Платные парковки: как есть и как надо

Можно ли организовать столичное парковочное пространство и систему платной парковки эффективнее? Кирилл Милешкин уверен, что дефицит мест для стоянки автомобилей на улицах Москвы создан во многих случаях искусственно, и предлагает свой список мер по наведению порядка в этой сфере.
Правильно паркуются не там, где платно, а там, где наводят порядок. Из-за таксистов и прочих хамов пробка перед станцией метро «Новослободская» тянется на несколько сотен метров. И так каждый день: сотрудники ГИБДД и эвакуаторы тут не появляются.

Платные парковки в Москве – как кость в горле. Не успеешь привыкнуть к очередному расширению, как уже готов проект следующего – конечно же, «по результатам тщательного анализа дорожной обстановки» и «по просьбам местных жителей».

В эти формулировки я никогда не верил, но все-таки заинтересовался мнением нескольких тысяч автомобилистов, полученным в ходе опроса на нашем сайте zr.ru. Жители центра Москвы больше остальных страдали от «понаехавших» на весь день машин, и среди них довольных мерами властей оказалось больше половины. Платные парковки за пределами Садового кольца находят куда меньшую поддержку. Может, вот она, граница разумного?

Дальнейшее расширение зоны платных парковок не поддерживают 82% опрошенных. Сюда входят и люди, около домов которых уже прописались паркоматы. Стоянка в своем районе для них недорога – 3000 рублей в год. Но постой за пределами ареала обитания обойдется в совсем другие деньги. Логично, что автолюбители не хотят видеть платной всю Москву.

Разгруженные дороги разглядел лишь каждый четвертый опрошенный. Не маловато ли для столь радикальных мер? Тем более что есть и другие причины «исхудания» дорожного трафика. Главные – реконструированные вылетные магистрали и падение продаж автомобилей.

Но аппетит приходит во время еды: столичные власти планируют расширить зону платных парковок. Автомобилистов хотят отвадить от большинства точек притяжения: паркоматы пропишутся в окрестностях всех станций метро, торговых и бизнес-центров. В стремлении сэкономить люди начнут бросать свои машины на соседних улицах, и тогда их жители (без всяких подтасовок) попросят ввести платный режим.

Парковка у станции метро «Отрадное», на улице Хачатуряна, вошла в первый этап точечного расширения. В будний день она оказалась практически пустой: бесплатных альтернатив вокруг в избытке. Пока… Мэрия вряд ли оставит собственный проект без должного количества клиентов.

Улицы, удаленные от всех подобных объектов, тоже вряд ли останутся неохваченными. Право на резидентное разрешение (оно позволяет бесплатно парковаться в районе регистрации с 20:00 до 08:00, а за 3000 рублей в год – круглосуточно) имеют только жители, на чьей улице уже стоят паркоматы. Если по вашему адресу стоянка бесплатная, то на соседней улице придется оставлять машину на общих условиях – по почасовому тарифу или месячному абонементу. Выход есть: попросить сделать платной и свою улицу! Так что не питайте ложных иллюзий: деньги будут брать со всех. А там, глядишь, один из депутатских умов предложит взяться и за дворы. Будьте уверены, поддержат! Причем всё с той же формулировкой: «по многочисленным просьбам жителей».

Дефицит парковочных мест часто создается искусственно. Например. в Жуковом проезде – непонятные асфальтовые языки посреди специально сделанного кармана.

Припарковаться в центре столицы в разгар рабочего дня не так-то просто. Свободные места есть, но их придется поискать. Видимо, 60–80 рублей в час и 8000–25 000 рублей за месячный абонемент – подъемные суммы для многих. Глобальное улучшение транспортной обстановки заметно только у делового комплекса Москва-Сити, где не действуют абонементы, а за стоянку начиная со второго часа надо платить по 130 рублей. Эксперимент с прогрессивным тарифом уже запустили на некоторых улицах в пределах Бульварного кольца. Похоже, не за горами корректировка цен во всем городе.

ПАРКОВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ВИДЕНИЕ ЗР

Парковочное пространство: видение ЗР

1. В российские ПДД внесена поправка, разрешающая размечать зону парковки пунктирной линией на всем протяжении. Так логичнее, ведь машины встают не по разметке, а по фактическому месту. Однако отказываться от прежней схемы в столице не спешат.

2. Во многих местах Москвы тротуары достигают таких размеров, что ставить на них машины можно без ущерба для удобства пешеходов. Это можно и нужно использовать.

3. Введение автобусных полос лишило парковок все вылетные магистрали разом. В некоторых же местах парковку сделать просто необходимо – например, на Ленинском проспекте, около 1‑й Городской клинической больницы.

4. Гроздья дорожных знаков центр города не украшают. Но лучше обилие информации, чем штраф для тех, кто просто не разобрался в особенностях организации движения в конкретном переулке. Номер стоянки и алгоритм оплаты должны быть дополнены адресом ближайшего паркомата и висеть на каждом столбе.

5. Размечая места под платную парковку, не нужно забывать о требованиях Правил. Лучше отказаться от бессмысленных закруглений перед каждым въездом во двор, достаточных для остановки еще одного автомобиля. Пожарным и мусоровозам уж точно не мешают машины, припаркованные у тротуара.

6. Во всех транспортных проблемах пока обвиняют только автолюбителей. А как насчет застройщиков? Взгляните на новые жилые районы с узкими междворовыми проездами и явным дефицитом парковочных мест. Причем за места на подземных стоянках не стесняются просить такие деньги, что даже дорогие машины «живут» на улице.

7. В самом центре города мало что можно исправить, но в отдаленных районах ситуацию облегчили бы многоярусные стоянки, причем по доступной цене. Властям по силам заинтересовать частных инвесторов, ведь расходы на реорганизацию общественного транспорта и строительство платных магистралей куда выше.

8. Система оплаты парковки и ее контроль должны работать четче. Пока жалоб на несправедливые штрафы и сбои слишком много, в том числе от обладателей абонементов и резидентных разрешений. Некоторые покорно платят штрафы, чтобы не терять время в борьбе за справедливость.

9. Около социальных объектов должны быть бесплатные парковочные места – прежде всего около больниц и поликлиник. Но как их контролировать? Культура многих водителей не позволяет надеяться, что эти площадки оставят свободными для нуждающихся. То же самое творится с местами для инвалидов. Однако их можно контролировать с помощью единой базы выданных удостоверений о состоянии здоровья.

10. Эвакуаторы увозят на штрафстоянку не те машины, которые реально мешают движению, а первые попавшиеся под руку. Причем в большинстве случаев нарушитель заслуживает только штрафа. Жесткий контроль за работой «зеленых крокодилов» – одна из первоочередных мер, если власти города действительно стремятся навести порядок.

Подпишитесь на «За рулем» в