Его величество случай

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ

На дворе осень. Пик отпускных поездок, бесконечные вереницы дачников на дорогах — все это позади. Неплохие (по нашим меркам, конечно!) дороги, почти всюду худо-бедно отремонтированные, — практически свободны. Почему бы не «втопить» педаль газа в пол, особенно если обстановка позволяет, — ну «какой же русский не любит быстрой езды»! 

И тут-то каждый может столкнуться с коварством, казалось бы, таких надежных, внушающих доверие дорог — и в лучшем случае после этого рассказывать, какими способами удалось выпутаться... Увы, есть и такие, кто рассказать уже не сможет! Не попадаться на крючок Его Величества Случая (ЕВС) человеку помогает личный опыт — говорят, что его ни за какие деньги не купишь и на курсах не «освоишь»... Но верно это лишь отчасти. В каждом дворе, где собирается вечерком компания автолюбителей, идет постоянный обмен опытом. Наш журнал — тоже сродни клубу, только очень большому. Итак, послушаем бывалого водителя Виктора СЛЕСАРЕВА.

Фото Александра Полунина

ЧЕМ КОВАРНЫ ОБОЧИНЫ?

Осень — пора урожая. Фрукты и овощи дешевы, как ни в одно другое время года. И все же... хочется дешевле (иначе зачем обзаводимся мы собственными огородами!). А если по пути вашего следования расстилаются бескрайние кукурузные поля — почему бы не поживиться? Притормозив со своих «ста с гаком» километров до шестидесяти, вы сворачиваете на травяную обочину... Что такое: скорость кажется совсем ничтожной, но машина вдруг начинает скользить, как по льду... Позже, когда у вас будет много времени для размышлений (ГАИ в таких случаях не торопится), вы непременно сделаете верные выводы. Например, при совершенно сухой дороге (теплым днем под лучами солнца это не удивительно!) обочина оказалась предательски скользкой — полчаса назад прошел тут короткий сильный дождь. И не стоило выкатываться на травку при скорости выше «пешеходной»!..

Кстати, оценивая скорость на глазок (не глядя на спидометр), нетрудно ошибиться. Стоит сбавить скорость со ста до шестидесяти километров — и кажется, что вы почти остановились. Это свойство «приборов» в голове — помните о нем и посматривайте хоть иногда на щиток приборов, ведь даже 20 км/ч иной раз далеко не безопасны. Уровень мастерства вождения у всех разный, а ЕВС словно ждет...

...И, бывает, дожидается своего: вот кто-то ехал вдоль совсем сухой и, казалось бы, надежной обочины. Почему бы лихо не съехать на нее, если уж, как говорят, приспичило... И тотчас правые колеса проваливаются в рыхлый песок, что на «скромной» скорости 50 км/ч вполне может обернуться «ушами» (так эту фигуру пилотажа называют спортсмены). Как водится, потом вы, конечно, начнете поиск разгильдяев-дорожников, забывших обозначить свеженасыпанную обочину необходимыми знаками. Но только найдете ли? Весьма сомнительно.

А вот еще случай, реально имевший место: водитель — дело было ночью — с повышенной скоростью съехал на обочину, боясь проскочить нужный съезд с шоссе на грунтовку. Обочина всем была хороша, за исключением одной детали: кто-то здесь рассыпал строительный керамзит — этакие симпатичные шарики величиной с орех (для тех кто не знает). Обошлось-таки без «ушей», но вытащили «Волгу» из канавы далеко не сразу.

Правильно выполненная обочина имеет наклон к канаве, что и объясняет сползание к ней автомобиля во всех случаях, когда так или иначе ухудшено сцепление колес с земной твердью. Ухудшить же его можно разными способами — не только перечисленными.

Но бывает, что на обочину надо выехать сознательно, невзирая на сопутствующие этому опасности. Любой из нас не застрахован от ситуации, требующей единственно верного решения — когда, избегая лобового столкновения, вы вынуждены пропустить встречного нарушителя. Сами же, возможно, окажетесь под откосом... Это очень обидно — машина разбита не по вашей вине, а «бандит» безнаказанно уехал... А что можно предложить взамен? Не уступить, «наказать» нарушителя? Но лобовой удар куда страшнее любого кувырка под откос. Значит, обидное для вас решение — подчас единственно верное.

«Грубым дается радость, нежным дается печаль...» — словно о нас, водителях, писал русский поэт...

КТО О ЧЕМ, А МЫ ОБ АМОРТИЗАТОРАХ!

В последние годы наш журнал все чаще призывает автомобилистов уделять амортизаторам особое внимание. Скорости объективно возросли (кого из нас не «подогревают» своей резвостью иномарки?), а в этих условиях пренебрежение к состоянию подвески для многих оборачивалось трагедией. К сожалению, иные пострадавшие даже отдаленно не представляют себе истинных причин случившейся неприятности.

Однажды мне довелось видеть, как на впереди идущей машине уже при скорости 60 км/ч одно из задних колес, подскакивая с большой частотой, словно висело в воздухе над дорогой — очевидно, амортизатор совсем не работал, а колесо не было отбалансировано. Чаще это происходит на высоких скоростях. Как-то раз, прокатившись на машине приятеля с подобной неисправностью, мы оба заметили любопытную деталь в ее поведении: при совершенно исправных тормозах ее «уводило» вправо при каждом торможении, если скорость была больше 80 км/ч. Оказалось, что из-за «убитого» амортизатора на этом режиме левое переднее колесо почти не контактировало с дорогой — настолько же снижалась и его тормозная сила. Когда же мы тормозили на скорости 30 км/ч, машина шла как по линеечке. Надо отметить, что при таких же неисправностях задней оси автомобиля «увод» малозаметен, эффективность же торможения будет снижена в обоих случаях. Возрастет и тормозной путь автомобиля.

А теперь представим себе, что отскакивать от покрытия начнут сразу все четыре колеса. Да это будет настоящий «аппарат на воздушной подушке», ибо на «резонансных» скоростях у автомобиля появятся примерно те же свойства. Незначительного ветерка или наклона дорожного полотна будет достаточно, чтобы машина, не подчиняясь рулю, сползала к обочине, входила в занос, не слушалась тормозов, превращая езду в сплошную нервотрепку.

А вот другой пример. Антиблокировочные системы тормозов на иномарках — явление вполне обыденное. Но, несмотря на свое вполне благородное предназначение — сохранять устойчивость машины на дороге при неравномерном торможении, они в «российских реалиях» способны сыграть злую шутку. В первую очередь, если «колдобины» таковы, что уже никакие амортизаторы не могут исключить хотя бы кратковременных отскоков колес от покрытия. При торможении такое колесо мгновенно блокируется, а умная система, как ей и положено в этой ситуации, машину растормаживает! И тут уж вы вряд ли ее остановите там, где хочется... Результат же зависит от ЕВС: любой «пустячок», любая «мелочь» в конкретной ситуации может сыграть неожиданно роковую роль. Например, вы неоправданно подняли давление в шинах — и их качение по неровной дороге перестало быть безотрывным.

Когда же амортизаторы не в порядке и не способны, как это положено, гасить колебания подвески, колеса, особенно если они имеют погрешности формы («квадратные») или плохо отбалансированы, на некоторых режимах будут отскакивать даже от идеально ровного дорожного покрытия — вот уж где АБС может крепко вас подвести! Эта система не терпит подобных неисправностей, и если вы хотите, чтобы от нее была польза, а не вред, то уделяйте максимум внимания амортизаторам, дискам колес, шинам. Можно лишь сожалеть о том, что у нас традиционно считается исправным всякий амортизатор, в котором шток еще шевелится, а жидкость вытекла не вся!

НЕ ОПУСКАЯ «МЕЛОЧЕЙ»

«Иду это я как-то за сто, мотор поет, дорога стелется — и вдруг...» Многие именно с таких слов начинают свои рассказы о каком-нибудь грустном «приключении». Если у вас опыта — пока! — кот наплакал, прислушайтесь к чужим байкам!

... Один из моих знакомых, заядлый автотурист, в ущелье на черноморском берегу «открыл» чудесную речку. И покатил по ее руслу — благо, глубина по щиколотку и ровное каменистое дно это позволяли. Мысль о недопустимости такого поведения «на природе» не пришла ему в голову, а подружка от такого куража была просто в восторге! Продвигаясь по течению ручья, перед самым выездом на шоссе «окунулись» — тут было едва ли не полметра воды. «Волга» это стерпела, не заглохла. А зря! Потому что дальше едва не случилось ЧП: вырулив на шоссе, наш герой на прямом участке разогнался километров до восьмидесяти, перед поворотом нажал на педаль тормоза, но машина, как говорят, и бровью не повела — тормоза исчезли, хотя педаль была вполне «твердая». Лишь каким-то чудом удержавшись в повороте, приятель понял, что подвели его намокшие колодки. Притормозить, подсушить их надо было еще раньше, сразу после водных «процедур». Кстати, не за горами зима. Помните, что такая беда может подстеречь вас и после того, как вы «прокатились» по глубокому мокрому снегу.

...Во время продолжительных дождей мы часто расплачиваемся за излишнюю лихость на пересечениях «своей» дороги с сельскими. Здесь шоссе покрыто слоем грязи, порой на сотни метров в обе стороны, — и тут нужен глаз да глаз. Иначе либо вы кого-то, либо вас.

Правда, на просторных равнинных дорогах такие события легко предсказуемы, нужно лишь внимательно смотреть вперед. Попав же куда-нибудь в горы, вы будете осваивать «местные правила поведения», которые, в сущности, лишь повторяют требования официальных ПДД, но здесь вы поймете на практике, как важно быть внимательным и осторожным. Во многих местах «переломы» профиля таковы, что не позволяют вам видеть вперед дальше чем на 15–20 метров, добавьте к этому и резкие повороты, подъемы, спуски...

Здесь не повредит вспомнить о еще одном «критическом факторе», свойственном, правда, не только российским дорогам. Представьте, что вы, преодолев «на грани фола» поворот, увидели перед радиатором разгуливающую по шоссе корову или лошадь! Представили? А это вполне житейская ситуация... Но если у этих животных все же есть хозяева, то дикие кабаны, олени, лоси — буквально гуляют «сами по себе». Кое-кто видел их даже на московских улицах — что же говорить о периферийных трассах?

Случаи, когда кто-то на большой скорости въезжал в стаю отдыхающих на дороге ворон... с тяжелыми для себя последствиями, кем-то воспринимаются как анекдотические. Но только до момента, когда сам «словишь» эту птичку при скорости за сто. Хорошо, если дело ограничится только заменой стекла, а не больничной койкой. Имейте и это в виду!

Только собственная внимательность помогает избежать таких обидных злоключений. И, конечно, если не вмешается этот самый... ЕВС!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии