Долго ли умеючи?

ДОЛГО ЛИ УМЕЮЧИ?

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ДОЛГО ЛИ УМЕЮЧИ?

При каких условиях электроника может защитить автомобиль от угона?

Михаил КОЛОДОЧКИН. Фото Сергея Иванова

Когда про девушку говорят, что она хорошо играет на клавесине, это означает, что бедняжка некрасива. Точно так же отсутствие в электронной охранной системе реальных достоинств часто подменяется искусственным выпячиванием второстепенных характеристик, не имеющих к охране автомобиля никакого отношения.

Какие же параметры «противоугонок» относятся к заведомо никчемным? Как работает профессионал-установщик? Может ли чистая «электроника» защитить машину от угона? К сожалению, «противоугонная» сфера деятельности породила немало мифов, выгодных специалистам далеко не автомобильного профиля. И все же попробуем разобраться.

Мы понаблюдали за работой профессионалов в одном из московских автосервисов. Клиент попросил... демонтировать с его «Мерседеса» охранную систему и установить, как он выразился, нормальную. Достоинства предыдущей сводились к постоянным завываниям от проезжающих мимо автомобилей и способности посадить аккумулятор за две недели стоянки.

Миф № 1. Системы отличаются друг от друга количеством функций: чем их больше — тем система лучше...

Сопоставлять системы подобным образом — это то же самое, что сравнивать учебники по количеству страниц. Дело не в количестве функций, а в алгоритме. Любая современная система представляет собой сложный программируемый объект, умеющий выполнять практически любую прихоть хозяина. Однако только грамотные системы выполняют эту прихоть «без напряга». Например, такая «мелочь», как поочередное срабатывание дверных замков и бортовых огней при подаче команды с брелока, позволяет резко снизить пиковое потребление энергии и, следовательно, не подведет вас даже при слабом аккумуляторе. Другой пример — датчики не должны «заводиться» ни от снижения напряжения питания, ни от сигнала собственного пейджера. Кстати, автоматическая проверка работы пейджера через несколько минут после его включения избавит от необходимости просить соседа постучать по колесу машины ногой...

Умная система растворяется в автомобиле, становится его частью. Если нужно отключить аккумулятор — отключайте. Хотите отогнать машину на сервис — отгоняйте. Если же инструкция по эксплуатации системы постоянно требует от вас каких-то дополнительных действий, то стоит ли вообще с ней связываться?

На подготовку к работе уходит почти три часа. В салоне (фото 1) демонтируют руль, приборный щиток, несколько защитных кожухов, магнитолу и консольные панели. А вот и первые следы прежней халтуры (фото 2) — когда сняли кожух, под рулевой колонкой повисла паутина инородных проводов... По завершении подготовительных операций салон приобретает иной вид (фото 3).

Под капотом возни не меньше. На фото 4 хорошо виден кожух, скрывающий электронные «мозги» «Мерседеса». После «трепанации» перед нами предстают контроллер АБС и контроллер впрыска (фото 5). А вот и старая система (фото 6) — обмотанный изолентой жгут выдает свое происхождение с головой. В правом верхнем углу снимка виден блок предохранителей.

Миф № 2. Чтобы угнать автомобиль, угонщику необходимо добраться до основного блока и уничтожить его. Поэтому основной блок системы должен быть в ударопрочном корпусе. Разъемы блока приемлемы лишь такие же, как у автомобильных реле, — все остальное никуда не годится...

Если бы угонщики располагали многими часами на демонтаж основных блоков, то проблема угонов вряд ли возникла бы. В распоряжении вора всего несколько минут — хватает, чтобы взломать замки и обойти блокировки «напрямую».

Испытывать прочность основного блока кувалдой угонщик тем более не станет: он прекрасно знает, что блокированные цепи от этого не восстановятся. Что касается типа разъемов, то много ли ножевых соединителей, скажем, на «мерседесах»? И ничего, ездят...

Схема монтажа всегда индивидуальна. Основной блок системы можно разместить в недрах «торпедо» за комбинацией приборов (фото 7). Микроволновый датчик поселится под центральной консолью (фото 8) — установке мешает смонтированный ранее «Муль-т-лок», но это — проблемы мастера. Шок-сенсор стараются особенно не запрятывать, поскольку клиенты довольно часто приезжают с просьбой изменить уровень чувствительности, заданный установщиком. Возможное место расположения шок-сенсора — под магнитолой.

Миф № 3. Провода системы должны быть только черного цвета. Это запутает угонщика...

Любой дополнительный провод должен быть незаметен — это верно, но облегчать угонщику жизнь, заранее сообщая ему цвет «противоугонных» проводов, просто глупо. Если разводка выполнена мастером профессионально, то ее практически не видно. Новые провода как бы вливаются в штатные жгуты. Цвет проводов установщик подбирает под конкретный автомобиль. Это особенно важно там, где есть открытые участки проводки — например на «опелях».

Миф № 4. Не нужно мудрить с блокировкой — вдруг что-то сломается? Гораздо надежнее разорвать цепь питания катушки зажигания — в случае чего ее всегда можно восстановить...

Если блокировку сможет обойти простой «чайник», то профессионал сделает это с закрытыми глазами. Тот, кто предлагает подобную халтуру, либо не ручается за безотказность монтируемой им системы, либо просто не умеет блокировать все остальное.

А если и правда в дальней дороге что-то сломается? Выход один — добраться до ближайшего сервиса и просить электрика восстановить работоспособность штатной системы автомобиля. На эту работу понадобится 4–6 часов. Добравшись до дома, предъявите претензии вашему установщику.

Блокировка электрических цепей — то, ради чего устанавливается электронная «противоугонка». На данной модели будут заблокированы стартер и контроллер впрыска, в частности — датчик положения коленвала, без которого работа двигателя невозможна. На некоторых автомобилях установлено несколько таких датчиков — здесь целесообразно разрывать цепи управления форсунками.

Часть дополнительных проводов может служить «обманкой»: к примеру, на два полезных провода — четыре ложных, соединенных с «плюсом» или замкнутых «на корпус». Эта работа не описана в инструкции по монтажу системы, но профессионалы не жалеют на нее времени. «Вычислить» такой жгут гораздо тяжелее, а скручивание всех проводов в один угонщику не поможет.

Миф № 5. Хороший установщик не станет возиться с одной машиной целый день.

Если мастер имеет дело только с автомобилями одной марки, то сократить время монтажа действительно можно, хотя и ненамного. Истинный мастер не допускает «повторов» — даже два одинаковых «Форда» он защитит по-разному. Обычно мастеру приходится иметь дело с сотнями различных машин и работать без документации, отыскивая нужные сигналы с помощью осциллографа. Поэтому реальное время монтажа системы — 6–7 часов для бригады из двух человек и 12–14 часов — для одного.

Весь комплекс работ занял у мастера 12 часов. А вот та система, от которой клиент решил избавиться, действительно могла быть установлена часа за три. Автомобиль обрел прежний облик (фото 9).

На свою работу мастер дает пожизненную гарантию. Означает ли это, что автомобиль теперь нельзя угнать? Нет, не означает. Однако мастер гарантирует, что при отсутствии ключей и брелока оборудованный им автомобиль нельзя угнать «от подъезда» своим ходом, не затратив 6–7 часов. Подразумевается, что все это время владелец угоняемой машины никак не реагирует на сигналы пейджера и вой сирены. Разумеется, речь идет только о современных машинах с контроллерами под капотом — «жигуленок» на одной «электронике» не продержится и нескольких минут.

Миф № 6. Функция «Антикар-Джек» поможет вам вернуть автомобиль при насильственном угоне.

Не поможет... Во-первых, при насильственном угоне вас, извините за прозу, огреют чем-нибудь по голове — какие тут «джеки»... Во-вторых, даже если вы быстренько придете в себя и нащупаете в кармане запасной брелок (!), то не стоит переоценивать его реальную дальность. Самые дальнобойные брелоки теряют свой талант в условиях сильнейших радиопомех. В Москве есть места — улица Казакова, Останкино, Шаболовка и др., где дальность действия составляет... метр!

Налицо, увы, рекламная уловка. То же относится к режиму «Паника», который подчас рекомендуют использовать для поиска автомобиля на стоянке перед стадионом...

Итак, для защиты современного автомобиля необходим тандем — профессиональная система плюс грамотная установка. Помните: чтобы алмаз стал бриллиантом, нужен хороший ювелир.

Редакция благодарит московские фирмы «Реал-Авто Сервис» и «Мэджик Ринг»

за помощь в подготовке статьи.

Салон «Мерседеса» — таким же он должен остаться после окончания работ.

Паутина инородных проводов — так работают халтурщики.

Еще три часа назад это было «Мерседесом».

Под этим кожухом находятся «мозги» «Мерседеса».

Братья по разуму — контроллеры АБС и впрыска.

Этот блок больше никого не потревожит.

Одно из возможных мест размещения основного блока системы.

Здесь поселится микроволновый датчик.

Салон обрел прежний вид.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии