"дверцу выбросил шофер..."

«ДВЕРЦУ ВЫБРОСИЛ ШОФЕР...»

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

«ДВЕРЦУ ВЫБРОСИЛ ШОФЕР...»

Создатели первых автомобилей мало заботились о комфорте: главное, что их машины ехали — это уже само по себе было чудом. Однако, когда самодвижущейся техникой заинтересовались богатые люди, возник спрос на шикарные кузова, подобные царским каретам. Именно тогда на автомобилях появились двери — прежде их не было. Эту страничку автомобильной истории приоткроет для вас Сергей КАНУННИКОВ.

Первоначально двери навешивались только у заднего ряда сидений, причем открывались они, как правило, назад — так удобнее было садиться. Водитель, как и его предшественник кучер, сидел открытый всем ветрам и дождям. Двухместные машины оставались бездверными еще довольно долгое время.

Простое на первый взгляд устройство — дверь — тем не менее породило немало оригинальных конструкторских решений, кажущихся теперь курьезными. Так, в кузовах «тонно» для посадки назад надо было... повернуть само сиденье, а в «Роллс-Ройсе-10НР» 1904 года для удобства задних пассажиров вращались передние сиденья. Но такие кузова прожили недолго — вскоре распространились и передние двери. И все же водителям по-прежнему «не везло»: для переднего ряда сидений часто делали только одну дверь, причем с пассажирской стороны. Дело в том, что с другой располагались рычаги управления, причем часто — за бортом автомобиля. На недорогих машинах вместо дверей иногда применяли матерчатые чехлы, хоть как-то защищавшие ездоков от грязи и пыли. Такими чехлами, кстати, оборудовались отечественные грузовики военного времени и легковой вездеход ГАЗ-67.

В 20-30-х годах на спортивных машинах вошли в моду очень низкие двери: локти водителя и пассажира оказывались фактически у самых задних колес. Двери этих автомобилей можно было не открывать, а с шиком перепрыгивать или хотя бы перешагивать. Именно такая конструкция стала причиной гибели Айседоры Дункан: развевавшийся на ветру шарф балерины намотался на заднее колесо спортивного «Бугатти».

Постепенно двери увеличивались в размерах, особенно у двухдверных «классиков». На «Хорьхе-853» посадка назад через пару одних лишь передних дверей была почти свободной. А на некоторых американских машинах в 50-х годах вдобавок к громадным дверям применялись поворачивающиеся передние сиденья.

В то же время инженеры отлично понимали: чем меньше дверей, тем проще и прочнее кузов. А потому нередко шли на хитрости: так, на НАМИ-1 дверей было две, но располагались они по диагонали кузова. Чехословацкий универсал «Шкода-1202 STW» 60-х годов был четырехдверным (учитывая дверь багажника): для заднего ряда сидений существовала только одна дверь — справа.

Знакомые многим по современным автобусам и фургонам сдвижные двери впервые поразили публику в 1951 году на американском открытом «Кайзер-Фрэзер DKF-161»: они «уезжали» в передние крылья!

На спортивном «Мерседес-Бенце-300SL» двери открывались вверх, за что автомобиль заслужил у американцев прозвище «Gullwing» — «крыло чайки». Эту конструкцию позже копировали и другие фирмы. На некоторых спортивных автомобилях, например на «Ламборгини-Каунтач», применяли двери так называемого гильотинного типа, открывающиеся вверх параллельно боковине кузова. А на супермалых машинах 50-х годов дверью иногда служила... передняя стенка («БМВ-Изетта») или передняя и задняя стенки одновременно («Цюндапп-Янус»).

Современная общепринятая конструкция — все двери открываются вперед — пришла из США, где появилась довольно рано, в конце 30-х годов. Но на небольших машинах открывающиеся назад двери держались еще долго — отечественным автомобилистам наверняка памятен ЗАЗ-965.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии