Колючие шины

КОЛЮЧИЕ ШИНЫ

]

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

КОЛЮЧИЕ ШИНЫ

В предыдущем номере мы начали рассказ о нашем тесте шипованных покрышек двенадцати ведущих зарубежных и отечественных производителей. Первая его часть посвящалась шинам, занявшим места с 7-го по 12-е. Теперь представляем лидеров (1-6-е места).

Сергей МИШИН. Фото автора

Шипованные покрышки по конструкции заметно отличаются от обычных летних или зимних. Обусловлено это, разумеется, шипами в шашках протектора. Расположение их (схема шиповки), количество, высота над поверхностью протектора, строение, форма, материал, наконец, само крепление в шашке — это целая наука. Естественно, и покрышки нашего теста сильно разнятся по шипам — у каждой компании своя школа. Однако есть непреложное, общее, что учитывает каждый производитель, серьезно занимающийся «колючими» шинами.

ШИПЫ — детали небольшие, но совсем не простые. Каждый состоит из двух частей — корпуса (обычно стального) и запрессованной в него твердосплавной вставки. Недавно появились шипы с пластмассовым корпусом, что позволило существенно снизить массу шипа, а значит, и шипованной шины в целом. Результат? Меньший расход топлива, лучше ускорение, да и держатся шипы крепче. В нашей коллекции с такими «гвоздями» только шведский «Гиславед». Он первый пришел к этому и единственный, кто на конвейере шипует автоматически, а не вручную.

Размеры шипа определяют тремя цифрами, например, 8-11-2. Первая указывает диаметр шляпки, вторая — полную высоту шипа, третья — диаметр твердосплавной вставки.

Шипы разных компаний порой сильно отличаются друг от друга формой корпуса: прямой с одной шляпкой, с двумя поясками, конусный с одной шляпкой... Обычно производитель, создавая покрышку, подбирает к ней тот тип шипа, который лучше соответствует конструкции шины.

В Россию готовые покрышки с шипами поставляет только «Гиславед». Другие везут шипы вместе с шинами, а монтируют их на дилерских пунктах, бывает даже на фирменном оборудовании («Нокия», «Купер»). «Бриджстоун» и «Мишлен» шипы не поставляют, отдавая на откуп дилерам их подбор и установку. Российские компании, как правило, шипуют шины на производстве, поставляя в торговлю готовые изделия.

КОЛИЧЕСТВО ШИПОВ. Казалось бы, чем их больше, тем лучше. Это не так. Есть определенный предел. Если на шине шипов 180–200 или чуть больше, она будет очень хорошо «держать» обледенелое покрытие, но на чистом асфальте покатится, практически не касаясь поверхности протектором — сцепление металла с асфальтом куда хуже, чем резины. Оптимальное количество шипов для шин с посадочным диаметром 13 дюймов — 90. Это доказано многочисленными испытаниями. Так, собственно, и ошиповано большинство импортных покрышек. Исключение — «Бриджстоун», «Матадор»: у них по 110 шипов, и «Купер» — 72. Среди российских производителей больше всего шипов ставит НИИШП — 128. Заметим попутно, что даже при таком их обилии шина по сцепным свойствам не поднялась выше среднего уровня.

ВЫСТУПАНИЕ ШИПОВ НАД ПОВЕРХНОСТЬЮ ПРОТЕКТОРА. Оптимальным считают 1,5–2,0 мм. Если меньше, шипы при движении автомобиля почти целиком вдавливаются в протектор и лишь слегка царапают лед, не обеспечивая хорошего сцепления. В нашем тесте так вели себя шины «Бриджстоун». У них шипы выступали лишь на 0,3 мм, отсюда весьма посредственное сцепление при движении по льду.

Но и другая крайность не лучше. В определенных условиях под нагрузкой «высокий» шип может лечь на бок и перестать цепляться за снег и лед. Такое случилось с «Данлопом». У него шипы выступали на 2,5–2,6 мм. На больших скоростях автомобиль опасно «плавал». К тому же шипы расшатываются и вскоре могут выпасть.

СХЕМЫ ШИПОВКИ. Они довольно разнообразны, но есть общие правила. Шипы устанавливают ближе к краю протектора (примерно на 1/3 его ширины), там, где при качении шины создается наибольшее удельное давление. В этом случае шипы будут хорошо вгрызаться в поверхность. Их нельзя ставить стройными рядами. В пятне контакта будет работать только первый шип из шеренги, остальные — лишь скользить по проделанной канавке, не цепляясь за лед.

Самая неудачная схема шиповки у «Камы» — четыре ряда равномерно расположены по всей ширине протектора и два средних оказываются слишком близко к центру. При такой схеме шипы плохо работают на льду и очень опасны на асфальте. У «Матадора» — иная крайность: они расположены практически в ряд по самым краям протектора. При торможении и разгоне задействованы только первые шипы в пятне контакта, а в повороте, когда под действием боковой нагрузки шина начинает складываться, шипы внутреннего края повисают в воздухе и не достают до дороги.

У «Пирелли» шипы тоже близки к краю, но с хорошим разбросом по ширине — это и обеспечило отличное продольное сцепление. Но вот в повороте при увеличении скорости автомобиль начинает рыскать, шипы одной стороны перестают работать. «Гиславед», «Мишлен», «Нокия» ошипованы с соблюдением всех правил. Явных недостатков у них не выявилось, автомобили на этих покрышках показали отменные результаты, особенно в тестах на продольное и поперечное сцепление на льду.

И попутно. Мы не раз встречали автомобили с шипами на... летних покрышках. Попадались нам и мастерские, где предлагали подобные услуги — зашиповать любое колесо, даже на телеге. Ездить на таких не советуем. Обычные покрышки не предназначены для шиповки, а потому летние шины, переделанные в зимние, в отдельных случаях на льду могут повести себя хуже, чем без шипов. Тогда жди беды.

В испытаниях шин наряду с автором принимала участие экспертная группа ЗР: Игорь Зимняков, Евгений Ларин, Валерий Павлов, Александр Смирнов.

Pirelli winter S performance — «Стоп-кран»

У «Пирелли» совсем круглое плечо и крупный, но мелко «нарезанный» рисунок протектора. Шипы расположены на крайних шашках, но с ярко выраженным разбросом.

Выдающиеся свойства покрышки — тормозные. Они лидируют не только среди остальных ее качеств «средней руки». По этому показателю она вообще обошла все шины.

Если покрышки, занявшие места с 7-го по 12-е (ЗР, 1998, № 9), достаточно уверенно держат машину на зимней дороге, то на «Пирелли» можно позволить большее — «острую» езду, доставляющую еще и удовольствие. Но слишком увлекаться скоростью в поворотах не стоит. По достижении определенного предела поначалу прогнозируемые реакции и легкий занос превращаются в рваное рысканье, справиться с которым под силу только опытному водителю.

Откровенно слабые места у «Винтер Перформанс» — проходимость и плавность хода.

Производитель — «Пирелли», Турция

Максимальная скорость — 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора — 9,5 мм

Выступание шипов — 1,9–2,2 мм

Количество шипов — 90 шт.

Цена в Москве — 440 руб.

Соотношение цена/качество — 1,51 

(Напомним: чем оно ниже, тем лучше)

Официальный дилер — «БАТ-ТРЕЙД»

+ Отменные тормозные свойства на снегу и льду, высокая курсовая устойчивость.

— Чрезмерная жесткость шины, передающая на кузов все неровности дороги; низкий уровень проходимости.

Рекомендуем малоопытным и средней подготовки водителям для заснеженных и обледенелых дорог

и не только для коротких, но и дальних поездок.

Nokian Hakkapeliitta 1 — «Норовистый северный олень»

Шина с резким плечом и мягким протектором со сложным рисунком. Плавающие шипы (с подложкой из мягкой резины) установлены с большим разбросом.

Характерная черта «Нокии» — сбалансированность: все показатели на одном уровне — средние или чуть выше и ни одного провала. С «Хакапелитой» на зимней дороге можно в полной мере ощутить, как вместе работают, помогая друг другу, резина и шипы. Однако полностью расслабляться нельзя. В повороте «Нокия» способна неожиданно резко сорваться в занос из-за неверно выбранной скорости или неосторожного действия рулем. Правда, такой занос кому-то поможет вписаться в поворот, но это требует от водителя незаурядного мастерства.

Единственный показатель, который попадает в высшую категорию, — низкий расход топлива.

Производитель — «Нокия», Финляндия

Максимальная скорость — 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора — 9,2 мм

Выступание шипов — 1,8–2,0 мм

Количество шипов — 90 шт.

Цена в Москве — 480 руб.

Соотношение цена/качество — 1,65 

Официальный дилер — «Лига Тайрс»

+ Хорошая сбалансированность всех свойств, высокая топливная экономичность.

— Резкий срыв в занос в повороте.

Рекомендуем водителям, обладающим чувством меры и достаточно высокой квалификацией.

Goodyear Ultra Grip 400 — «Обувка по ноге»

Шина со скругленным плечом, ярко выраженным направленным рисунком.

Автомобиль, обутый в «Гудьир-Ультра Грип», производит приятное впечатление на любой зимней дороге — будь то асфальт, снег или лед. Управлять разгоном и торможением не составляет труда. Машина устойчива на прямой, хорошо управляется в любых поворотах. К тому же практически не ощущается разница в движении по льду и укатанному снегу. Неплохо ведет себя в глубоком снегу — обеспечивает хорошее сцепление при движении внатяг и при пробуксовке.

Производитель — «Гудьир», Великобритания

Максимальная скорость — 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора — 10,1 мм

Выступание шипов — 1,5 мм

Количество шипов — 90 шт.

Цена в Москве — 480 руб.

Соотношение цена/качество — 1,52 

Официальный дилер — «ЮВЛ Плюс»

+ Хорошая управляемость на прямой и в повороте, отменная плавность хода.

— Недостаточная топливная экономичность.

Рекомендуем для водителей с разным стажем и опытом

для самых разных условий, то есть без ограничений.

Michelin Ivalo — «Вальяжный дворянин»

Шина с округлым плечом и специфическим кружевным направленным рисунком.

Ощущения от «Мишлена» почти такие же, как от «Гудьира». Поведение и характеры покрышек очень схожи, различия только в нюансах. «Ивало» чуть лучше «Ультра Грип» по боковым сцепным свойствам на льду и по экономичности, но несколько уступает ему по проходимости, разгону на льду и плавности хода. Ощутимо изменение реакций, когда машина в повороте переходит со снега на лед и наоборот.

Производитель — «Мишлен», Европейский союз

Максимальная скорость — 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора — 10,0 мм

Выступание шипов — 1,5–1,7 мм

Количество шипов — 88 шт.

Цена в Москве — 450 руб.

Соотношение цена/качество — 1,41 

Официальный дилер — «Русское Генеральное Агентство ШИН МИШЛЕН»

+ Высокие поперечные сцепные свойства на льду, хорошая курсовая устойчивость.

— Недостаточная топливная экономичность, невысокий уровень проходимости.

Рекомендуем «Мишлен» для всех категорий водителей и любых зимних условий.

Dunlop SP Arctic M 3 — «Крепкий орешек»

Шина с округлым плечом и ненаправленным рисунком, обеспечивающим, благодаря косым канавкам, эффективную самоочистку. Шипы выступают из протектора явно больше, чем следует.

У «Данлопа» высокие сцепные свойства на льду. Силен он в проходимости и топливной экономичности. Все остальные показатели — не ниже среднего уровня. Скорее всего, именно сильно выступающие шипы обеспечивают автомобилю при движении с большой скоростью небольшие курсовые колебания. В то же время этим же можно объяснить очень резкий срыв при достижении предельной скорости в повороте — как только подламываются шипы, машиной управлять почти невозможно.

После пробега чуть более тысячи километров обнаружили сильный износ шипов и следы складывания (посадка их стала менее плотной — шипы слегка качаются). Похоже, еще через пару тысяч они станут выпадать, и шина в этом случае со второго места в начале таблицы может переместиться на второе с конца.

Производитель — «Данлоп», Финляндия

Максимальная скорость — 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора — 9,6 мм

Выступание шипов — 2,5–2,6 мм

Количество шипов — 90 шт.

Цена в Москве — 530 руб.

Соотношение цена/качество — 1,61 

Официальный дилер — «Фирма Процессор»

+ Высокие сцепные свойства на льду, высокая проходимость.

— «Плавание» по дороге на высоких скоростях, интенсивный износ шипов.

Рекомендуется, как и предыдущая, для всех категорий водителей,

но с одним ограничением: не стоит ездить по чистому асфальту.

Gislaved Nord Frost II — «Чудеса на виражах»

Шина с оригинальным протектором, очень подвижным в центральной части. Ошипована сверхлегкими пластиковыми шипами с твердосплавной вставкой.

«Гиславед» — бесспорный лидер нашего теста. По всем замеренным и оцененным показателям, как правило, входит в первую тройку. Управление машиной на «Норд Фрост» не только безопасно, но и очень приятно. Шине абсолютно все равно, что за покрытие на дороге — рыхлый или укатанный снег, чистый лед и т. д. Отменно согласована работа протектора и шипов. Даже шум последних не вызывает раздражения.

Однако после пробега чуть более тысячи километров мы обнаружили потерю шипов на двух шинах. На одной не досчитались четырех, на второй — двух.

Производитель — «Гиславед», Швеция

Максимальная скорость — 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора — 9,8 мм

Выступание шипов — 1,8–2,1 мм

Количество шипов — 90 шт.

Цена в Москве — 560 руб.

Соотношение цена/качество — 1,42 

Официальный дилер — МВО

+ Комплекс высоких показателей.

— Потеря шипов.

Рекомендуем всем водителям — и новичкам, и мастерам. Каждый получит максимум для реализации своих возможностей. Использовать «Норд Фрост» можно без оговорок в любых условиях.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии