Осенний марафон

ОСЕННИЙ МАРАФОН

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ОСЕННИЙ МАРАФОН

«Дорога? Что это вы говорите, гражданин? Какая же там дорога? Нет там никакой дороги».

А. и Б. Стругацкие,

«Понедельник начинается в субботу»

Максим САЧКОВ. Фото Александра Полунина

Экспозиция. Осень. Выезжаешь на природу. Вспоминаются Пушкин, Левитан, Бунин... и «Пособие тракториста». Да, грунтовые дороги уже «поплыли», но ехать-то надо, ведь урожай убран и ждет потребления. Ваш железный конь (отнюдь не вездеход) стоит наготове. «Проскочу», — думаете вы и пускаетесь в путь... Увы, бездонная лужа, разбитая колея или скользкий подъем расстраивают все планы.

Что же можно придумать, чтобы победить распутицу — сделать из обычного авто «проходимца»?

Обратимся к известным средствам повышения проходимости. Но сначала — две оговорки. Будем полагаться только на собственные силы — то есть о тракторах и прочих буксирах речь не пойдет — и отложим пока разговор об «обувке» вашего автомобиля. Безусловно, от нее зависит многое. Там, где дорожные шины будут беспомощно буксовать, могут спасти зубастые зимние «грунтозацепы» — потихонечку дотянете до твердого участка дороги. Но ездить круглый год на шинах с хорошими внедорожными качествами (типа «Снежинки» или «НИИШП-Ралли») — удовольствие ниже среднего: растет расход топлива, в салоне стоит гул, машина теряет в динамике. К тому же шины дороги — за комплект просят не меньше 1000 рублей.

Мы задались целью штурмовать бездорожье, не влезая в особые расходы. Наши «помощники» куплены на рынке, цена каждого не превышает 250 рублей. Для проверки «грязевых аксессуаров» выбрали две редакционные машины: VAZ 21083 и VAZ 2106. Оба автомобиля «обуты» в дорожные шины размерности 175/70 R13; на оба установлены защиты картеров (обязательное условие на бездорожье).

В путь. Отбываем за город, в болотистые окрестности Ногинска. Съезжаем с асфальта и сразу же слышим из-под колес грязевое чавканье. Чем дальше в лес — тем хуже дорога. Колеи и ямы глубже, колеса скользят на мокрой смеси торфа, глины и песка... И вот результат: в грязи завязает «шестерка», идущая первой. Выбраться из месива своими силами ей не удается — с каждой попыткой колеса все глубже погружаются в рыхлую почву. В ход идет самый простой способ, благо, машина еще не на «брюхе» (вовремя остановились!) — пассажиров просят пособить. Получилось: потихоньку, враскачку вытолкали.

Идущая второй «восьмерка», проехав на этом же участке на полтора метра дальше заднеприводной родственницы, сползает с намеченной траектории (обычное поведение автомобиля с приводом на передние колеса) и мягко садится защитой двигателя на гребень глубокой колеи. Тут раскачка уже не поможет. Приходится доставать из багажника...

«Народные средства». А именно: лопату, домкрат, доски. Домкрат желательно не штатный, а более мощный и устойчивый (наш выбор — «ромбик»). Под пятку надо обязательно подложить доску или нечто подобное — иначе он уйдет в сторону или вглубь!

Неохота возиться с досками и крутить тяжелую ручку — всего за 230 рублей можно заставить автомобиль поднимать самого себя. Мы опробовали домкрат-"подушку", надуваемую выхлопными газами. В луже это приспособление проявило себя с лучшей стороны. Единственное замечание. Используя такой "подъемник", устанавливать его следует очень аккуратно, чтобы не проколоть "пузырь" о какой-нибудь болт или острую часть кузова (нам "повезло" продырявить подушку при первом же тренировочном надувании — заклеили, как камеру).

Машина поднята, под колеса подложены доски, насколько возможно, убрана грязь из-под днища и срезан злосчастный гребень. Аккуратно, натяг, пытаемся выбраться на намеченную траекторию... Ну, вот и все — со второй попытки выезжаем на надежный участок.

Под песню лебедки. Двигаемся дальше. Следующее, более серьезное препятствие встает на нашем пути. Первая машина пытается с ходу проскочить опасный участок и плотно, всем телом «садится» в самую грязь. Вот случай проверить очередное приспособление из арсенала проходимца — лебедку (180–200 рублей, заявленная грузоподъемность 1000 кг, да и на вид крепкая).

Так, за что же зацепиться? В нескольких метрах растет небольшая березка. Увы, штатный трос лебедки коротковат. Не беда — есть дополнительный, стальной. Одним крюком цепляемся за буксирную проушину или фаркоп, другим — за трос, опоясывающий дерево. Пробуем... Однако! Усилие на ручке слишком велико — даже стопор-"собачка" выгибается. Ничего, еще Архимед знал, что делать — через блок или непосредственно буксирную проушину сложить трос лебедки вдвое (наглядный пример — любой подъемный кран; кстати, к некоторым лебедкам колесико-блок с крюком прилагаются). Теперь качать рукоятку в два раза легче. Раз-два-три — и "шестерка" начинает плавно выплывать из грязевого плена. Здорово!

Но часто поблизости нет ни дерева, ни столбика, за которые можно бы было закрепиться. Как быть? Соседом лебедки по багажнику вашего авто должен стать якорь, с помощью которого вы и обретете точку опоры даже на раскисшем поле. К сожалению, такового в магазинах (да и на рынке) не найдешь. Единственный выход — сделать самому (лучшая конструкция — на фото — позаимствована из «советов бывалых» ЗР, 1986, № 10).

Нам нечего терять, кроме... «Шестерка» на суше — очередь за «восьмеркой». Ясно, что в таком болоте машина застрянет. Нет, хватит возиться в грязи. Достаем из багажника цепи (комплект — две цепи плюс ключ — стоит от 180 до 240 рублей в зависимости от размера колес). «Обуть» в них машину можно двумя способами: вывесить и поочередно «заковать» колеса либо разложить цепи на земле дорожкой и наехать на них. Первый способ — более аккуратный (цепь плотнее и ровнее опоясывает покрышку, да и работать сподручнее); второй менее трудоемкий, но «халтурный» — на тяжелой дороге ненатянутые цепи могут слететь.

В грязь въезжаем медленно — скорость здесь не нужна. Ощущения поразительные: как будто едешь на тракторе, а не на легковой машине. Там, где безоружная «восьмерка» по всем канонам обязана основательно засесть, она уверенно ползет на цепях, оставляя позади себя две аккуратно вспаханные борозды. Вот только приходится, имитируя пониженную передачу, изрядно газовать и «играть» сцеплением — иначе тяги в глубокой грязи не хватает.

Просто незаменим этот «аксессуар» при движении в горку, изрядно «умытую» дождем. Если подъем непротяженный, то можно применить лебедку, но сил при этом вы затратите больше, а удовольствия не получите вовсе.

Несколько советов по применению цепей. Старайтесь не развивать скорость более 20 км/ч. Помните: цепи — превентивное средство, в отличие от той же лебедки. Надо заставить себя обуть колеса до начала сложного участка — в луже это делать весьма сложно, иногда уже бесполезно. Лучше перестраховаться, хотя иной раз так не хочется вылезать из теплой машины в прохладную «сырость». Не используйте цепи на сухом и твердом покрытии — пожалейте шины.

Подытожим. Конечно, выбирают конкретное средство повышения проходимости, сообразуясь с конкретными условиями. Протяженность сложного участка, климат, почвы, рельеф, населенность, естественно, цена, и т.д и т.п. Поэтому — только общие выводы. Традиционные лопата, домкрат, доски — помогут на горизонтальном участке дороги, когда автомобиль еще не окончательно увяз в грязи. В настоящую распутицу они практически бесполезны. Лебедка — хороша, когда в целом дорога «ничего», но есть страшненькие места. Удобна как страховка — вытянет автомобиль практически из любой грязи, было бы куда. Обязателен якорь. Цепи — незаменимы при штурме многокилометрового бездорожья, длинного «скользкого подъема», на мокром и скользком глиняном проселке. Их минусы — безжалостны к шинам, могут закопать машину намертво.

...Здесь приведено только краткое изложение наших баталий с распутицей. Суммарно мы провели в грязи раз в пятьдесят больше времени, чем вам потребовалось, чтобы прочитать этот материал. Надеемся, не зря...

Напомним несколько «золотых» правил, обязательных при езде по плохим дорогам (подробнее — ЗР, 1996, № 11). Старайтесь не попадать в глубокие колеи — пускайте их между колесами. Не торопитесь, двигайтесь аккуратно — даже на ровном, укатанном проселке можно неожиданно встретить гибельное для подвески препятствие. Прежде чем преодолеть тяжелый участок, несколько раз протопайте его ножками, намечая траекторию. Если на пути глубокая лужа, внимательно изучите ее: глубину, рельеф дна, нет ли на дне опасных для картера, глушителя, днища предметов. Остерегайтесь покидать наезженную дорогу — в поле можно влететь на заболоченный участок. И еще один парадокс: чем лучше проходимость автомобиля (полный привод, хорошо цепляющаяся зимняя резина, цепи на колесах), тем меньше шансов у основательно застрявшей машины выбраться своими силами.

Две дополнительные «лошадки» сделают то, что не получилось у основных семидесяти шести.

Механический или гидравлический домкрат в луже не лучший вариант. А подушка — смотрите сами. Да и на асфальте хороша.

«Тяните, Шура»... Где «две лошадки» бессильны — поможет лебедка.

Якорь — пустячок, а приятно.

На каждое колесо затрачено около 3 минут.

Если нет сил домкратить, можно просто наехать...

«Шестерка» на цепях — ну чем не трактор.

Из такого разнообразия каждый выберет себе что-то по душе.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии