Высокий титул "чемпиона"

ВЫСОКИЙ ТИТУЛ «ЧЕМПИОНА»

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ВЫСОКИЙ ТИТУЛ «ЧЕМПИОНА»

На прилавках наших магазинов уже не диковинка (как это было несколько лет назад) свечи, фильтры, щетки стеклоочистителя со знаменитой эмблемой «Чемпион». Как создаются эти изделия, чем они отличаются от других, выяснил Борис СИНЕЛЬНИКОВ, побывавший на заводах фирмы.

Торговая марка «Чемпион» принадлежит отделению «Купер Аутомотив» американской компании «Купер Индастриз», основанной в 1883 году. В Европе действует ее подразделение «Чемпион спарк плаг» с несколькими заводами. В прошлом году мне довелось побывать в Аптоне (Англия), где выпускают свечи зажигания, и Обанже (Бельгия), где производят еще и щетки стеклоочистителя (ЗР, 1996, № 9), а в этом — в Италии на двух других заводах фирмы. Они заняты производством свечей накаливания и катушек зажигания (г. Карпи), а также фильтров (г. Казарца).

Свечи накаливания — не только для пуска. Фирма освоила любопытную новинку для дизельных двигателей. Им, как известно, не нужны искровые свечи зажигания — рабочая смесь воспламеняется от сжатия (его степень — от 16 до 24), когда температура в цилиндре достигает 800°С. Но при пуске холодного двигателя температура ниже, а потому смесь требуется подогревать. Это и делает накаливающаяся до 850° свеча, ввернутая в цилиндр. Но после пуска холодный двигатель работает через пень — колоду, с дымным выхлопом, пока не прогреется.

До последнего времени свечи, выпускавшиеся «Чемпионом» и другими фирмами, имели одну спираль и нагревались до 850°С за 20–30 секунд. В 1995 году ведущие изготовители дизелей предложили «Чемпиону» создать свечу с меньшим временем разогрева (4–5 секунд) и диаметром штыря не более 5 мм. Именно такая требовалась для самых совершенных дизелей — с впрыском и турбонаддувом.

Всего через два месяца был готов первый опытный образец, а немногим позже — модель для серийного производства (см. рис.). Лабораторные и эксплуатационные испытания показали, что время нагрева новой свечи до 850°С составляет 3,5–4 секунды, она способна работать несколько минут — до прогрева двигателя, служит 100 и более тысяч километров.

Главное отличие этой конструкции от предыдущих — две последовательно соединенные спирали. Верхняя, никелевая (регулирующая) обладает свойством при нагреве снижать свое электрическое сопротивление в 10–12 раз. Благодаря этому нижняя, изготовленная из железохромоалюминиевого сплава с малым электрическим сопротивлением, очень быстро нагревается. Свеча сохраняет высокую температуру до трех минут без риска выхода из строя. Этого времени хватает, чтобы двигатель прогрелся до 60° и заработал ровно и без копоти. Так удалось «убить двух зайцев»: сократить неблагоприятный режим работы холодного двигателя и вредные выбросы в атмосферу. Ныне такими свечами комплектуют дизели ведущих фирм мира.

Интересно наблюдать, как изготовляется свеча, следуя вдоль автоматической линии от поста к посту. Сначала трубку из хромоникелевого сплава (выдерживает высокую температуру и не ржавеет) режут и обжимают, превращая в оболочку. Рядом две спирали сваривают между собой, а затем приваривают к электроду лазерным лучом. Следующий манипулятор «руками„-захватами вкладывает спираль в оболочку и приваривает к донышку. Затем в оболочку на вибраторе засыпается порошок — окись магния, который электрически изолирует спираль от оболочки, но хорошо проводит тепло. Далее оболочка обжимается и вставляется в корпус, часть которого также обжимается, обеспечивая герметичность соединения. Затем все свечи проходят контроль на утечку тока, а также скорость и температуру нагрева. После этого контролер осматривает каждую свечу: те, что имеют внешние дефекты, не допускают к упаковке. Добавьте к этому испытания „представителей“ от партии свечей в лаборатории, где их „трясут“ 8 часов так, как не бывает на машинах, — и вам станет ясно, что заказчик-покупатель гарантированно получает надежную продукцию.

Трудно было представить, что это небольшое на вид и неспешное производство выдало в прошлом году 4,2 млн. свечей накаливания разных типов, большинство которых — с двойной спиралью.

Компактные и мощные. «Чемпион» выпускает только сухие катушки зажигания для ведущих автомобильных заводов Европы — ФИАТа, «Рено», «Фольксвагена» и др.

В программе одно- и двухвыводные катушки, а также их блоки разных конструкций. Самыми необычными нам показались катушки, применяемые без «посредников» — проводов высокого напряжения, идущих к свечам зажигания. Вот, например, блок для «Шкоды-Фелиции». Две двухвыводные катушки собраны в пластмассовом корпусе — у него четыре вывода с контактами и защитными резиновыми муфтами, как у проводов высокого напряжения. Этими выводами блок надевается прямо на свечи, что дает немало преимуществ перед классической цепью. Кроме экономии материалов (высоковольтных проводов, колпачков), повышается надежность системы — меньше соединений и проводов, которые всегда боишься залить водой. Есть блоки с встроенным электронным приборчиком, распределяющим искру по цилиндрам, что избавляет систему от привычного распределителя.

Показали нам и лабораторию катушек. Здесь идут испытания серийных и опытных образцов, а еще — делают суперкатушки для автомобилей формулы 1. Вот эти длинные, похожие на сигару, вместе со свечами «Чемпион» будут воспламенять смесь в моторах «Харт» (команда «Минарди»), а эти, в виде кубиков, — в моторах «Рено» (команды «Вильямс-Рено» и «Бенеттон-Рено»). Успехи фирмы в этих соревнованиях, а также в гонках НАСКАР и «Инди» говорят сами за себя.

Здесь же изготовляют, а точнее, собирают и обычные свечи зажигания, как на заводах в Англии и Бельгии. Керамические изоляторы поступают из Англии, электроды с медным сердечником — из Ирландии.

Условия на заводе столь же хороши, как на других предприятиях фирмы, — в цехах чисто и светло, шум небольшой — около 80 децибел, что позволяет разговаривать не напрягаясь. Во многом благодаря тому, что практически все станки и агрегаты закрыты экранами из толстого прозрачного пластика.

А сколько зарабатывает рабочий у станка? По словам управляющего Альберто Пагани, около двух тысяч долларов в месяц. После уплаты всех налогов и обязательных трат остается половина. Жить, как мы увидели, можно.

Очистители бензина, масла, воздуха. Их делают на заводе в небольшом городке Казарце.

Завод фильтров, как и все предприятия у «Чемпиона», невелик, но, в отличие от других, его линии менее автоматизированы. Правда, нам показали строящийся цех, где ручного труда почти не будет. Но и теперь здесь выпускают более девяти миллионов фильтров в год. Конструкций и типоразмеров — множество, начиная от мопедов и кончая грузовиками.

Бумагу-картон привозят из Швеции, разумеется, самого высокого качества. Здесь ее режут на полосы и в начале линии покрывают смолой — для прочности. Далее бумагу гофрируют и разрезают поперек, получая фильтрующий элемент того или иного типа. Затем идет сборка из деталей, получаемых с других заводов. При изготовлении хорошо нам знакомого воздушного фильтра для «Жигулей» (ФИАТа) применяют пенополиуретан, образующий его верхнюю и нижнюю поверхности. Для этого в форму заливают жидкий материал серого цвета, вставляют гофрированный элемент с сетками — и буквально на глазах жидкость растет и твердеет, становясь похожей на резину. Затем также «обрезинивают» другую сторону элемента.

Как и на всех линиях «Чемпиона», здесь много контрольных операций. Герметичность заделки фланца масляного фильтра, например, проходит проверку автоматом, подающим в него воздух под давлением 10 бар. При нас ни один фильтр не сплоховал.

На каждое изделие методом шелкографии наносится четкая маркировка, включающая дату и время выпуска. Так что в случае рекламации от потребителя установить виновника брака не составит труда.

Репутация фильтров «Чемпион» очень высока. Ими комплектуют свои автомобили и мотоциклы ведущие фирмы, европейские и японские. Но особо гордятся здесь тем, что с 1970 года их фильтры идут и в авиацию, в том числе для знаменитого самолета «Конкорд».

Что ж, мы еще раз убедились, что добротное изделие получается, когда совершенство конструкции дополнено совершенством технологии и контроля. Это и продемонстрировал нам «Чемпион».

Фото 1. Один из постов изготовления фильтра.

Фото 2. Возможно, именно из этих рулонов получится фильтр для вашего автомобиля.

Фото 3. Проверка работоспособности свечей накаливания — приборы с фотоэлементом регистрируют температуру и время нагрева каждой свечи, сходящей с конвейера.

Фото 4. Блок зажигания для «Шкоды».

Фото 5, 6. Блоки катушек для четырехцилиндровых двигателей.

Свеча накаливания с двумя спиралями в длинном штыре:

1 — наконечник;

2 — изоляторная втулка; 3 — уплотнение;

4 — стержень;

5 — корпус; 6 — изоляторная смесь (оксид магния); 7 — оболочка;

8 — регулирующая спираль; 9 — нагревающая спираль.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые