Павловский маршрут

ПАВЛОВСКИЙ МАРШРУТ

]

ТЕХНИКА

АВТОПРОМ

ПАВЛОВСКИЙ МАРШРУТ

В столице и провинции, в школе и армии, в автопарках и у «частников» — всюду служат «пазики».

Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН.

Фото Александра Полунина, Людмилы Низовой

Автобусный роддом. В июле у коллектива АО «Павловский автобус» был праздник. С конвейера сошел 500-тысячный «пазик», модель 3205. Как же живет-поживает один из ветеранов российского автопрома?

Масштабы производства (около 9000 автобусов в год — по одному на каждого работающего) откровенно впечатляют. ПАЗы здесь собирают на конвейере — редкость для автобусных заводов. На стапеле только варят несущий кузов — дальше он не переставая движется.

На заводе не ноют, не жалуются на жизнь и не бахвалятся. Просто скажут: в 1997-м построили больше автобусов, чем в предыдущем.

Проблемы у автобусного такие же, как у всех. В первом полугодии 1998-го только 9,5% машин продали за «живые» деньги. Остальное — бартер, взаимозачеты. Тем не менее благодаря помощи нижегородских властей на заводе полным ходом идет реконструкция. Купили новое окрасочное оборудование, строят сборочный цех. В старом здании, сохранившемся еще с довоенных времен, конвейер пришлось монтировать зигзагами — с разворотами на 180о. В новом корпусе он будет прямым, а главное — вплотную примкнет к сварочно-окрасочному производству. Не надо будет перевозить кузова «в железе» по улице — от «малярки» на сборку.

Как и другие сборщики, павловчане порой конфликтуют с поставщиками. Неритмичность поставок, низкое качество деталей бьет по престижу того, кто выпускает конечный продукт. Что делать в таких условиях? Расширять круг поставщиков, выбирать лучших из них, благо многие потенциальные партнеры «под боком» — Нижегородская область богата машиностроением. Так здесь и делают.

У стоянки готовой продукции людно — павловские автобусы не застаиваются. Созданы сборочные СП в Белоруссии и Казахстане, идут переговоры с Бакинским заводом. Некогда еще на базе 672-х «пазиков» там выпускали фургоны-рефрижераторы, прозванные «пингвинами».

Спаситель. Палочкой-выручалочкой по-прежнему является ПАЗ-3205, вставший на конвейер в 1989-м и продолживший традиции предшественников — небольших, прочных, простых автобусов, способных на любую работу. В самые тяжелые времена «пазики», оказавшиеся более дешевыми и практичными, чем одноклассники, везли на себе не только тысячи пассажиров, но и сам завод.

Сегодня основной спрос — на городские и пригородные автобусы в самой простой комплектации. Тем не менее завод предлагает более полутора десятков модификаций. Тут и северный, и школьный варианты, и непременный «ритуальный». Три туристических, в том числе с кондиционером, холодильником и багажными отделениями. В ПАЗ-3208 могут разместиться инвалиды: автобус оборудуют гидроподъемником и креплениями для колясок. Созданы две специальные версии для МВД, три грузопассажирских варианта. По-прежнему выпускают полноприводный ПАЗ-3206.

Сегодня любой ПАЗ можно приобрести с двигателем на выбор (всего их три). Основной — ЗМЗ-5112.10 — модифицированный «газоновский» V-8 (4,25 л, 125 л.с.). По заказу машины оснащают четырехцилиндровыми дизелями — минским ММЗ Д245.7 (4,75 л, 122 л.с.) или японским «Хино-W04CT» (3,84 л, 138 л.с.). Уже идут испытания автобуса с новым дизелем ЗМЗ-460 (созданным заволжцами в содружестве с ЯМЗ).

На территории завода нам попался автобус с табличкой «ABS Bosch». Заводские специалисты совместно с известной фирмой уже подготовили антиблокировочную систему для «пазиков». Она станет серийной, видимо, с 2000 года.

500 001-й... Под таким порядковым номером здесь собрана совершенно новая машина. Она почти в два раза больше и мощнее теперешней модели. Это ПАЗ-5269 — городской автобус. Павловчане стремятся обосноваться в «непрофильной» для них нише больших машин, потому что с закатом ЛАЗа, ЛиАЗа она опустела, а потребности рынка остались.

Посмотрим, удастся ли ПАЗу конкурировать с подержанными автобусами из Европы, престарелыми «икарусами», отверточными «мерседесами», «каросами» и проч. Как бы то ни было, российский большой автобус, пожалуй, первый после «квадратного» ликинского (родившегося еще в начале 80-х), спроектирован и построен на Оке. Тут же появился и его младший брат — пригородный 80-местный ПАЗ-4223.

Впервые их показали на прошлогоднем российском автосалоне. Современные красивые автобусы с удобными просторными салонами, с кузовами, сделанными по передовым технологиям (например, пластиковая крыша приклеена к боковинам), так приглянулись крупным автомобильным фирмам, что те зачастили на стенд ПАЗа с предложениями: возьмите наши шасси. Предусмотрительные конструкторы изначально выполнили кузов универсальным, готовым «сесть» на любое шасси. Ныне проект, к обоюдному удовольствию и выгоде, ведут ПАЗ и «Вольво». Шведы поставляют шасси (с регулируемой пневмоподвеской, АБС, 10-литровым дизелем управляет электроника — все, как надо), наши ставят на него кузов. Именно такие машины вы могли видеть на МИМС-98; кстати, следующая их остановка — Дмитровский полигон, сертификация и выход в люди.

Большие машины на импортных шасси весьма дороги — их предварительно оценивают в 110–120 тысяч долларов. А что же спаситель, дешевый «пазик» — позабыт, позаброшен? Отнюдь. Городскому и пригородному автобусам суждено рождаться в малых сериях, а свой фирменный класс пазовцы сдавать не собираются. И потому готовят замену серийной машине — модель 3209. Новый «пазик» отличается от предшественника даже больше, чем тот — от «672-го». Он подлиннее (на 1 метр), потому что двигатель теперь, «как у всех», установлен сзади. Идеи, заложенные в конструкцию, продолжают фирменные традиции: простой, недорогой, неприхотливый автобус для всех. Думаем, вы и сами его оцените — судя по темпам, принятым на ПАЗе, его появление на районных маршрутах не за горами.

До того, как стать автобусом, молодой «пазик» ходит в цехе по рельсам, как трамвай.

Главный конвейер. Под кузов в сборе подводят мосты, а затем двигатель.

Первый образец городского ПАЗ-5269.

Пригородный ПАЗ-4223 займет промежуточное положение между большим и маленьким «пазиками». Станет ли середина золотой?

Так рождался новый автобус — преемник 3205. Собственно, про эту модель мы знаем немногим больше посетителей МИМС-98 — за две недели до выставки первый автобус только собирали, и в Москву он приехал еще «горяченьким».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии