Праздник жизни. 5-й этап

ПРАЗДНИК ЖИЗНИ. 5-Й ЭТАП

]

СПОРТ И ТУРИЗМ

ГОНКИ ГРУЗОВИКОВ

ПРАЗДНИК ЖИЗНИ. 5-Й ЭТАП

Сергей ОСОКИН

В черном небе загорелся огненный шар и рассыпался с грохотом на тысячи разноцветных огней, высветив громаду полукруглой трибуны, увенчанной трехлучевой звездой... Так в ночь с субботы на воскресенье на знаменитом «Нюрбургринге» начался грандиозный фейерверк.

Под звуки последних залпов где-то над землей вспыхнуло: «Дальнобойщики — друзья!». И в ответ с громадного поля, что раскинулось рядом с автодромом, раздался вой сирен, сигналов, гудков и гудочков — настоящая какофония. Это салютовали могучие седельные тягачи, съехавшиеся со всей Европы на очередной этап Кубка. На окрестных зеленых холмах вдоль трассы — палатки, прицепы-домики. Шутка ли, орды болельщиков (порой их собирается около 200 тысяч) нагрянули сюда.

Даже не верится, но не так давно, в 1985 году, во время первых стартов европейского первенства многие сомневались в успехе «грузовой формулы». Зрелище в самом деле специфическое, уже хотя бы потому, что это, наверно, единственные в мире гонки, где максимальная скорость ограничена 160 км/ч. Да и впечатляющие обгоны на трассах, построенных для юрких «формул», крайне затруднены. Многое решается уже в первом повороте после старта... с хода. Дабы избежать нудной «трамвайной» езды, когда пилоты выстраиваются в затылок друг другу, дистанция состязаний как бы разбита на несколько гонок. В субботу после контрольных заездов проводится квалификационная гонка, где пилотам тоже начисляют очки, только вдвое меньше. По ее результатам определяют порядок старта основного заезда. В воскресенье все повторяется.

До 1987 года грузовое «кольцо» было по сути состязанием транспортных фирм-перевозчиков. Автозаводы не торопились вступить в дорогостоящее соперничество даже тогда, когда им это было предложено. Так, понемногу помогали спортсменам и частным командам, давали в аренду тягачи. А состязания между тем обретали своих зрителей. Целыми семьями приходят сюда поболеть за «свою» марку, пообщаться за традиционной кружечкой пива обветренные водители-дальнобойщики, дилеры автозаводов, владельцы больших и малых транспортных фирм. А это те самые люди, которые и формируют спрос на рынке грузовиков.

Первым перспективность грузового «кольца» понял «Мерседес-Бенц» и создал по сути заводскую команду. С 1990 года «трехлучевая звезда» стала в пух и прах громить конкурентов. Тем оставалось либо сдаться на милость победителю, либо бросить перчатку грозному сопернику.

В 1995 году первым решился на это немецкий МАН. И уже год спустя германский пилот Герд Кербер был буквально в шаге от победы. Только на последнем этапе пятикратный победитель Кубка британец Стив Пэрриш все же оттеснил соперника, снова оставив главный трофей в команде «Мерседес». Кербер же перешел в «конюшню» ДАФа.

После перерыва, связанного с трагической катастрофой в конце 80-х на «Париж-Дакаре» легендарного прототипа «ДАФ-Турбо-Твин», голландская фирма все же вернулась на спортивные трассы Кубка. Но, возможно, Кербер «проклял тот день, когда сел за баранку» ДАФа. Пока его результаты выглядят совсем бледно на фоне успехов гонщиков «Мерседеса».

Вторая сенсация произошла в прошлом сезоне. Кубковое «золото» вырвал у «трехлучевой звезды» финн Харри Луостаринен из частной команды Криса Ходжа, который владеет фирмой по продаже и аренде подержанных грузовиков. Каких-то два года назад на машине Луостаринена и ее «двойнике», построенном в Москве для Владимира Маркина, красовалась эмблема «ЗИЛ». Увы, наш завод потерял интерес к гонкам — не до того ему. Да и не станем кривить душой: от русского грузовика на машине осталась одна кабина, да и то переоборудованная. Сама «конюшня» — британская, пилот — финский, мотор («Катерпиллер») — американский, шасси — английское, коробка передач ZF и тормоза — немецкие.

А ведь были времена, когда на старте кубковых состязаний появлялись КрАЗзы, КамАЗы, МАЗы, упомянутый ЗИЛ-Катерпиллер. Сегодня единственный здесь русский пилот — Игорь Коновалов из команды Раменского грузового предприятия (RTE). Экс-чемпион России по ралли стартует на «Сису-SR340» с 11-литровым мотором «Камминс» в группе так называемых «гоночных грузовиков». Короче говоря, энтузиасту автоспорта директору RTE Владимиру Цельмину и его команде приходится начинать на «кольце» все сначала в «младшем» классе, по сути, серийных машин: искать спонсоров, лечить «детские болезни» автомобиля. И все-таки в воскресной квалификации Коновалов пришел на финиш седьмым, а в финальной гонке шел даже шестым, но подвели тормоза.

Основное внимание здесь, естественно, пилотам самого престижного класса «супергоночные грузовики», где разрешены кардинальные изменения. Впечатляет, когда по трассе несутся громадины, оснащенные 1200-сильными турбомоторами. Низкочастотный рев двигателя, от которого, кажется, дрожит земля, лихой посвист наддува, клубы пара от тормозных дисков, охлаждаемых водой... С ума можно сойти!

Со старта Кубка в этом классе схлестнулись команды «Мерседеса» и МАНа, оставив за спиной ДАФ и «Катерпиллер». Поначалу вперед вырвался Пэрриш. Затем лидерство захватил пилот МАНа Фриц Кройцпойнтер. Но не им суждено было праздновать победу. На экваторе 10-этапного чемпионата в Нюрбурге состоялся «бенефис» француза Людовика Фора. Его «Мерседес» финишировал первым во всех гонках уик-энда и заработал максимально возможные 60 очков на этапе! Вообразите, каков накал борьбы в Кубке, если уже через две недели на финском «кольце» в Аластаро Стив Пэрриш снова вышел вперед.

В Германии же у британца гонка явно не заладилась. «Что поделать. Оба дня просчитались с настройкой машины», — улыбнулся мне Стив, когда мы нос к носу столкнулись посреди закрытого парка, рядом с лагерем команды «Мерседес». Согласитесь, немного есть гонок, где царит столь демократичная атмосфера, где самые яркие звезды состязаний доброжелательны и открыты, где болельщик может запросто взять автограф, перекинуться парой слов со своим кумиром, посмотреть, как в двух шагах от тебя механики готовят к заезду гоночные болиды.

В перерывах тоже не соскучишься. Прямо перед трибунами шоу мотоциклистов. Его сменяет парад грузовиков — современных и ретро, а для истинных гурманов еще и гонки автомобилей формулы 1 минувших лет. Взрослым — традиционное пиво, детям — игрушки, сладости, аттракционы, прокат микроавтомобилей карт с настоящими бензиновыми моторами. А какие персонажи встретишь здесь! Рокеры, затянутые в традиционную «кожу с заклепками», фривольные девицы, отплясывающие нечто вроде канкана на открытой эстраде, люди в ковбойской одежде, только что купленной неподалеку на ярмарке... Кстати, тут можно купить все — от зажигалки, авторучки или куртки с гоночной символикой до грузовика. Каждая солидная фирма считает своим долгом открыть собственный павильон: заходи, изучай проспекты, покупай сувениры, а хочешь — заключай серьезный контракт. Два дня подряд и до ночи бурлит окологоночная жизнь. У всех участников этой тусовки на лице радость, два дня гуляет здесь публика, слегка очумевшая от веселья, и, главное, всякий находит место на этом празднике жизни.

Вид на «Нюрбургринг» с высоты птичьего полета...

Первый после старта поворот — здесь решается многое. Впереди — Людовик Фор (№ 7), Стив Пэрриш (№ 6) и прошлогодний победитель Кубка Харри Луостаринен.

44-летний англичанин Стив Пэрриш начинал гоночную карьеру на мотокольце и даже завоевал пятое место в чемпионате мира 1977 года.

А это — почти серийные машины класса «Рэйс Трак». Лидирует чех Мартин Колоч. На таком же «Сису» выступает наш Игорь Коновалов.

Герой этапа в Нюрбурге француз Людовик Фор в прошлом выступал за команду МАНа.

КУБОК ЕВРОПЫ ПО ГОНКАМ НА ГРУЗОВИКАХ

Положение после шести этапов.

Класс «Супер Рэйс Трак»

Зачет пилотов: 1. С. Пэрриш (Великобритания, «Мерседес-Бенц») — 231 очко; 2. Ф. Кройцпойнтер (Германия, МАН) — 225; 3. Л. Фор (Франция) — 222; 4. М. Ойштрайх (Германия, оба — «Мерседес-Бенц») — 212; 5. Х. Луостаринен (Финляндия, «Катерпиллер») — 195; 6. А. Альбасете (Испания, МАН) — 147.

Зачет марок: 1. «Мерседес-Бенц» — 83 очка; 2. МАН — 55; 3. «Катерпиллер» — 38; 4. ДАФ — 3. 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии