Сверните аккумулятор в трубочку

СВЕРНИТЕ АККУМУЛЯТОР В ТРУБОЧКУ

]

ТЕХНОЛОГИИ

СВЕРНИТЕ АККУМУЛЯТОР В ТРУБОЧКУ

И тогда он станет легче, эффективней и долговечней.

Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

Начнем с житейских дел. Одни покупают аккумуляторы сомнительного происхождения, лишь бы подешевле. Другие — их большинство — ориентируются на изделия известных фирм по умеренной цене. Третьи ищут нечто особенное, супербатарею. И похоже, такая появилась. В результате 20-летних исследований американская фирма «Оптима баттериз» разработала совершенно особенную конструкцию кислотного аккумулятора, реализовав в ней 15 патентов. В чем суть новинки и каковы ее параметры?

Если вскроем обычную АКБ, то увидим множество погруженных в серную кислоту свинцовых пластин. Пластины должны быть расположены как можно ближе друг к другу, иначе возрастет внутреннее электрическое сопротивление батареи и она не сможет отдать большой ток при пуске двигателя. До сих пор внутреннее сопротивление уменьшали, увеличивая размеры пластин, иными словами, для получения большого стартерного тока ставили огромную батарею большой емкости (скажем, 6СТ-190). Это, однако, не очень помогало на морозе. При низких температурах скорость химических реакций все равно замедляется и ключевую роль начинает играть расстояние между пластинами.

Разработчики «Оптима баттериз» пошли по принципиально новому пути. Им удалось скрутить «пластины» в плотные рулоны, проложив между ними тонкий разделитель из стекловолокна и шелка-сырца, пропитанный электролитом. При плотной упаковке свинцовые электроды не требуют упрочнения сурьмой, причем сами «пластины» очень тонкие — общая площадь поверхности свинца на 50–100% больше, чем в обычной батарее. Особенность конструкции дала новой технологии название Spirall Cell — спиральный элемент.

Практически элементы новой АКБ сухие: кислота связана губчатой прокладкой и не вытекает наружу даже при повреждении корпуса батареи. А как же быть с выделением газов при зарядке? И эта проблема решена по-новому. Газы, блуждая в каналах разделителя электродов, вступают в реакцию и превращаются в воду, сохраняя тем самым постоянную концентрацию электролита. Таким образом, новая батарея является необслуживаемой.

Теперь посмотрим, что дают все эти новации на практике. Самый главный параметр, ради улучшения которого все и затевалось, — это так называемый ток холодной прокрутки. Согласно ГОСТу и американскому стандарту SAE, это максимальный ток, который батарея может отдать при —18°С в течение 30 с при падении напряжения не ниже 7,2 В. Так вот, для новой батареи «Оптима» емкостью 55 А.ч этот ток составляет 850 А (сравните — у упомянутой выше огромной 6СТ-190 обычной конструкции — 570 А). Другое преимущество — долговечность. Если обычные аккумуляторы выдерживают около 4000 циклов пуска двигателя, то батарея «Оптима» — не менее 12000, ее срок службы втрое больше. Кроме того, малый саморазряд позволяет хранить батареи без подзарядки более года, что делает их особенно привлекательными для сезонно используемых автомобилей. Если добавить сюда особенно важную для наших дорог чрезвычайную стойкость к вибрациям и ударам (электродам просто некуда осыпаться!), невозможность разморозить разряженную батарею (нет электролита в свободном виде), то, действительно, это — супераккумулятор!

И все-таки неужели нет у новинки никаких недостатков? К ним, пожалуй, можно отнести необходимость постоянно контролировать исправность генераторной установки автомобиля. Ведь при продолжительном перезаряде газы, не успев прореагировать между собой, будут выходить через предохранительный клапан: количество электролита станет уменьшаться, а его концентрация — расти. Добавить же дистиллированную воду невозможно. Поэтому в автомобиле должен быть контрольный прибор, лучше всего — цифровой вольтметр со звуковой индикацией аварийных режимов. Впрочем, это обычная плата за высокие технологии — остальные элементы системы должны быть соответствующего уровня.

Техническая характеристика

АКБ «Оптима 850»

Габарит — 245 х 172 х 199 мм; масса — 17,7 кг; рабочее положение — любое; емкость — 56 А.ч; максимальный стартерный ток при —18°С — 850 А; срок службы — более 12000 циклов пуска; саморазряд при температуре +23°С — 50% емкости за 250 дней; цена в Москве — около $150.

Так выглядит батарея из шести «свернутых» аккумуляторов.

Батарея разбилась, но... работает!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии