История в сослагательном наклонении

ИСТОРИЯ В СОСЛАГАТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ

]

СПОРТ И ТУРИЗМ

СТАРЫЕ, СТАРЫЕ ГОНКИ

ИСТОРИЯ В СОСЛАГАТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ

У советских гонщиков была возможность подняться на раллийный Олимп. Но они так и остались у подножия.

Александр МЕЛЬНИК

Наконец-то можно было спокойно вздохнуть. Три сумасшедших дня и три адские ночи остались позади. До финиша ралли «Акрополис», шестого этапа чемпионата мира 1977 года, оставалось всего три спецучастка. Через какие-то 24 километра желтенький VAZ 21011 Стасиса Брундзы и Анатолия Брума закончит убийственную дистанцию и спокойно покатит к официальной финишной церемонии в Афинах.

Второй год подряд советские машины и советские гонщики совершают невозможное. В 1976-м Брундза вместе со своим соотечественником, штурманом из Литвы Арвидасом Гирдаускасом заняли 6-е место. И теперь Брундза и Брум шестые. В этот самый момент произошло невероятное — лопнул пополам задний мост ВАЗа.

...Ралли и раллистам в Советском Союзе повезло. Они чуть не единственные из автогонщиков могли встречаться с пилотами мирового уровня. Было время, когда вообще в сознании абсолютного большинства советских людей слова «ралли» и «гонки» были синонимами. Этапы чемпионата Европы и Кубка дружбы показывали по телевидению.

Традиции эти корнями уходили в самое начало века. Еще в 1912 году Андрей Платонович Нагель на «Руссо-Балте» занял девятое место в ралли «Монте-Карло» и второе — в испанском «Сан-Себастьяне», пройдя из Москвы до Пиренейского полуострова четыре с половиной тысячи километров без поломок и штрафных очков. С 1909 года и до начала первой мировой войны ралли в России пользовались все растущей популярностью и даже получили высочайшее покровительство.

Однако при советской власти этот вид автоспорта надолго был предан забвению. Лишь 31 мая 1957 года, когда выпуск легковых автомобилей в стране составил сто тысяч штук, стартовало первое в Союзе ралли. А уже через год, в августе 58-го, четыре «москвича-407» отправились в Финляндию, на ралли «1000 озер». Тогда же состоялся первый чемпионат страны по этому виду спорта. Наконец, в июне 1960 года по дорогам Польши, ГДР, Чехословакии и Советского Союза прошло первое международное ралли «За мир и дружбу».

Нужно было видеть, с каким энтузиазмом встречали москвичи «шкоды», «татры» и «вартбурги» наших, как казалось, вечных друзей на Ленинградском шоссе! С тех самых пор наши экипажи регулярно стартовали на отдельных этапах первенства Европы — «1000 озер», «Акрополис» в Греции, шведском «Полуночном солнце», «Рейде польском», «Монте-Карло», «Влтаве» в Чехословакии.

Однако добиться сколько-нибудь приемлемых результатов не удавалось. Уже тогда «волги» и «москвичи» серьезно уступали зарубежным конструкциям в удельной мощности и управляемости. Единственным козырем советских машин была надежность. Однако ее хватало лишь на места в лучшем случае в конце второго десятка абсолютного зачета.

И все же нашлась в СССР организация, решившая, что международное ралли — дело стоящее. Ею оказалось акционерное общество «Автоэкспорт», одно из немногих предприятий в социалистическом Союзе, которому приходилось работать в условиях капиталистического рынка.

Как выяснилось, не только победы, но даже старты в раллийных состязаниях способны весьма существенно укрепить позиции наших машин на международных рынках. Блестяще подтвердился этот тезис после марафонских ралли «Лондон-Сидней» 1968-го и «Лондон- Мехико» 1970 года.

В первом из них четыре практически серийных «москвича-412» сумели преодолеть 16 тысяч километров по дорогам Европы, Азии и Австралии, а Сергей Тенишев и Виктор Кислых заняли 20-е место. Через два года заводская команда «Москвич» уступила лишь «Форду» и «Бритиш Лейланд», а Леонтий Потапчик, Юрий Лесовский и Эдуард Баженов заняли 12-е место. И — о чудо! — продажи «москвичей» пошли в гору.

Тогда-то руководство «Автоэкспорта» убедилось, что затраты на участие в ралли окупаются. Давний лозунг американских автомобильных фирм «В воскресенье побеждай, в понедельник продавай!» заработал даже в условиях социалистической экономики. С этих пор старты сборной страны по ралли в отдельных этапах чемпионата Европы, а потом и мира частично или даже полностью оплачивал «Автоэкспорт».

Кроме того, в конце 60-х подготовкой машин для ралли всерьез заинтересовался «Ижмаш». На этом производственном объединении Министерства оборонной промышленности открылось Бюро испытаний автомобилей в условиях соревнований, где трудились 25 человек — инженеры, водители-испытатели, рабочие высокой квалификации. «Вы прежде всего испытатели серийной техники, а потом уже спортсмены», — говорил своим подчиненным вдохновитель и организатор этого Бюро главный конструктор ИЖа Владимир Арамаисович Абрамян. И заводская команда испытателей серийной техники с 1963 года участвовала в ралли в Польше и ГДР. А в 70-м впервые все пять машин для сборной СССР были подготовлены на «Ижмаше». Мало того, в Ижевск стали приглашать лучших раллистов страны. Так в заводской команде появился литовец Стасис Брундза.

Анатолий Брум, долгое время бывший тренером сборной страны, вспоминает: «Он многому научил нас, ижевцев, да и не только нас. Стасис убеждал на собственном примере, что талант, мастерство — обязательные, но отнюдь не достаточные условия успешных выступлений в ралли. Главное — работоспособность. Мы приезжали к месту старта за 7–8 дней и по 12–14 часов ежедневно тренировались, прописывая будущую трассу до мельчайших деталей, тщательнейшим образом готовя машины. Уже тогда у каждого нашего экипажа были не только „боевой“ автомобиль, но и как минимум один для тренировок».

И результат не замедлил сказаться. В 1971 году «москвичи-412» заняли 4-е (В. Бубнов и А. Печенкин) и 6-е (С. Брундза и Ю. Сейн) места в болгарском ралли «Золотые пески». А через год Брундза и Брум финишировали третьими на этапе чемпионата Европы — ралли «Рейд польский».

Прогресс был очевиден. Наших гонщиков с уважением встречали в Европе, их даже приглашали в заводские команды зарубежных фирм. Казалось, еще чуть-чуть и советские раллисты будут на равных соперничать со звездами первой величины. Дело теперь было за заводами. Казалось, ИЖ, АЗЛК и ВАЗ, соревнуясь друг с другом, начнут разрабатывать все новые модели для участия в чемпионате Европы и мира.

Увы, этого не случилось. На оборонном «Ижмаше» после смерти Владимира Абрамяна «тему закрыли». На АЗЛК никак не могли наладить выпуск новой модели, а «412-я» стремительно устаревала. В Тольятти, несмотря на то, что ВАЗ располагал сразу несколькими спортивными секциями, каждая из которых занималась ралли, изготовить настоящий спортивный автомобиль так и не сумели.

Между тем мировое ралли стремительно развивалось, все дальше уходя от советского. Со временем стало трудно рассчитывать даже на «победы в своем классе», столь любимые спортивными чиновниками.

Лишь Брундза в Вильнюсе пытался не отстать от Запада. Так в начале 80-х годов появилась «Лада-ВФTC», потом 300-сильная «Самара» группы Б с задним или полным приводом и двигателем, расположенным перед задней осью. Но без мощной финансовой поддержки заниматься ралли на мировом уровне нечего было и думать.

Фильмы о раллистах снимать перестали, центральные газеты ими больше не интересовались. И для всех знакомых с историей отечественного автоспорта 70-е годы так и остались временем, о котором можно вздохнуть: «Эх, если бы тогда еще чуть-чуть...»

До сих пор ипподромные гонки входят в программу отечественных ралли в качестве спецучастка. На снимке «Волга» чемпионов СССР 1962 года горьковчан Э.Васьковича и Г.Добровольского.

Так в конце 50-х выглядели пункты контроля времени. Пятигорск, всесоюзное ралли «Кавказ» для владельцев личных автомобилей, июль 1959 года.

Участников второго ралли «За мир и дружбу» 1961 года встречали толпы людей на улицах городов и деревень по всему маршруту от Москвы до Дрездена.

Первое выступление на «Акрополисе» в 1963 году лавров нашему «Москвичу-407» не принесло.

Стасису Брундзе принадлежит высшее достижение советских раллистов в чемпионате мира — 6-е место в Греции в 1976 году.

После того как преодолев 26000 км, до столицы Мексики добрались три из пяти «москвичей», популярность советских автомобилей в мире заметно возросла.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии