Закон во имя жизни: как снизить уровень смертности на дорогах

Сводки ДТП напоминают времена открытых военных действий — десятки жертв и сотни раненых людей. Оказывается, больше всего жертв фиксируется в авариях большегрузного транспорта — грузовики не оставляют шансов ни водителям, ни другим участникам аварии, автобусы — своим пассажирам. Всего же, по информации ГИБДД, в подобных «большегрузных» ДТП погибает до 2 тысяч человек в год. Во многих случаях причиной трагедий становится невнимательность и неосторожность водителей: превысил скорость, выехал на «встречку», не справился с управлением.

Отследить причины

В результате ДТП с участием туристического автобуса в Башкирии пострадали люди

В результате ДТП с участием туристического автобуса в Башкирии пострадали людиРоссия. Башкирия. 22 июля 2015. На месте ДТП с участием туристического автобуса, следовавшего по маршруту Анапа-Магнитогорск, на 56-м км трассы Уфа — Инзер — Белорецк.
Россия. Башкирия. 22 июля 2015. На месте ДТП с участием туристического автобуса, следовавшего по маршруту Анапа-Магнитогорск, на 56-м км трассы Уфа — Инзер — Белорецк.
Россия. Башкирия. 22 июля 2015. На месте ДТП с участием туристического автобуса, следовавшего по маршруту Анапа-Магнитогорск, на 56-м км трассы Уфа — Инзер — Белорецк.

По словам экспертов, проследить за тем, что же стало причиной ДТП, можно опираясь на показания тахографа. Это своего рода «черный ящик» для грузовиков и автобусов, который регистрирует, сколько времени водитель отдыхал, по какому маршруту и с какой скоростью ехал. Необходимость установки данных устройств на коммерческий транспорт предписал Федеральный закон 1995 года. Однако и сегодня далеко не все грузовики и автобусы оборудованы тахографами.

Если зайти на сайт ГИБДД, то можно обнаружить интересную статистику. По ней видно, что проверка на наличие тахографа осуществляется по всей стране ежедневно. На сегодняшний день выписано более 100 000 административных штрафов за отсутствие прибора.

Правда, с необходимостью оборудования тахографами тут же появились умельцы, которые научились редактировать показания этих «самописцев». Установка старых версий оборудования, на которых это возможно провернуть, сейчас запрещена, однако, народные мастера в гаражных автосервисах продолжают ставить аналоговые тахографы и выдавать справки об установке задним числом. Деятельность таких сервисов никем не регламентируется и не контролируется.

Закон и порядок

1449069372_img_8834

1449069372_img_8834

В 2013 году дело впервые начало сдвигаться в мертвой точки. Минтранс определил категории машин, которые необходимо оснащать тахографами. Следом вступила в силу и статья КоАП 11.23, в которой предусмотрены штрафы за эксплуатацию грузовых машин без тахографов. Но дело снова начало тормозиться. Оказалось, что в стране нет единого органа, который может регулировать деятельность компаний, занимающихся продажей и установкой тахографов. По факту тахограф обеспечивает непрерывную регистрацию режима движения, маршрута и скорости транспортного средства, отдыха и труда водителей. Понятно, что собственники транспортных компаний устанавливать тахографы не особо спешат. Тем более нового образа, которые имеют оснащение криптозащитой — средством хранения и ограничения доступа к информации. Каждые 3 года тахограф подвергается обязательной калибровке, замене и активации блока критозащиты.

В скором времени в Правительство РФ будет внесен на рассмотрение проект о внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Затем его рассмотрят в Госдуме. Новый законопроект предлагает обязать всех владельцев автобусов и грузовых машин, и предпринимателей, и физлиц, устанавливать на своем транспорте тахограф. Ведь нет никакой разницы, кто владеет транспортным средством — он в любом случае в ответе за жизнь и здоровье своих пассажиров и водителей.

Стоит отметить, что в Европе автопарк оснащается тахографами с 1970 года, и по статистике благодаря тахографам за последние 10 лет в странах Евросоюза количество ДТП с участием грузового и пассажирского транспорта снизилось на 22%, со смертельным исходом — на 55%.

Законопроектом также предлагается ввести в Уголовном кодексе Российской Федерации статью, предусматривающую ответственность в отношении должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение режима рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или смерть.

Помимо этого законопроект имеет еще ряд важных дополнений, но по факту все они сводят к одному — впервые в России серьезно заговорили о том, чтобы взять под контроль уровень смертности на дорогах.

По материалам «Эксперт онлайн»

Фото: ГУ МЧС РФ по Башкирии/ТАСС и «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии