Советы бывалых

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ

Проверяя по инструкции тормоза АЗЛК-21412, я обнаружил, что при любых условиях и положениях регулировочного болта на «колдуне» (регуляторе давления в задних тормозах) задние колеса не блокируются. После продолжительных поисков выяснил, что нагрузочный стержень 3 (рис. 1) не выдерживал нагрузки, которая создавалась при торможении на нажимном рычаге 1, и прогибался. В результате «колдун» перекрывал путь жидкости к задним тормозным цилиндрам. Диаметр стержня составляет около 5 мм при длине около 600 мм. Чтобы усилить его, плотно вставил стержень в металлическую трубку внутренним диаметром 6 мм. Эффективность тормозов возросла, а их работа стала соответствовать требованиям «Руководства по ремонту».

* * * 

Чтобы избавиться от «звона», который действовал на нервы при каждом троганье с места, я заменил штатную контактную систему зажигания на бесконтактную — старооскольского завода автотракторного оборудования. Однако особых улучшений не заметил. Привел характеристику центробежного регулятора в соответствие с графиками в руководствах. Но и после этого двигатель сохранил некоторую вялость. Свечи имели нагар, скорее, черного, чем серого цвета — очевидно, зажигание было поздним. Покопавшись в литературе, я сделал вывод, что приведенные в руководстве характеристики центробежного регулятора соответствуют обогащенной смеси. В последние годы, когда ужесточились требования к токсичности, на двигателях стали применять карбюраторы, которые готовили обедненную смесь, при этом коррекцию в систему зажигания, видимо, не ввели (а может быть, это связано с особенностями моего двигателя). Пришлось изменить характеристику центробежного регулятора, как показано на графике (рис. 2). После этого двигатель стал заметно резвее и лучше тянет на низких оборотах.

Чтобы устранить скачки разрежения, также влияющие на угол опережения зажигания на переходных режимах (это было заметно по прыгающей стрелке эконометра), я примерно на 40% усилил пружину вакуумного регулятора. После этого типичный «москвичовский» «звон» при разгоне полностью исчез. Двигатель более динамично реагирует на педаль газа. Расход топлива на трассе летом составляет до 7 л, в городе — около 9 л.

С.-Петербург Н. ЕРМАКОВ

Рис. 1. Привод регулятора давления: 1 — рычаг; 2 — поперечная тяга задней подвески; 3 — стержень; 4 — трубка; 5 — регулятор давления.

Рис. 2. Характеристики центробежного регулятора: 1 — штатная; 2 — измененная.

В «Жигулях» VAZ 2101 начал громко «визжать» вентилятор отопителя. После его разборки выяснилось: на валик электродвигателя по причине недостатка смазки «наволоклось» много металла с подшипника скольжения (втулки), и валик заклинило в подшипнике. Последний, вращаясь в гнезде алюминиевой крышки, и вызывал противный визг.

Смазка и кернение втулки помогли, но ненадолго — сказался большой износ деталей. Пришлось купить новый электромоторчик, поблагодарив старый за долговечную службу — 25 лет! Так что, если у вас закапризничал моторчик-ветеран, не тратьте время на ремонт — сразу замените его новым.

Нижегородская область В. АНДРОСОВ

* * * 

Когда часто ломаются успокоители цепи привода распредвала, обычно меняют цепь, полагая, что виновата она. Так поступал и я, пока не обратил внимания на звездочку на распредвале. Она была сильно изношена, причем с одной стороны. Здесь звенья набегали на вершины зубьев, цепь чрезмерно натягивалась, что и приводило к поломкам башмаков.

После замены звездочки поломок больше не было.

Казань Н. МИКЕРИН

Для закручивания колесных болтов (или гаек) уже на третьей по счету машине с успехом пользуюсь не баллонным, а накидным ключом: он никогда не соскакивает и не срывает граней крепежа. На «Таврии» двойной ключ «17х19» был удобен еще и тем, что подходил как к штатным гайкам («на 17»), так и к переходнику «секретки» («на 19»).

* * * 

Перевезти груз на крыше бывает порой необходимо и владельцам иномарок. Современная конструкция их кузовов — без водосливных желобков на крыше — не позволяет установить традиционный багажник. Конечно, можно купить и специальный, о чем писал ЗР (1998, № 1 и 5), но обойдется он в три-четыре раза дороже.

Для нашего «ФИАТ-Уно» мы заказали багажник (поперечные дуги) в фирме «Билтема» по цене около $75 плюс доставка ($15). Кстати, он подходит еще для двух десятков автомобилей разных марок. Но дуги позволяют перевозить только длинномерные предметы, сумку или коробку поставить некуда — не предусмотрена «корзина» на крыше. В принципе, и ее нетрудно заказать, но можно и сэкономить, использовав верхнюю часть старого багажника. Ее прикрепляем к дугам скобками из стального прутка диаметром 4,2 мм (см. рис.). Чтобы скобки не ржавели, пруток можно заключить в полихлорвиниловую трубку или обмотать изолентой. Длину поперечных трубок рамки пришлось немного уменьшить, но, возможно, на больших машинах это не понадобится.

Москва А. МИХАЙЛОВ

Багажник на «ФИАТ-Уно»: дуги — фирменные, «корзина» — самодельная.

Скобки (4 шт.) для крепления «корзины» к дугам.

Из всех способов разбортовки шин без приспособлений я предпочитаю самый простой — с помощью деревянной клиновой оправки и тяжелого молотка или кувалды. Наступив на край покрышки, вставляю в образовавшуюся щель оправку и, уперев ее в бортовое кольцо, наношу несколько ударов (см. рисунок). Передвигая оправку, быстро отделяю покрышку от обода.

Некоторые автомобилисты в качестве оправки применяют монтажные лопатки. В этом случае часто попадают молотком по пальцам, повреждают бортовое кольцо и закраину обода.

Оправку, разумеется, лучше сделать из дерева твердых пород (березы, бука и т. п.), но не хрупких, как дуб. Я использовал ножку от старого стола.

Мурманская область, В. ЮМУКОВ

Мончегорск

ЛУЧШИЕ СОВЕТЫ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

При посадке в «Ниву» пассажиры вынуждены наступать на порог, в результате на нем стирается краска и появляется коррозия. Чтобы защитить его, я зашкурил и обезжирил поверхность, а затем наклеил полоску тонкой резины (1–1,5 мм) клеем «88».

В течение 10 лет эксплуатации машины мне лишь однажды пришлось сменить резинку на правом пороге. Металл под ней оказался чистым.

Полезно также наклеить резину шириной 60–80 мм на переднюю кромку арки заднего колеса на расстоянии 150–200 мм от края порога. Здесь краска сбивается в течение года, а защищенная резиной — служит много лет.

Москва В. ШАВЫРИН

При преодолении некоторых препятствий, например песчаных наносов или сугробов, в автомобилях VAZ 2108 и 2109 может деформироваться топливный бак — прогнуться внутрь дно. Чтобы выправить его, не снимая с автомобиля, потребуется ножной или ручной насос, подойдет и компрессор с выходной трубкой внутренним диаметром 6–9 мм.

Подняв заднее сиденье, открываем лючок в днище машины и снимаем с датчика указателя уровня топлива трубку, идущую из бака. Вместо нее подсоединяем к баку трубку от насоса. Помощник должен закрыть пальцем обратный клапан (возле наливной горловины) и одновременно следить за положением дна бака. Уже при небольшом избыточном давлении он примет свою прежнюю форму.

Если в баке есть бензин, то сразу после исправления необходимо пережать трубку насоса (компрессора) и попросить помощника освободить клапан, открыв крышку наливной горловины, иначе находящийся под давлением бензин может попасть из бака в компрессор или залить салон.

Возможно, после проделанной операции указатель уровня топлива будет явно «занижать» показания. Это значит, деформирован рычаг датчика уровня топлива. Его снимают и выправляют рычаг.

Москва М. ПОДОРОЖАНСКИЙ

Так случилось, что в систему охлаждения VAZ 2103 была залита вода. Вдруг не ко времени резко ударил мороз. «Тосола» под рукой не было, а ехать надо. В дороге температура охлаждающей жидкости необычно быстро поднялась до предела: замерзла вода в радиаторе.

Что делать? Подручных средств, чтобы отогреть радиатор, нет, на трассе никого. Решение пришло быстро. Ставлю автомобиль по ветру. Меняю полярность питания электродвигателя вентилятора (то есть подключаю наоборот провода «+» и «-»), заставив крыльчатку вращаться в обратную сторону. Закрываю капот. Теплый воздух от горячего двигателя стал нагнетаться на радиатор, и через пять минут стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости начала возвращаться к обычному своему положению: циркуляция жидкости, как и положено, пошла по большому кругу, то есть через радиатор. Поменяв подключение проводов электродвигателя вентилятора местами, благополучно продолжил путь.

Воронежская область, В. СТЕБУЛОВ

Эртиль

Справка редакции. Этот способ отогревания радиатора пригоден для всех автомобилей с электровентилятором в системе охлаждения.

Если бегунок и электроды в крышке распределителя зажигания автомобиля сильно износились, а запасных нет, не спешите их выбрасывать. Бегунок можно легко и просто восстановить, причем так, что с ним и старая крышка распределителя будет работать нормально.

Для этого достаточно ножовочным полотном пропилить пластмассу под лепестком (контактной пластиной) бегунка на глубину до заклепки, как показано на рисунке, зачистить нижнюю и торцевую поверхности лепестка и облудить их. Также очистить и залудить одну из поверхностей удлинителя 5, вырезанного из листовой латуни по форме лепестка, ввести этот удлинитель в сделанный пропил и хорошо припаять. Останется только мелким напильником довести размеры припаянного кусочка по ширине и по длине до величин неизношенного бегунка. При этом особое внимание следует уделить длине пластины, чтобы не превысить размер 27,5 мм. В противном случае восстановленный лепесток бегунка будет задевать за электроды крышки распределителя.

Так как конец пластины теперь оказался ниже на 2–2,5 мм, он будет взаимодействовать с целой, невыработанной частью электродов крышки распределителя, и, следовательно, она будет работать как новая.

Такой ремонт бегунка я сделал на VAZ 2101 после 80 тыс. км пробега, и вот еще 60 тысяч распределитель работает хорошо.

Вильнюс Г. ЕМЕЛЬЯНОВ

Справка редакции. Мы публиковали ранее совет о напайке удлинителя контактной пластины сверху. Совет Г. Емельянова пригоден в тех случаях, когда не изношена нижняя часть электродов в крышке.

Отремонтированный бегунок: 1 — корпус; 2 — штатная пластина; 3 — дополнительная пластина; 4 — контакт в крышке распределителя.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии