Прохлада или тепло — по заказу

ПРОХЛАДА ИЛИ ТЕПЛО — ПО ЗАКАЗУ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ПРОХЛАДА ИЛИ ТЕПЛО — ПО ЗАКАЗУ

Система отопления и вентиляции VAZ 2110

Все больше и больше «десяток» сходит с вазовского конвейера, все чаще встречаем мы их на наших дорогах. Сегодня владельцы этих машин уже не по журнальным публикациям, а на личном опыте убеждаются в реальных достоинствах новой модели, ее преимуществах перед «восьмерками» и «девятками». Одно из них — более совершенная система отопления и вентиляции. С ее особенностями знакомит ведущий инженер-конструктор КБ систем кузова НТЦ ВАЗа Александр СВИРИДОВ.

Отопитель «десятки» мы создавали, памятуя о всех недостатках, присущих «восьмерочному», и поэтому они сильно разнятся. Основное отличие в том, что в привычном виде (как единый агрегат) его на новом автомобиле попросту нет. Отопитель (радиатор с двумя заслонками и вентилятор) вместе с коробкой воздухопритока объединен в блок, отделенный от систем управления температурой и распределением воздуха.

Каждый, кому пришлось заниматься демонтажем «восьмого» отопителя, знает, насколько сложна и трудоемка эта операция. Так вот, на «десятке» он монтируется из моторного отсека, а не из салона, как «восьмой», что намного проще и удобнее. Кстати, установка его при сборке на конвейере рассчитывалась на роботов. Тем не менее демонтаж отопителя VAZ 2110 тоже не прост. Так, предварительно потребуется снять панель приборов и корпус воздушного фильтра с двигателя. Однако для замены, скажем, радиатора или вентилятора теперь нет необходимости, как на предыдущих моделях, снимать отопитель. Их можно легко заменить прямо на автомобиле.

Между ветровым стеклом и капотом VAZ 2110 установлено так называемое жабо. Это не дизайнерский изыск, а функциональная деталь. Буртик жабо, расположенный вдоль кромки стекла, предотвращает попадание в коробку воздухопритока всего того, что сползает вниз по стеклу — опавших листьев, пуха, насекомых и т. п. Кроме того, входные отверстия для воздуха закрыты решетками, поэтому в новом отопителе вы не услышите шуршания сухих листьев, что нередко наблюдалось в «самарах».

В коробке воздухопритока перед вентилятором предусмотрена возможность установки теплообменника кондиционера. Так что при желании систему отопления можно превратить в климатическую установку (так называют устройство, работающее и в режиме отопителя, и в режиме кондиционера). При этом блок системы автоматического управления отопителем (САУО) заменяется на другой — управления климатической установкой (САУКУ). Кстати, такой вариант мы полностью проработали, но пока не нашли поставщика элементов кондиционера.

Радиатор отопителя расположен почти горизонтально, и этим сведена к минимуму вероятность концентрации в нем пузырьков воздуха, которые снижают его эффективность (ощутимый недостаток «восьмого»). Наряду с этим радиатор снабжен пароотводящей трубкой, соединенной с воздушной частью расширительного бачка. Эти нововведения позволили полностью исключить образование паровых пробок. Сам же радиатор отопителя на две трети унифицирован с «восьмым» — оригинален только левый бачок с пароотводящим штуцером.

Одно из достоинств системы отопления «десятки», которое будет, несомненно, оценено ее владельцами, — ликвидирован «как класс» «любимый» всеми кран отопителя. Этим решением убито два зайца: исключается возможность течи (болезнь «восьмеркок») и сводится на нет инерционность, присущая системам с регулировкой температуры «по воде». (Это, кстати, особенно проявляется на «классике», где желаемый тепловой режим достигается лишь после нескольких регулировок с весьма длительным интервалом между каждой.)

Изменен принцип расслоения теплого и холодного воздуха. Если установлено промежуточное положение регуляторов температуры, то более теплый воздух попадает к ногам, а прохладный — на ветровое стекло и вдоль него — в верхнюю часть салона (в «восьмерке», к сожалению, происходит наоборот). И только при установке «задатчика» (о нем чуть позже) в положение, соответствующее максимальной температуре, одинаково горячий воздух будет поступать и вниз, и вверх.

Система распределения воздуха не имеет отдельных воздуховодов — воздушными каналами служат внутренние части панели приборов. С одной стороны, такое решение позволяет упростить конструкцию, но с другой — повышается аэродинамическое сопротивление каналов. На краях панели приборов расположены сопла, подающие подогретый воздух на стекла передних дверей — туда, где должен быть свободный обзор наружных зеркал заднего вида.

Способ подачи подогретого воздуха в зону ног пассажиров заднего сиденья тоже иной. В качестве воздуховода здесь использована декоративная накладка тоннеля пола. От нее по полу под передними сиденьями протянуты пластиковые воздуховоды — теплый воздух подается непосредственно к ногам задних пассажиров.

Заслуживает внимания и система вытяжной вентиляции. Из салона воздух забирается через щели между обивками и внутренними панелями дверей, а отсасывается наружу через выходные отверстия в торцах всех четырех дверей. Здесь есть своя «изюминка»: в отверстиях имеются клапаны, которые, пропуская воздух из салона, препятствуют проходу его с улицы внутрь автомобиля. Именно благодаря им «десятка» в холодное время сохраняет тепло гораздо дольше, чем довольно быстро вымерзающая «девятка».

В конструкции «десятого» отопителя изменены принципы управления, распределения и регулирования температуры воздуха. И это одно из главных его достоинств и преимуществ по сравнению с предшественниками семейства VAZ 2108, 2109. Мы отказались от гибких тяг управления заслонками, с которыми связано множество проблем как при установке (сложная, трудоемкая регулировка), так и в процессе эксплуатации (окисление тяг приводит к увеличению усилий на рычагах и, возможно, к их заеданию).

Система управления отопителем работает теперь в автоматическом режиме. Водителю достаточно задать требуемую температуру в салоне, повернув рукоятку на панели блока до соответствующего деления, а все остальное сделает автоматика. Блок управления «принимает к сведению» заданную температуру и сравнивает ее с той, что в салоне. Последняя определяется датчиком, расположенным на потолке, позади плафона освещения. В нем находится микровентилятор, прокачивающий воздух через специальную полость, где и помещен датчик, определяющий температуру. Оттуда подается соответствующий сигнал на микромоторедуктор, управляющий положением заслонок, которые регулируют количество воздуха, проходящего в салон через радиатор отопителя или минуя его. Таким образом в салоне поддерживается заданная водителем температура с точностью до двух градусов, даже при различных режимах движения (независимо от оборотов двигателя и, соответственно, количества охлаждающей жидкости, прокачиваемой через радиатор отопителя).

Вторая вращающаяся рукоятка управляет режимами вентилятора. Если поставить указатель в положение «А», то автомат сам выберет и включит требуемую скорость либо выключится совсем. При положении «1» принудительно включается средняя скорость, а при положении «2» — максимальная, но и при этом будет поддерживаться заданная температура.

Распределение воздуха водитель регулирует рукояткой, перемещающейся в вертикальной плоскости. Кроме трех обычных положений — «вентиляция салона», «обдув ветрового стекла» и «обогрев салона», — система имеет два промежуточных: «обдув ветрового стекла — вентиляция салона» и «обдув ветрового стекла — обогрев салона».

Еще одной отличительной особенностью этой системы является режим рециркуляции, предназначенный главным образом для машин, укомплектованных климатической установкой: он предотвращает доступ наружного воздуха в салон, повышая эффективность кондиционера. Для этого достаточно нажать кнопку на консоли слева от рукояток отопителя. Заслонки системы рециркуляции приводятся в действие от разрежения, «забираемого» из впускного коллектора (кнопка управляет электроклапаном), поэтому срабатывают только при работающем двигателе.

Если же автомобиль оборудован отопителем, а не климатической установкой, режим рециркуляции пригоден только для «отсечения» наружного воздуха. Попытка с ее помощью повысить эффективность системы отопления может привести к быстрому «запотеванию» стекол, особенно когда в автомобиле 4–5 человек. Выделяемая с дыханием влага не будет выводиться из салона, а начнет конденсироваться на холодных поверхностях, в первую очередь на стеклах.

Таковы в общих чертах особенности новой вазовской климатической системы, опыт эксплуатации которой будет весьма интересен ее разработчикам. Сообщайте о нем и через журнал «За рулем».

Схема системы отопления:

1 — радиатор; 2 — вентилятор;

3 — термовыключатель вентилятора; 4 — сливная пробка радиатора; 5 — сливная пробка двигателя;

6 — двигатель; 7 — водяной насос; 8 — радиатор отопителя; 9 — трубопровод системы охлаждения; 10 — подогрев карбюратора;

11 — впускная труба; 12 — расширительный бачок; 13 — датчик уровня охлаждающей жидкости; 14 — пробка расширительного бачка; 15 — термостат; 16 — пароотводящая трубка.

Схема распределения воздуха в салоне: 1 — рычаг управления заслонками воздухораспределителя системы отопления; 2 — сопло обдува ветрового стекла; 3 — центральное сопло; 4 — боковое сопло; 5 — сопло обдува бокового стекла; 6 — нижнее сопло; 7 — воздуховод в зону ног задних пассажиров; 8 — «задатчик» температуры в салоне; 9 — переключатель оборотов вентилятора.

Краткая техническая характеристика системы отопления

и вентиляции VAZ 2110

Максимальный расход воздуха через систему вентиляции (при максимальной скорости вентилятора) — 380 мз/ч; средняя температура в салоне автомобиля (при температуре окружающего воздуха минус 40°) — плюс 15°. Мощность вентилятора — 200Вт; скорость, об/мин: малая — 2140+200, средняя — 3360+200, большая — 4100+300/200.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые