Итоги продаж автомобилей в США в 2015 году: прощай, топливная экономичность

На волне роста американской экономики и почти двукратного падения цен на топливо продажи автомобилей в США в 2015 году выросли на 5,8% по сравнению с 2014 годом. Тройку моделей-бестселлеров составили рамные пикапы с мощными бензиновыми моторами.

В 2015 году в Америке было продано 17 473 320 легковых автомобилей и вседорожников, причем основной спрос пришелся именно на модели сегмента SUV – пикапы и кроссоверы. Траки заняли первые три места в общем рейтинге продаж, лидером в очередной раз стал Ford F-Series. Он, вопреки прогнозам некоторых экспертов, не потерял популярность из-за перехода на алюминиевый кузов, который дороже в ремонте, чем стальной, – американского покупателя это обстоятельство от модели не отпугнуло.

Марка Ford также заняла первое место в рейтинге самых продаваемых в Америке брендов. Любопытно попадание в первую десятку Subaru, для которой девятая позиция при скудной модельной линейке результат более чем выдающийся. Североамериканский рынок для японской марки сейчас является ключевым, ее менеджеры намерены наращивать здесь присутствие и в среднесрочной перспективе предложат американцам большой 7-местный кроссовер, который должен стать успешнее, чем провальная Tribeca.

В сегменте массовых легковых моделей лидируют «японцы», оккупировавшие пять первых позиций в списке бестселлеров. Американский Ford Fusion смог пробраться лишь на шестое место. Еще одна американская модель в первой десятке – это компактный Chevrolet Cruze, но за год его продажи упали на 17%, так что по итогам продаж 2016 года он рискует вылететь из списка бестселлеров.

При покупке кроссоверов американцы, как правило, отдают предпочтение компактным моделям, однако в первую десятку попали и три среднеразмерных паркетника – Chevrolet Equinox, Ford Explorer и Jeep Grand Cherokee. Интересно, что на восьмой позиции оказался рамный «проходимец» Jeep Wrangler, который за пределами США считается экзотической нишевой моделью. У себя на родине он нашел в прошлом году более 200 тыс. покупателей, несмотря на тесноту в салоне и не самую лучшую управляемость.

Тройка лидеров в сегменте пикапов повторяет таковую в общем зачете. Несмотря на бешеную популярность траков, модели данного типа есть далеко не у всех представленных на американском рынке производителей. Дело в том, что потеснить на грузовом олимпе местные бренды почти невозможно, потому и пытаться особо никто не хочет. Показателен пример марки Nissan, в арсенале которой есть два вполне удачных по своим потребительским качествам пикапа – Frontier и Titan, но местная публика их не жалует: обе модели в 2015 году показали отрицательную динамику продаж. Тем не менее в сегменте пикапов хочет вновь попытать удачу марка Honda и впервые – Hyundai. Свой пикап появится в 2018 году и у марки Jeep, но ему стабильный спрос гарантирован заранее.

В люксовом сегменте бал правят «немцы» – Mercedes-Benz и BMW, а вот третий член большой немецкой тройки, марка Audi, смогла добраться лишь до пятой позиции – далеко не все американцы считают ее премиальной, несмотря на более чем достойный технический уровень. Конструктивно более простые модели Buick пока успешнее, хотя их продажи по сравнению с прошлым годом немножко просели, но положение должен поправить экспортируемый из Китая кроссовер Envision.

В десятку сильнейших пробрались и три японских премиум-бренда — Lexus, Acura и Infiniti, занявшие третье, шестое и восьмое места соответственно, но лучшую динамику роста показала именно люксовая марка фирмы Nissan – прирост в 13,8% по сравнению с предыдущим годом.

На «зеленом» фланге американского рынка полнейшее уныние. Продажи гибридов и их plug-in сородичей валились в течение всего года – поглядите на списки бестселлеров: у всех представленных в них моделей отрицательная динамика спроса, за исключением имиджевых BMW i8 и Porsche Cayenne S E-Hybrid, но их продажи на общем фоне исчезающее малы.

Наиболее драматическое падение показала plug-in версия Toyota Prius (-68,4%) – неудивительно, что новое поколение Приуса вышло на рынок без подключаемой к розетке модификации.

Сегмент электромобилей по итогам года вырос на 6,6%, но эту положительную «дельту» дала исключительно фирма Tesla Motors, чья продукция сейчас находится на пике моды и как следствие – спроса. Результат BMW i3 можно не принимать в расчет, так как производитель напрочь отказывается оглашать данные по продажам модификаций, а потому невозможно сказать, за счет чего вырос спрос на эту модель, ведь i3 доступна потребителю и как электромобиль, и как plug-in гибрид.

Бывший когда-то лидером сегмента Nissan Leaf стремительно теряет популярность: продажи упали на 42,8%. Зато аналитики дают хороший прогноз по новинке GM – субкомпактному электрокару Chevrolet Bolt, который в состоянии проехать 320 км на одной зарядке.

Совершенно не интересует американцев находящийся на десятой позиции Ford Focus EV, но фордовцы более не намерены прозябать в числе электрических аутсайдеров и к 2020 году представят 13 новых электрокаров – на их разработку компания выделила 4,5 млрд долларов.

В 2016 году большинство экономистов и отраслевых экспертов прочат американскому рынку дальнейший рост в пределах 5-10%. Этому будут способствовать те же факторы, что привели к увеличению продаж автомобилей в 2015 году: дешевая нефть и позитивный тренд в экономике, связанный с бегством капитала с развивающихся рынков в более-менее стабильную американскую гавань с ее надежным долларом. Экологический скандал вокруг марки Volkswagen приведет к практически полному исчезновению с американского рынка сегмента дизельных машин: в 2015 году он упал на 12,2%, до 150 тыс. на всю огромную страну. Гибридный сегмент продолжит коллапсировать ровно до той поры, пока цены на бензин вновь не поползут вверх, чего в среднесрочной перспективе (в ближайшие два года) никто не ждет.

Подпишитесь на «За рулем» в