Мыть или не мыть...

МЫТЬ ИЛИ НЕ МЫТЬ...

]

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

МЫТЬ ИЛИ НЕ МЫТЬ...

Чем лучше мыть двигатель изнутри — традиционными промывочными маслами

или современными средствами-"пятиминутками"? А может, стоит

заливать дорогое масло и вообще не мыть?

Александр БУДКИН. Фото Александра Полунина

О том, что в двигателе во время работы накапливаются отложения, знает даже начинающий автомобилист, но только в общих чертах, а не в деталях. В зависимости от качества моторного масла и состояния самого двигателя скорость этого малоприятного процесса может быть разной, но механизм его остается неизменным. Все отложения в двигателе условно разделяют на три группы: высокотемпературные (нагары), среднетемпературные (лаки) и низкотемпературные (шламы и осадки). Первые появляются на деталях, непосредственно взаимодействующих с газами в цилиндре. Количество нагара зависит от расхода масла на угар и режима работы двигателя. Лаки образуются на деталях цилиндро-поршневой группы (поршень, кольца, стенки цилиндра) и так хорошо держатся на поверхностях, что почти не смываются. Количество их зависит от возраста автомобиля, состояния двигателя, применяемого масла и периодичности его замены. Шламы и осадки накапливаются в системе смазки двигателя — в картере и масляных магистралях.

С каждым из этих зол справляются по-своему. Удаление нагара в цилиндрах обычно сводится к 10–15 минутам работы мотора под высокой нагрузкой. Нагар на впускных клапанах, как правило, связан с износом маслосъемных колпачков и исчезает вскоре после их замены. Побороть лакообразование на поршне и кольцах простыми приемами довольно тяжело, здесь лучший выход — стараться предотвратить их образование, используя хорошие масла с группой качества по API SG и выше (SH, SJ). И наконец, от шламов и осадков, загрязняющих масляную систему двигателя, избавляются, своевременно меняя масло и при этом промывая двигатель. Составам для такой промывки как раз и была посвящена наша очередная экспертиза.

В ней «приняли участие»:

1. Промывочная жидкость Spectrol Motor Cleaner — то самое «промывочное масло», что заливают при смене старого масла на новое (фото 1).

2. «Аспект-Модификатор. Очиститель масляной системы», добавляемый в старое масло на последних (!) 250–300 км пробега (фото 2).

3. Промывка Motor Flush от фирмы «Джетгоу» (Jetgo) (фото 3).

4. Препараты Engine Flush от фирмы СТП (STP) (фото 4).

5. 5 minute Motor Flush от фирмы КВ (K&W) (фото 5).

6. Super Cleaning Еngine Flush от «Вальволин» (Valvoline) (фото 6).

7. Промывка Oil system cleaning and conditioner компании «Винс» (Wynn's) (фото 7). Пять последних — так называемые «пятиминутки» — добавляются в старое масло и «крутятся» вместе с ним на холостом ходу от 5 до 15 минут в зависимости от препарата.

Названные средства промывки двигателя, взятые на экспертизу, дали возможность сопоставить, во-первых, традиционное промывочное масло («Спектрол») с экспресс-промывками, а, во-вторых, отечественные препараты — с импортными.

МЕТОДИКА

В состав некоторых из промывочных препаратов входят антикоррозионные, противоизносные и противозадирные добавки. Хотелось бы, конечно, проверить химическую формулу представленных в тесте жидкостей, однако это дело крайне сложное и мы ограничились лишь четырьмя показателями — кинематической вязкостью, щелочным числом, эффективностью растворения отложений и стабильностью полученного при этом раствора.

Эффективность растворения — показатель «номер один». Он говорит о том, сколько «грязи» промывочный состав может смыть. Стабильность раствора — второй по важности параметр: сколько смытой «грязи» промывочный состав сможет «впитать», чтобы потом вместе с собой вынести из двигателя. Щелочное число обычно определяет способность к нейтрализации кислых продуктов. В нашем случае оно показывает количество металлсодержащих моющих присадок — тех, что присутствуют в «обычных» маслах. Вязкость промывок представляет интерес в сравнении с вязкостью масла: насколько мы его разжижаем. Кроме того, она свидетельствует о том, на какой основе — масляной или другой — получен данный препарат. Эффективность моющего действия и стабильность определялись по специальной лабораторной методике. На дно стеклянного сосуда помещали искусственный загрязнитель из числа асфальтенов и заливали смесью масла с испытуемым препаратом на 5–20 мин. Само собой понятно, что промывочное масло (фото 1) заливали в чистом виде.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Главный вывод (см. таблицу): все испытанные препараты обладают способностью вымывать из смазочной системы часть отложений, накапливающихся при работе двигателя. Иными словами, используя их, можно достичь определенного эффекта. Выявлено принципиальное отличие между отечественными и импортными препаратами: первые (образцы 1 и 2) сделаны на масляной основе, вторые — с использованием легкокипящих нефтяных растворителей. В их составе — сильные поверхностно-активные вещества, контакт с которыми для человека вреден. Недаром на импортных препаратах указано: «опасно при попадании на кожу и внутрь организма», а на образцах 3 и 5 еще более устрашающее: «смертельно опасно при попадании внутрь организма».

Заметно отличается от других образец 2 — он включает «обычные» металлсодержащие моющие присадки и потому рекомендован к доливке в масло на последних 250–300 км перед его заменой. По сути, он лишь увеличивает моющие свойства старого масла, а потому его присутствие в таблице — в известной мере условность. Попытка проверить его по методике «пятиминуток» не выявила моющего действия, что вполне объяснимо. Поэтому в таблице приведены значения для заливки чистого препарата (без масла). Специалисты же впоследствии рассчитали, что его эффективность находится на уровне образца 5. Таким образом, по моющей способности среди испытанных препаратов определились призеры: образцы 4, 3, 5 и 2, а по способности растворять в себе «грязь» и выносить ее из двигателя — образцы 1, 4, 3. 

Искушенный читатель может удивиться тому, что невысокие результаты показали препараты фирм «Винс» (Winn's) и «Вальволин» (Valvoline). Признаться, удивились этому и мы. В случае с «голландцами» напрашивается мысль о том, что для фирмы, известной своими маслами и антикоррозионными составами, препараты «подкапотной химии» отнюдь не основное направление, а возможность расширить ассортимент. Труднее объяснить неудачу «бельгийцев», для которых именно это направление — одно из приоритетных.

ВЫВОДЫ

Говоря о самом главном результате, мы не случайно подчеркнули, что испытанные препараты вымывают из смазочной системы лишь часть отложений. Сколько их всего образуется за время работы двигателя, зависит, как уже было сказано, от качества масла и своевременности его замены. Наиболее инициативные автовладельцы могут при желании комбинировать промывочные препараты — например, добавить в старое масло «пятиминутку» с сильным моющим действием, промыть ею двигатель, затем все это слить и залить промывочное масло, способное в наибольшей мере «выносить» загрязнения (см. табл.). В конце концов, ничто не мешает добавлять «экспресс-промывку» и в промывочное масло. Все это непременно увеличит желаемый эффект. Но при этом полезно помнить то, что хорошо знают домохозяйки: результат стирки грязного белья зависит не только от свойств стирального порошка, но и от того, насколько вещи были испачканы.

Редакция благодарит 25-й ГОСНИИ МО РФ за помощь в подготовке материала.

Наша справка

МАСЛА С УВЕЛИЧЕННЫМ ИНТЕРВАЛОМ ЗАМЕНЫ. Среди автомобилистов далеко не все имеют верное представление о таких маслах. Спецификации некоторых фирм, например Porsche, предполагают, что на автомобилях этой марки масло будут менять раз в 20 000 км, а, скажем, «допуск» МВ 229.1 означает, что на «мерседесах» выпуска 1997–1998 гг. масло может «ходить» аж по 30 000 км. Но это отнюдь не означает, что столь же долго это же масло сможет отработать и в «жигулях». Например, повышенный прорыв газов в картер способен довольно быстро подписать смертный приговор даже очень хорошему маслу.

Наша справка

СУПЕРКОНЦЕНТРАТЫ. Некоторые фирмы предлагают, помимо обычных промывок «пятиминуток», еще и сильно концентрированные препараты, рекомендуемые к применению раз в 30–40 тыс. км. Эти суперпромывки зачастую не только моют двигатель, но и «восстанавливают» сальники. Попросту говоря, вызывают набухание резины. Именно из-за этого их рекомендуется применять так редко. Между тем иные автолюбители по незнанию могут прибегнуть к услугам суперпромывок при каждой смене масла: дескать, промывать, так промывать. А это как раз тот случай, когда «кашу маслом...» можно испортить. Так что надписям на флаконе лучше все-таки доверять.

РЕЗЮМЕ

В СПИСКЕ мероприятий, необходимых для поддержания двигателя в чистоте, на первое место, пожалуй, следует поставить своевременность замены масла, на второе — качество применяемых масел, на третье — промывку двигателя при смене масла и только на четвертое — каким препаратом промывать.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии