Век уходит...

ВЕК УХОДИТ...

]

АКТУАЛЬНО!

ВЫСТАВКИ. САЛОНЫ

ВЕК УХОДИТ...

В первых числах октября в Париже дебютируют автомобильные звезды XXI столетия.

Александр МЕЛЬНИК

Живая как ртуть, пестрая толпа празднично одетых парижан растекалась по террасам сада Тюильри. Изысканные платья, невероятные шляпки, кружевные перчатки, строгие сюртуки, лоснящиеся цилиндры, изящные тросточки и пышные усы. Вряд ли кто-нибудь из 140 тысяч посетителей первой международной выставки самодвижущихся экипажей, открывшейся в самом центре столицы Франции ровно сто лет назад, предполагал, что у них на глазах рождается новый век — автомобильный.

Тогда еще казалось, что пар и электричество — могучие силы, воспетые Жюлем Верном, — легко расправятся с этим шумным, дурно пахнущим уродцем — двигателем внутреннего сгорания. Обходя стенды 232 экспонентов, парижанки в светлых платьях морщили очаровательные носики при взгляде на то и дело окутывавшиеся клубами сизого дыма бензиновые экипажи. А внутри просторных кабинок электромобилей их ждали благоухание букетов фиалок в изящных вазочках, скрип дорогой кожи.

Увы, ни пар с электричеством, ни высокие цилиндры, ни даже вычурные шляпки (хотя последние сопротивлялись много дольше) состязания не выдержали. И теперь без тени сожаления мы можем назвать ХХ век автомобильным. Сменяются правительства, проносятся над планетой мировые войны и кровавые революции, одно остается неизменным в нынешнем столетии — зависимость человека от автомобиля.

Он давно перестал быть лишь средством транспорта, подарив жителям Земли невиданную доселе свободу передвижения. Автомобиль стал объектом искусства для модельеров и художников, заменил лошадь и в качестве спортивного снаряда, и в качестве верного друга. Автомобиль — это безотказный слуга, капризный ребенок, сокровище и тиран, солдат и любимая игрушка. В нем обедают и флиртуют, смотрят кино и зарабатывают деньги, зачинают детей и провожают в последний путь.

И ровно сто лет, с двумя перерывами на мировые войны и одним (в 1900 году) — на Всемирную выставку, в Париже человечество каждый год решает, какой автомобиль ему нравится. Если подобные мероприятия в Детройте и Женеве, Лос-Анджелесе и Токио, Лондоне и Бирмингеме так и остались выставками, где можно увидеть товар, продающийся на том или ином рынке, то Парижский еще в 1919 году стал Салоном, а десять лет назад за ним утвердился новый титул Mondial — Мировой.

Любимое занятие автомобильной прессы на протяжении ста лет — определять, какие из звезд очередного Парижского салона станут долгожителями, в каких именно автомобилях заложены главные черты машин будущего. Так, в 1904 году парижане скептически осматривали первый «Роллс-Ройс»: их убеждали в том, что главное в автомобиле — надежность, за нее, мол, можно платить любую цену. В 1934-м недоумение непосвященных вызывал обычный с виду «Ситроен», серебристо-серая приземистая машина, вокруг которой знатоки млели от восхищения. Несущий кузов и передний привод — обычному покупателю это немногое говорило. Но на конвейере машина продержалась почти четверть века.

А через пару лет парижане улыбались при виде итальянского «Мышонка» — совсем скоро сами же французы начнут по лицензии выпускать это великое детище Данте Джакозы — «ФИАТ-500-Тополино». В 1963-м в Париже дебютировал «Порше-901» — ничем не примечательный, по сравнению с великолепными «Биццарини» и «Астон-Мартином», " Шевроле Корвет" и "Изо-Грифо", "Мазерати" и "Альфа-Ромео", автомобиль устаревшей, по мнению знатоков, заднемоторной схемы. Но машина эта очень скоро стала символом спортивного автомобилестроения, а чуть обновленное имя — "911" — с придыханием произносится во всем мире.

Кому из нынешних парижских дебютантов суждена долгая жизнь? Слегка вычурной «Хонде-SSM», несущей на себе печать итальянских мастеров, или безликому ширпотребу " КИА Карнавал"? Не спешите отвечать! В автомобильном мире (а точнее — в мире человеческих привязанностей) все не так просто. Поэтому, вполне возможно, нарочитый уродец " Тойота Ярис" окажется на автомобильном рынке бомбой, а элегантный, обладающий настоящей животной красотой "Альфа-Ромео-166" забудется уже через несколько лет.

Впрочем, не будем зацикливаться на форме. Кто знает, может быть уже через несколько месяцев человечество откроет новый способ передвижения в пространстве? И спустя двадцать лет наши дети будут любить и торговать, сражаться и ездить за покупками, баюкать детей и перевозить грузы в Интернете. А изящные и грубоватые, простецкие и экстравагантные экспонаты Мирового парижского салона 1998 года станут обитателями конюшен немногих сверхбогатых ценителей ушедшего века, который наши потомки все-таки непременно назовут автомобильным.

" Опель Фронтера"

" КИА Карнавал"

" Lincoln LS6/8"

" Фольксваген Гольф 4 моушн"

«Джип-Гран Чероки»

«Ягуар S-тип»

" Крайслер 300М"

" Хонда Аккорд"

" Фольксваген Бора"

«Хонда-SSM»

" Тойота Ярис"

«Ленд-Ровер Дискавери»

«Альфа-Ромео-166»

На снимках из журнала «Ауто-штрасенферкер» представлены экспонаты юбилейного Парижского салона. Подробнее о них — в следующем номере журнала.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии