Под колесами — дороги австрии

ПОД КОЛЕСАМИ — ДОРОГИ АВСТРИИ

АВТОЗАРУБЕЖЬЕ

ПОД КОЛЕСАМИ — ДОРОГИ АВСТРИИ

Австрийцы называют свою страну мостом, соединяющим Западную Европу с Восточной. Автопутешественники, не говоря уж о «дальнобойщиках», обычно проезжают ее насквозь: мост — он и есть мост. Должно быть, поэтому об Австрии пишут мало. ЗР уделил ей страницу... 32 года назад (оттуда позаимствован заголовок) — так не пора ли вновь заглянуть на родину Моцарта?

Леонид САПОЖНИКОВ

Вена — Зальцбург

«ЗНАКИ НА АВСТРИЙСКИХ ДОРОГАХ РЕДКИ...»

(ЗР, 1965, № 3)

О том, как со знаками обстоит дело сегодня, судите сами. Этот снимок я сделал рядом с венским аэровокзалом, пройдя по земле Австрии первые сто шагов. И вспомнился не Моцарт, а дотошный кадет Биглер из «Бравого солдата Швейка», «усердие которого граничило с...» Кто забыл с чем именно, прочтет в третьей части первоисточника.

Особенно умилил знак «Неровная дорога». Где же тут неровность, господа? А-а-а, это гладкий асфальт переходит в аккуратную брусчатку! Красиво жить не запретишь.

На загородных дорогах знаков, конечно, не так густо. Но нередко впечатляют таблички, указывающие зону действия знака с непостижимой для нас скрупулезностью. Например, обгон запрещен на участке длиной 958 м — ни метром больше, ни метром меньше. Всем известно, что одометр не отсчитывает пройденное расстояние с такой точностью. И не надо! Зато табличка не позволяет усомниться в обоснованности запрета.

«МНОГОЕ НАМ ПОКАЗАЛОСЬ НЕОБЫЧНЫМ И ДАЖЕ СТРАННЫМ...»

(ЗР, 1965, № 3)

Мне довелось поездить по Австрии дважды — летом этого и прошлого года — в числе журналистов с «восточноевропейского берега», приглашенных фирмой «Опель» на тест-драйвы. В первый же день я испытал некоторое потрясение.

Узкая дорога в горах, по ряду в каждом направлении. На одной из полос — ремонт. С обеих сторон ремонтной зоны — по передвижному (на колесиках!) светофору. Нам горит красный, а встречным, соответственно, зеленый. Но встречных нет. Длина участка каких-нибудь 200 м, вполне можно безопасно проскочить... Но все как один автомобили стоят терпеливой безмолвной вереницей в ожидании зеленого. «Орднунг ист орднунг»...

Минут через пять, заскучав, я съехал на смотровую площадку. На ней была установлена мощная, никем не охраняемая подзорная труба. Да не простая, а платная (опусти монету и рассматривай себе снежные альпийские вершины). Таких труб я потом увидел вдоль дороги с десяток. И никто, представьте, их не крадет, не калечит. Факт вроде бы не имеющий отношения к дорожной дисциплине, но это только на первый взгляд...

В нашем распоряжении были «опели» разных классов. Пересаживаясь с мощной «Зинтры» на «Корсу» с литровым двигателем, я внутренне настроился на то, что сзади будут «давить» фарами. Но здесь это — из ряда вон выходящий случай. Если уж заднему очень сильно не терпится выйти вперед, он включит указатель левого поворота и будет неотрывно следовать за тобой так, пока не поймешь намек...

Спокойная, доброжелательная атмосфера на австрийских дорогах объясняется и нормальным воспитанием, и тем, что многочисленным водителям-женщинам чужды гоночные амбиции. Но есть еще одна объективная причина. Здешний парк легковых машин достаточно однороден (наиболее распространены «Гольф» и его одноклассники). А значит, динамические возможности автомобилей в потоке движения более или менее одинаковы. Вспомним: и мы были терпимее друг к другу, когда ездили в основном на «москвичах»...

Миф о том, что на Западе меняют машины, как перчатки, к Австрии уж никак не относится. Даже в центре Вены можно увидеть автомобили со следами сквозной коррозии. Нас, конечно, этим не удивишь, но необычно другое: их владельцев не штрафуют и не отправляют домой с техосмотра. Считается, что главное — содержать в порядке все узлы и системы, от которых зависит безопасность.

Средняя зарплата в Австрии невысока (в пересчете с шиллингов — примерно 1000 долларов), а цены машин сопоставимы с германскими. Очень дорого содержание автомобиля: одна лишь аренда места в коммунальном гараже обходится не меньше 150 долларов в месяц. Литр бензина «Супер» стоит примерно 1 доллар. Дизтопливо тоже дорогое, но все же ощутимо дешевле — около 80 центов. Не случайно почти 50% австрийских покупателей выбирают дизельный автомобиль, тем более что ежегодный налог на него сравнительно мягок.

«КИЛОМЕТРОВЫХ СТОЛБОВ ЗДЕСЬ НЕТ...»

(ЗР, 1965, № 3)

Наверное, их тогда действительно не было. А может, автор той статьи их просто не заметил. Они совсем низенькие, «лилипутские», потому что... не так уж и нужны.

У нас без километрового столба — никак. Объясняя водителю дорогу, вернее всего назвать километр, на котором нужно повернуть. Вызывая ГАИ или техпомощь, опять-таки нужно указать километр. В Австрии же на автобанах четко (слепой увидит!) обозначены и пронумерованы съезды на другие дороги: «Exit 1», «Exit 2» и т. д. «Вам нужен съезд номер 17», — чем не объяснение? А дежурным полиции и других экстренных служб достаточно знать, с какого телефона звонят. Вот эти телефоны, не в пример километровым столбам, на автобанах хорошо заметны днем и ночью: желтые, с большим светоотражающим глазом спереди и сзади. До ближайшего, даже если на своих двоих, — не более 5 минут.

Полиция (а в сельской местности — жандармерия) не только помогает на дороге, но и карает. Чаще всего — за слишком быструю езду. В Австрии на автобанах разрешена максимальная скорость 130 км/ч, на прочих загородных дорогах — 100, в населенных пунктах — 50 км/ч. Блюстители порядка любят устраивать двойную засаду: после первого радара успокоившийся водитель жмет на газ, а его встречает второй... Штрафы суровы, но нас Бог миловал. Однажды довелось увидеть на обочине страдальческое лицо штрафуемого двумя жандармами, и, право же, эта беззвучная сценка была очень красноречива.

Немного выпить и сесть за руль здесь разрешается. Но если содержание алкоголя в крови превысит 80 промилле (0,08%), будь готов за одно лишь это к шести неделям тюремного заключения или штрафу в 3 тыс. шиллингов (примерно $250). От заслуженного наказания, говорят, не спасет даже родство с покойным императором Францем-Иосифом.

Такие вот порядки и обычаи на «мосту» между двумя Европами.

Плотность дорожных знаков на 1 м2 в районе Венского аэровокзала составляет... (вверху).

Даже на высокогорном серпантине к вашим услугам — телефон.

Через 958 м можно снова обгонять — но ни метром ближе!

На дорогах Австрии могут встретиться транспортные средства самого необычного вида.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые