ. Я — «ТУРИНГ-КАР!»

СПОРТ

СМОТРИТЕ, ЗАВИДУЙТЕ. Я — «ТУРИНГ-КАР!»

Спросите любого знатока автоспорта: какая страна самая что ни на есть гоночная? Он тут же выпалит: США! Но потом призадумается и добавит: нет, пожалуй, все-таки Великобритания...

Сергей ЗИНОВЬЕВ

Действительно, по количеству самых разных гонок и их участников Штаты, возможно, и опережают весь остальной мир. Но что касается содержания, то тут с Объединенным Королевством едва ли кто сравнится. Требуются доказательства? Пожалуйста. Больше половины всех команд формулы 1 — английские (добавим — восемь английских пилотов завоевали 12 титулов чемпиона мира в этом самом престижном в автоспорте классе машин). Две из четырех заводских команд, участвующих в чемпионате мира по ралли, базируются в Туманном Альбионе. Британские фирмы «Рейнард» и «Лола» создают и продают всей планете автомобили различных гоночных формул. Даже патриотически настроенные американцы ими не брезгуют, а недавно пара «рейнардов» поселилась и в России!

Но Англия вправе гордиться не только концентрацией талантливых гонщиков, инженерных умов, самыми передовыми в современном автоспорте технологиями, а еще и, на первый взгляд, скромной серией кольцевых гонок на легковых автомобилях, именуемой ВТСС («Бритиш Туринг Кар Чемпионшип»).

«Я считаю ВТСС самой сложной в мире серией гонок машин класса „Супер-Туринг“, — сказал немец Франк Биела сразу после того, как стал ее победителем, — потому что в ней участвует наибольшее количество заводских команд и множество сильных гонщиков». Победа в сезоне-96 досталась 32-летнему Франку без особого напряжения — соперники не смогли оказать полноприводному " Ауди А4" ожесточенного сопротивления, но все равно он прав.

Легковые автомобили на спортивном жаргоне величают «кузовами», подчеркивая тем самым, что это не какие там открытые всем ветрам формулы или багги. Незаурядных «кузовных» чемпионатов в мире немало: французский, два немецких (DTM и ADAC), итальянский. Но ни один не может похвастать таким вниманием к себе со стороны фирм — производителей автомобилей и, следовательно, телекомпаний, как ВТСС. На консервативной Англии словно свет клином сошелся! Кто только не посягал на лавры ВТСС — «Альфа-Ромео» и «Ниссан», «Форд» и «Вольво»! Видимо, отчаявшись добиться успеха, покинула первенство «Тойота», но тут же явилась «Хонда». Выиграв в 1994 году титул, гордо удалилась за Ла-Манш БМВ — оттуда моментально перепрыгнула «Ауди». Здесь все время что-то меняется, что-то происходит, кроме одного — заводских команд много, и популярность ВТСС из года в год растет.

Почему? Да потому, что ни в одной другой стране нет такого количества больших и малых фирм, фирмочек и фирмищ, специализирующихся на подготовке автомобильной техники для спорта. Услугами наиболее солидных из них, кстати, пользуются почти все автомобильные компании, представленные в ВТСС. Например, подготовкой " Peugeot 406" ведает компания MSD, над " Volvo S40" корпели инженеры не менее известной TWR, а кольцевые "лагуны" выезжают из ворот отделения империи Фрэнка Вильямса — владельца "одноименной" команды формулы 1. 

Всего в сезоне-97 в ВТСС выступают восемь заводских команд, в каждой по два пилота. Гонщиков сильных среди них и впрямь немало, а вот по-настоящему известных... Впрочем, чем не звезда Дерек Уорвик, защищающий цвета «Воксхолла»? Лучшие годы 44-летнего англичанина, разумеется, уже позади, однако совсем недавно в услугах ветерана нуждалась та же формула 1, а пять лет назад Уорвик был победителем «24 часов Ле-Мана». Или 30-летний «первый номер» «Вольво» швед Рикард Райделл — экс-чемпион мира по картингу и призер розыгрышей Гран-при формулы 3. Да и Франк Биела в «кузовном кольце» — авторитетная фигура: на его счету победы в чемпионатах Германии, Франции, а теперь вот и Великобритании. Если чего в ВТСС и не хватает, так это перспективной молодежи — средний возраст пилотов переваливает здесь за тридцать пять. Но не потому, что в Англии перевелись талантливые парни, просто команды предпочитают опытных.

На трассах ВТСС вы не увидите ни спортивных купе, ни родстеров, ни хэтчбеков. Чемпионат живет по законам международного класса «Супер-Туринг» (по-немецки «Туренваген», по-русски — «Супертуризм»): на старт допускают только серийные четырехдверные седаны с двигателем до 2 л (16 клапанов, впрыск, но без турбонаддува). Лошадиных сил — под триста, скорости — за двести.

Большинство трасс — узкие и извилистые, прямо-таки провоцирующие контактную борьбу. Но пилоты стараются избегать столкновений — большой риск остаться ни с чем: 40-45-мильные заезды быстротечны, и если потеряешь хотя бы пять секунд — отыграться не успеешь. Шансы участников уравниваются применением так называемого «весового гандикапа» — более быстрые автомобили догружаются специальным балластом. Тем не менее, в каждом сезоне есть аутсайдеры и фавориты.

Прошлогодний триумф «Ауди» отчасти объясняется тем, что в славном семействе А4 есть полноприводная модификация. Соперники же ничего, кроме переднеприводных машин, выставить не могли. Казалось, победное шествие баварской марки неизбежно продолжится и в 1997 году, но... коса «Ауди» нежданно-негаданно нашла на камень «Рено». На первых двух этапах (всего их 12, и каждый состоит из двух зачетных заездов) не было равных французу Алану Меню. На третьем и четвертом чуть посильнее его «Лагуны» выглядели «хонды-аккорд» итальянца Габриеле Таркуини (тоже, между прочим, экс-пилот формулы 1) и англичанина Джеймса Томпсона, а один из заездов выиграл Биела. Несмотря на это, обеспокоенное руководство «Ауди-Спорт Ю-Кей» потребовало уменьшить массу балласта на своих автомобилях, считая, что 95 кг «перевеса» — это чересчур много даже для чемпионских машин. Организаторы любезно уважили просьбу: «ауди» полегчали на 30 кг и... На следующих четырех этапах Биела отличился только единожды, тогда как Меню одержал шесть побед из восьми возможных. После седьмого этапа, прошедшего в Крофте, его отрыв от ближайшего преследователя — «вольвовца» Райделла — достиг 91 очка!

Поскольку в одном заезде можно набрать лишь 15, а заездов осталось всего десять, вопрос о будущем чемпионе отпал — редчайший случай для британского «Туринг-Кара». Только чудо может на этот раз помешать французу, трижды (!) вице-чемпиону ВТСС, избавиться от порядком надоевшей приставки «вице». А вот Франку Биеле, похоже, придется изрядно попотеть, если он хочет завершить сезон хотя бы в тройке призеров. Райделл очень стабильный гонщик и не слишком-то уступчив, наступают на пятки новобранец «Рено» Джейсон Плато и агрессивный экс-чемпион Таркуини.

Похожая картина и в зачете марок, который ценится командами гораздо выше зачета пилотов. «Рено» — далеко впереди, а «Вольво», «Хонда» и «Ауди» сражаются за вторую позицию, как говорится, не считаясь с потерями. «Ниссан» с моделью «Примера» держится пятым — неплохо для дебютанта чемпионата. А вот «Пежо», «Форду» («Мондео») и «Воксхоллу» («Вектра») впору скорее думать о следующем сезоне, чем о концовке нынешнего. Надо срочно что-то предпринимать, иначе их положение может стать еще хуже — из-за двух океанов грозятся прийти в «Туринг-Кар» «Мицубиси» и «Хёндэ».

Что и говорить, чемпионат ВТСС давно не умещается в рамках национального и, можно сказать, сам себе уже не принадлежит. Здесь нет ни одной стопроцентно британской команды (ведь «Воксхолл» — это, по сути, «Опель»), а за последние пять лет чемпионами четырежды становились иностранные гонщики. Везет же этим англичанам!

Автомобили в плотном строю можно увидеть не только сразу после старта, но и на финише!

Франк Биела — чемпион прошлого года в самой сложной из «кузовных» серий гонок.

Рикард Райделл (справа) и Кельвин Барт получили в этом сезоне новые «вольво-S40» взамен «850-х».

Дебютант чемпионата «Ниссан» выступает не хуже некоторых старожилов.

Снаружи — обычный седан. Внутри... кабина самолета?

Фото DPPI и «Вольво»

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии